Успенский собор, 1671-1715 гг. В 1767 г. в связи с появлением трещин в арках под них были подведены столбы, укреплена восточная стена. В 1820 г. грушевидные купола заменены на луковичные, тогда же были пристроены колокольня и крытый переход к ней.
Сооружен в формах барокко из кирпича, в плане крестовый с гранеными боковыми башенными объемами и опирающимися на стены и паруса усеченными сомкнутыми сводами, несущими барабаны глав, перекрытых куполами. Барабан центральной главы опирается на арки и паруса и завершен куполом. Между боковыми ветвями — четыре пониженные относительно основного объема прямоугольные в плане камеры, перекрытые сомкнутыми сводами. Сооружение пятикупольное, барабан центральной главы цилиндрической формы, остальные — граненые. Грани основных объемов оформлены пилястрами, окна вытянутых пропорций с приоконными полуколонками. Основное декоративное убранство фасадов составляют фигурные сандрики над окнами, наличники и многопрофильный карниз, многократно раскрепованный на пилястрах; раскреповка венчающего и надоконного карнизов образуют широкий пластический насыщенный фриз сооружения. В интерьере центральный барабан опирается на высокие подпружные арки, бабинец отделяется стрельчатой аркой от центрального объема, на хоры ведет внутристенная лестница.
Памятник — одно из значительных произведений украинского барокко раннего периода. Аналогами являются Екатерининская церковь в Чернигове, Георгиевская церковь Выдубецкого монастыря в Киеве.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 322, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
Успенский собор в Новгороде-Северском расположен на высоком холме и выделяется среди зелени садов и низких одноэтажных домиков стройным, устремленным вверх белоснежным силуэтом. Собор был заложен в 1671 г. на месте деревянного храма. Однако строительство очень затянулось — сначала из-за того, что черниговский архиепископ Лазарь Баранович, благодаря которому и началось строительство, основное внимание уделял строительству в Чернигове, а затем из-за того, что по приказу Петра Первого каменное строительство запрещалось везде, кроме Санкт-Петербурга. Сооружение Успенского собора возобновилось только в 1721 г. — через пятьдесят лет после закладки.
В основу пространственно-планировсного решения собора была положена структура пятикупольного срубного храма на девять частей. Центральный объем собора имеет размеры в несколько раз больше, чем объемы четырех боковых объемов. Высота центрального купола вдвое больше других куполов. Все это создает впечатление пирамидальности. Декор фасадов создается сочетанием широких пилястр с карнизом, наличниками и сандриками окон, а также граненой структурой объемов, что в сочетании с белым цветом стен создает игру света и тени.
В 1767 г. в стенах и сводах храма появились большие трещины, вызванные, вероятно, оползнями горы и очевидными ошибками в проектировании. Чтобы предотвратить разрушения, усилили восточную стену подпоркой, а под подпружные арки с южной и северной стороны установили дополнительные столбы, что уменьшило внутреннее пространство собора. Позже, в 1829 г., украинские грушевидные купола заменили луковичными. Тогда же построили колокольню и соединили ее переходом с храмом. Колокольня была отстроена в барочных формах, а не в псевдорусских, как обычно это делали во второй половине 19 века. Тем не менее, Успенский собор был и остается одним из наиболее ярких образцов украинского барокко.
Из книги-фотопутеводителя: Новгород-Северский: Город десяти веков. А.М. Федирко. Изд-во «Мистецство», г. Киев, 1989 г.
Неизвестно, с какого именно года строился ныне существующий каменный соборный храм. В 1718 г. гетман писал: «Уже несколько лет начал строиться храм успения Богородицы, но на окончание его ещё много нужно издержек». Между тем при кафедре цел антиминс, выданный в 1701 г. для Новгородского соборного храма. По делу 1727 года надобно думать, что в 1701 г. освящен был один из приделов собора, которых по переписи 767 г. было два, с правой стороны в честь пр. Илии, с левой – во имя безсребренников Косьмы и Дамиана.
Преосв. Иродион в 1723 г. янв. 23 писал к гетману: «по должности моей тщание о сем имея, дабы везде в епархии моей церкви божественныя без обычнаго набоженства не булы, желанем, возвращаючись з царствующаго града Москвы в прошедшем 1722 г. в августе м. под час бытья моего в Новгородку, освятити сам великим освящением, яко соборную, а мою престольную, церковь Новгородскую. Но уряд и парахиане тамошние предлагали, яко бы не прибрались зов сим к освящению великому. Теперь зась в прошедших числах высоким Ея Имп. Величества указом з свят. синода велено мне в епархии моей ведати: на чом якой церкви священнослужители зостают? Тако ж откуда якая церковь к священнослужению потребная имеет? О чем всем известия требуючи, писалем до п. сотника новгородскаго, от котораго принявши о сем и о прибору к освящению церкви известие, сам имию туда в Новгородок прибути и помянутую соборную церковь освятити».
