Новая Слобода. Софрониево-Молчанская Печерская пустынь.

Софрониевский монастырь (полное название – Софрониево-Молчанская Рождества Пресвятой Богородицы Печерская мужская пустынь) был основан в 1405 году. Предание гласит, что 18 сентября местный бортник увидел на Чудной горе, что у болота Молчим, икону Божьей Матери со Спасителем на руках. Он поклонился иконе, и услышал голос: «Да воздвигнется на этом месте церковь Пресвятой Богородицы». О появлении иконы на Чудной горе стало известно в Путивле. Оттуда весть о чуде донеслась и до московского князя Василия Дмитриевича, и до митрополита всея Руси Киприана.
В 1592 г. крымские татары опустошили монастырь, и оставшиеся в живых монахи решили перебраться в Путивль, в каменную крепость, где основали городское подворье монастыря. Вместе со всем монашеским скарбом в город была перенесена икона Молчанской Богородицы.
В разоренном виде Молчанская пустынь пребывала до 1653 года, когда была издана грамота царя Алексея Михайловича с повелением восстановить службу в обители. Возрождение монашеской жизни в пустыни произошло при настоятеле Софронии, который управлял монастырем в 1653-1692 гг. Вклад Софрония в дело возрождения монастыря был настолько весомым, что и при жизни его обитель стали называть Софрониевской, а слава о ней разошлась по всей Руси. Преемники Софрония продолжили его доброе дело. Своего расцвета монастырь достиг в 1779-1802 гг. при архимандрите Феодосии. Далее обитель только разрасталась. К началу XX в. в Софрониевской пустыни насчитывалось около 300 насельников.
В 1921 году монастырь закрыли. На его территории сначала открыли приют для детей с Поволжья, а позже – лагерь НКВД для польских военнопленных. В 1942 году на территории монастыря некоторое время размещался штаб партизанского отряда под руководством Сидора Ковпака.
В послевоенные годы монастырские сооружения безжалостно разбирались на стройматериалы и разрушались. От большого архитектурного ансамбля остались только полуразрушенные надвратная Покровская церковь (XVIII в.), Трапезная церковь (XVII в.), Ризница (XVII в.) и больничный корпус с церковью Ильи Пророка (1911 г.)
На рубеже XX и XXI веков Софрониевский монастырь начал возрождаться. 1 сентября 1999 года настоятелем отцом Германом было проведено первое за 77 лет богослужение.
http://www.videnovum.com/ukraine/novaya-sloboda-149/sofronievsky-monastery-232

Среди густой лесной зелени находится славный своим духовным подвижничеством и величественной гармонией архитектурного ансамбля Софрониевский Молченский Печерский Рождества Богородичный монастырь. Свое начало возникновения монастыря произошло сразу после принятия христианства Русью при святом равноапостольном Киевском князе Владимире Святославиче с приходом на Русскую землю Православия. Есть основания утверждать, что пустынь была основана беглыми монахами Киево-Печерской Лавры, покинувшими Киев после разорения его монголо-татарами в 1240 году. Спасаясь от монголо-татар, иноки забрели в отдельные глухие края, поселились в лесных дебрях на возвышенности, которую потом нарекли ‘Чудной горой», у обширного болота, получившего название «Молче» и давшего имя будущей Молчанской Пустыни. Сначала иноки вырыли пещеры для уединения и молитв, а потом стали обустраивать Печерский монастырь.
В период княжения Литовского князя Александра-Ольгерда (1345-1377 гг.) здесь уже был благоустроенный монастырь, во главе которого стоял архимандрит Филарет. В конце ХIV века Молченская Пустынь пришла в упадок по причине очередного нашествия крымских татар. 18 сентября 1405 года один из бортников, бродя по лесу, зашел на «Чудную гору» и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние. Внимательно осмотревшись, он увидел на ветвях липового дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос:»Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль и рассказал о случившемся. Духовенство в сопрождении городских властей и множества народа тотчас же отправилось на указанное бортником место явления иконы, и все увидели ее стоящей на дереве и окруженной небесным светом. С радостными слезами благоговейно поклонились ей и совершили молебное пение, многие здесь же получили исцеление. Путивльское духовенство и светские власти просили благословения у митрополита Киевского и всея Руси Киприана и высочайшего повеления у Московского князя Василия Дмитриевича «построить на оном месте церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы”. Повеление великого князя и благословение Киевского митрополита были незамедлительно получены.