Но главный храм не был освящен, от того что открылись безпорядки в его постройке и ктиторстве; суммы растрачены ктиторами, определявшимися светскою властию – и по собору шла безурядица самоволия. В 1727 г. дек. 29 преосвященный сообщил гетману, что соборной Новгородской церкви не позволяет он освятить не по ссоре за кафедральную землю, а потому, что некоторые из урядников и посполитых, растратив церковныя деньги, не хотят дать в них отчета; притом же для прихожан совершается богослужение в придельном храме. Вероятно освящение главнаго храма последовало уже при преосв. Иларионе.
Так как к 1767 г. оказались в арках и восточной стене собора трещины: то по разрешению преосвященного Кирилла Ляшевецкого храм был скреплен железными связями, под арками поставлены столбы и восточная стена снаружи подкреплена контрфорсом; тогда же расширен был храм – пристройками с южной и северной сторон. Каменная колокольня построена в 1820 г.
Замечательные святыни собора:
1. Икона Богоматери на медной доске, предмет особенного благоговения для местных жителей. В 1744 г. устроенная на нее серебренная вызолоченная риза усердием Ульяны Романовской Будаевской.
2. Крест ручной серебряный – дар иеросхимонаха Софрония 1708 г.
3. Потир серебр. в 3 ф. 37 зол. 1623 г.
4. Другой потир сер. в 2 ф. с надписью «Cospar Radiunis, parochus niechamiensis ecclesiae, in qua est inventus, donavit, an. 1613». На подножии изображены: Богоматерь, римский бискуп с молитвенником в руках и римский монах в длинной одежде. По этим изображениям очевидно, что потир устроен был для костела; село Нехаевка в Сосницком уезде; нехаевский пан – Папнет принес дар для новгородского костела.
5. Евангелие львов. п. 1636 г. с надписью: «положили на престоле в церкви успения пресв. Богородицы, стоячой в месте Новгородку северском, Фед. и Тит. Якимовичи и Степа Кондратович, мещане новгородские, – року 1641».
6. Евангелие м. п. 1712 г. в серебряном вызолоченном окладе, с надписью: «1748 г. оправлено за презвитера Игнатия Томиловскаго коштом церковным; делал Иван Авдеев Погарский».
7. Серебр. гробница в 12 ф. искусной работы, 1779 г. В прошлом столетии цела была грамота данная Новгородскому собору 1640 г. Александром Пясочинским, старостою новгородсеверским и каштеляном киевским, как вероятно, по влиянию благочестивой супруги его, урожденной Древинской. Этою грамотою предоставлены были бывшему тогда протопопу Димитрию Долматовичу и его преемникам на содержание пахатные и сенокосные земли, озеро и дань меровая. По другим примерам можем полагать, что Пясочинский не то, что вновь дал эти угодья собору, а утвердил за ним древнюю собственность его, дар князей северских.
По переписи 1767 г. при соборе школа, где дьячок, псаломщики и пономарь, богадельня на земле пожертвованной дьячком Иваном Веребьем. Затем показаны следующия имения: а) близ собора через дорогу двор купленный на церковь Евдокиею Ваплицею в 1650 г. за 5 р., где в 767 г. помещались магистрат и сотенное правление; б) близ колокольни церковная важница (весы), в коей важут пеньку, воск, сало, мед и пр. Место это куплено для церкви за 12 р. у протопопши новгородской Евдокии Долматовичевой 1660 г. янв. 25 д. Важница утверждена за собором универсалами полковника Рословица 1673 г. и гетмана Скоропадского 1718 г.; в) вблизи северской Воскресенской церкви двор и около его 23 коморы (амбара), где за условную плату торгуют разные обыватели; все это утверждено за собором универсалами; г) в ряду соляном камора с соляною скринею и близ нее изба с двумя скринями; д) против кравецкого двора ледовня и три каморки, купленные для церкви в 1733 г. 1738 г. за 60 руб.; е) плян с хлебною мерою, подаренный церкви значковым товарищем Даниилом Заневичем; ж) за городом по ту сторону Десны в городских дачах «медовая отчина», данная новгородскими обывателями для церкви; в ней 9 дерев с пчелами и 97 без пчел; з) перевоз на реке Десне, под селом Пироговкою, в 10 верстах от города, по дороге в Глухов, утвержденный за собором универсалами нежинских полковников Григория Гуляницкого в 1657 г. и Василия Ничипоровича в 1660 году; и) близ этого перевоза сенокос на 106 саж. длины и 70 саж. ширины.
Сообщаем самые древние акты собора по переписи 1767 г.:
1. Лист Гуляницкого, 1657 г.
«Григорий Гуляницкий полковник нежинский и всего севера войска Его цар. В-ва запорожскаго. Ведомо чиним тым писанием нашим, иж далисмо перевуз на потребу церкви Божой, на успение пресв. Богородицы, меновите Новгородской, то есть перевоз путивльский в селе Пироговце, в котором перевозе же бы не от кого прешкоды жадное не было, тилько ктитора тое церкви Божой абы тим заведовали, а не хто инший. На том писмо наше даем при печати на той, с подписом руки власной. Деялося в Нежине мес. януария дня 8 року 1657».
2. Лист Золотаренка
«Василий Ничипорович полковник войска Его цар. Вел. запорожскаго и всего севера.
Ознаймуем сим писаньем нашим. Любо то зроказання нашего Федор Завадский поотдал был перевоз а Десне в Пироговце в аренду Косте и Андрею по скарбу войсковаго: аже теперешняго часу за прозбою войта новгородскаго, абы на церковь Божую оний перевоз подали, на що теж и позволили, за отпущенье грихов. До того теж приказуем сурово, абы в тим перевозе наданном от нас на церковь Божию нихто не важился чинити в их держаню жадной перешкоды и привды под неласкою нашею. В Нежине писано року 663 мая 2 д.».
3. Лист П. Рославца
«Петро Рославец полковник Стародубский ознаймуем сим писаньем нашим… Иж видячи мы церковь Божию, храм успения Пресв. Девы Богородицы в гор. Северском Новгородку стоячий, аже од першей экспедиции неприятельской за оскудностю людской ни одкиль в потребах своих, то есть в рестовраню олтаря святого, так теж и в инших аппаратах церковных, не может досягнути вспортя; а в ней хвала Божа и штоденное набожество и молебныя пения великаго государя нашего его царское величество и за увесь его царский синклит и за вельможную его милость пана Ивана Самуйловича гетмана зов сим войском запорожским завжди одправуется. Теди на вспарте тоей церкви Божой позволюлем одбирати як с товариства, так теж и з вшеляких товаров то есть од воску, меду, пеньки и од лою и од кадого товару, которые на вагу продаются одбирати ваговое; так теж од горелки и од збора померное. Излецилем до рук и в заведыванье пану Ничипору Пожарскому войтови новгородскому и из иншим ктиторами до той церкви принадлежними, которые ведлуг повинности своей христианской мают верне, шире, статечне, ку отпару церквей Божих и ку посилаженю хвалы Его святой тим шановати. Тети для лепшое моцы и твердости далем тот мой лист с подписом руки и притисненем печати. Писал у Новгородку генваря 30 д. 1673 року».
4. Универсал гетмана Скоропадскаго
Пане сотнику наказный новгородский, п. атамане городский со всим товариством, п. войте з урядом тамошним и посполитыми людьми! Поневаж супиликовалисте до нас, жалостную прикладаючи скаргу на Федора Лисовскаго, который одержавши преж сего универсал наш гетманский на двор церковний тамошний, який ему до ласки воисковой ку прожитю з комарами внутрь его будучими надалисмо, самовластне и иншими коморами окрест двора того построенними, числом двадцать четырмя, завладел, з которых и все прибыли на потребу церкви успения Пресв. Богородицы одбираются на себе взявши до селе оними користовал, з чего знатний в приходах добру церковному стался убиток, але к тому на оправу и совершене храма онаго Богородичнаго, од килка лет строитися начавшаго, а за скудостию скарбну церковнаго еще не сооружившагося, не мало кошту и иждивения потреба. Чого ради просилисте нас, дабы помененные коморы, им Лисовским от церкви святой отторгнение, поки до оной привернени были. Прето мы як незнаемся до таковой воли нашой, что бысмо в вышмененном универсале з двором и тые около побудованные каморы церковные ему Лисовскому определили, бо тилько самий двор и в нем две каморы для страту его домашняго и то на время, надалисмо, так чрез сей наш откритий лист знову тые каморы до церкви святой приворочаем; поневаж он Лисовский противоборствуя всегда указам нашим насилно оние похитил. И як пред сим велелисмо з канцелярии нашей войсковой на прошение пречестнаго его милости отца Афанасия Заруцкаго, протопопа тамошнаго новгородскаго выдати универсал полецаючий ему отцу протопопу всякие, а именно з млина пирогувскаго, с перевозу прозиваемого путивского и месские з комор, з двора братскаго, з скотного торгового, вагового и померного належние до поменской церкви грошовые прибыли в своем заведованню мети и винайшовши якого добросовестнаго человека до шафованя ему оные поручити так тепер стосуючися мы до тогож универсалу нашего мети хочем и жадаем, чтобы ваша милость по согласию з тимже отцем протопопом новгородским искусному эконому и в правде неподозрительному человикови з иншими добрами церковными и помянутые каморы леком 24 полецивши велели, же бы з них по давнему обиклю к ухвале Божой стягаючиеся обрадки борзей теперь на потребныя для окончаня зданья церкви тое экспенся одбирании были прибыли. И сколько грошовых доходов он Лисовский з начала сотництва своего в Новгородку з тих камор мимо указ наших привлащенних у закупщиков самоволне отбирал, вси тые напотом заслушним парахунком повинен будет выплатити и до шкатулку церковной отдати мусить, декляруем. Дан в Глухове ноября 20, 1718 г».
Ныне во владении собора остаются путивльский перевоз, сенокос и двор близ Воскресенской церкви.
Из протоиереев собора самою почтенною личностию был Симеон Пашинский. Не думаем, как думали иные, чтобы при первом появлении унии, когда северия была под московским управлением, нужно ему было вступать в сильную борьбу с униею: но охотно отдаем ему ту честь, что при польском правлении около 1620 г. по его возбуждению завялено было польскому правительству, что если в северии уния, то Новгород – не польский город, а московский.
Прот. Димитрий Далматович – известен по жалованному листу 1640 г.
После о. Елисея Зеленецкого, владевшего Ромашковым по акту 1676 г., шумною известностию пользовался о. Афанасий Зарудский, бывший при избрании нового архипастыря Черниговского, Иоанна Максимовича, в ноябре 1696 г. Он был довольно образован. В 1708 г. в Глухове говорил он «казанье» – проповедь, в которой описал дела изменника Мазепы. В 1717 г. посвятил он Петру вел. свое толкование на евангелие Иоанна. Он был наследственный владелец Комаровки, Белокопытова и нескольких мельниц. За Глуховскую проповедь дана ему была Ковпинка, бывшее имение изменника Быстрицкого. «Респектуючи, говорит универсал 8 янв. 1709 г., на его о. Заруцкаго, протопопии новгородскаго, казнодейские в проповеди слова Божиего праци, – изменническую Бысртицкаго слободу Ковпинку – надалисмо». За посвящение толкования царю он опять щедро награжден. Универсал 18 февраля 1718 г. говорит: «респектуючи в том же не тилько за монаршое достоинство у престола Божия при зебкровных оферах непрестанние приносит моления, лечь и на прославление превысочайшему его цар. вел. имени приписанием конклюзии многие показал труды и знатное понес иждивение, надалем ему (о. Заруцкому) село Знобу з угодьями в спокойное владение». Он умножал имения и покупками. «Ведомо чиним: пишет святитель Феодосий, теперь и в потомные часы, иж мы сим листом нашим перший лист наш, данний честному о. Афанасию Заруцкому, протопопе нашему Новгородскому, на пляц наш в месте Новгородку меж межами в том листе описанными лежачий ни в чом не пенний, дарованний негдысь антецессорови нашему блаженныя памяти преосвящ. Лазару Барановичу, теперь зась на потребу кафедры нашей помененному отцу протопопе Новгородскому за сумму золотых пять сот проданний, ствержаем, умоцеем, мети хочем, абы в держаню и заживаню того плацу жаден так з господару кафедральных як з панов обивателей новгородских пречестнаго отца протопопу, жону и потомков его турбовати не важлся; а хтобы той воли нашей архиерейской противным был и постановление касуючим, таковий Божого не уйдет неблагословенья наиказанья. – що абы в лепшой твердости было, сей лист наш повторний з подписом руки власной и з притеснением печати нашей кафедральной тому ж пречестному о. протопопе видати раскозалисмо. – Писан в Новгородку року Божого 1694 г. м. авг. 19 д.». В синодике кафедры в 1705 г. записан «род честнаго отца Афанасия Зарудскаго протопопи Новгородскаго». Кончина о. Афанасия последовала вероятно в 1720 г.
По акту кафедры 1723 г. известен новгородский протоиерей Феодор Короткевич; он много делал неприятностей архипастырю, чрез светских, за то, что архипастырь не считал его достойным полного доверия. При нем «церкви Новгородской успенской пресвитер отец Андрей Заруцкий и все ктиторы суплековали» о утверждении за собором имений его и универсалом гетмана от 29 янв. 1728 г. утверждены перевоз, мельница на р. Шостке, двор братский, лавки, «ваговое и ковшовое», но не упомянуто дворовое место, купленное у кафедры, как собственность не собора, а о. Заруцкаго.
Протоиерей Иаков Ленковский старался о возобновлении собора, приобрел дорогую дарохранительницу (1779 г.), колокол в 148 пудов, вылитый в Стародубе 1780 г. и (1791) ценное евангелие.
Протоиерей Антоний Короткевич известен в 1800 году. Протоиерей Стефан Ленковский в 1820 г. усердно хлопотал о построении колокольни, а в 1823 году украсил серебряным окладом евангелие.
«Историко-статистическое описание Черниговской епархии». 1873 г.