В конце ХVI века в каменной крепости города Путивля был сооружен храм, который принадлежал Молченской Пустыни и являлся ее городским подворьем «по примеру знатнейших русских обителей». В 1591 году игумен Молченской Пустыни Пафнутий приобрел в Путивле «осадный двор”, на котором построил церковь святых мучеников Флора и Лавра. В 1602 году игумен городского подворья Илия сообщил в Москву», что «строится в Путивле Государева Богомолья Рождества Пречистой Богородицы общежительный новый монастырь». Вскоре городской монастырь стал самостоятельным Путивльским монастырем, который присвоил себе полное название древней Пустыни — Молченский Печерский Рождества Пресвятой Богородицы. В 1592 году крымские татары своими опустошительными набегами на земли Рязанские, Каширские и Тульские разорили окрестности Путивля, в особенности Молченскую Пустынь. Не успев оправиться от татарского погрома, Молченская Пустынь в 1605 году была разграблена и опустошена поляками. Все иконы, церковная утварь Молченской Пустыни были переправлены в городской Путивльский монастырь.
В 1605 году древняя Молченская Пустынь была фактически упразднена. Ее городское подворье обрело статус самостоятельного Путивльского монастыря, который стал называться Большим Молченским. После упразднения Молченской Пустыни на том же месте была построена деревянная церковь (на месте старой) в честь Рождества Пресвятой Богородицы Печерская. В 1630 году на месте деревянного храма был построен каменный Рождества Пресвятой Богородицы Печерской храм. Туда же была перенесена в числе других святынь чудотворная икона Богородицы Молченская, которая до сих пор пребывает в этом монастыре.
В 1656 году происходит важное событие в судьбе древней Молченской Пустыни: настоятелем становится старец Софроний, имя которого впоследствии получит возрожденный древний монастырь. Известно, что в миру Софрония звали Стефаном Батоврином, родом из Путивля, происходил из славянского купеческого рода. По оценке современников, Софроний был «старец строгой жизни, предприимчивого характера и решительный». Вместе со своими сподвижниками Илией и Никоном он положил прочное начало возрождению Молченской Пустыни и добился от патриарха Московского и всея Руси Никона права на полную самостоятельность, которую она с 1605 по 1656 год не имела. Преемником Софрония стал иеромонах Серапион — «муж чудной жизни и высоких добродетелей». Благодаря ему архитектурный ансамбль Софрониевой Пустыни пополнился каменным двухэтажным храмом, на первом этаже которого располагалась теплая Свято-Благовещенская церковь, на втором — холодная Свято-Успенская. Более 20-ти лет успешно управлял Софрониевой Пустыней настоятель Серапион (умер в 1718 году). Много пользы принес Пустыни преемник Серапиона настоятель Сергий (Самойлов), который достроил летний соборный храм, освященный в 1734 году. Благодаря ему в 1724 году к Софрониевой Пустыни был приписан Свято-Борисо-Глебский монастырь, расположенный в городе Путивле. При настоятеле Сергии в 1744 году Пустынь посетила по пути в Киев Российская империатрица Елисавета Петровна. Важную страницу в историю Пустыни вписал игумен Ювеналий (Мартыненков), построивший в 1757 году чудом сохранившуюся до настоящего времени каменную надвратную Свято-Покровскую церковь.
Самый цветущий период для Софрониевой Пустыни был при настоятеле архимандрите Феодосии (Маслове). Архимандрит Феодосии (в миру Феодор) родился в городе Глухове в 1720 году в купеческой семье. По природе он был пылким и предприимчивым. С детства отец его приучал к коммерческим делам. Однажды, по неопытности своей, страшась наказания от отца, 20-ти летний Феодор наделал много долгов, бежал в Свенский Брянский монастырь, а затем в Молдавию, где стал послушником Безерунского общежительного мужского монастыря. В этом монастыре он принял постриг в монашество с именем Феодосий в 1750 году. Через пять лет инок Феодосий был посвящен в сан игумена Безерунского монастыря. За особые заслуги в духовном подвижничестве по благословению митрополита Бухарестского Георгия игумен Феодосий был переведен в Тисманский монастырь. 12 января 1779 года Святейший Синод своим Указом направил игумена Феодосия в Софрониевую Пустынь. Игумен обратился с просьбой к князю Г.А. Потемкину, фавориту империатрицы Екатерины II, за помощью о предоставлении новых земельных угодий для монастыря. Князь Г.А. Потемкин для нужд Софрониевой Пустыни, на основании указа Новороссийской канцелярии от 23 мая 1782 года, выделил в Херсонской губернии «при реке Днепр, с правой стороны Пропастной Балки 3.245 десятин степной пустопорожней земли, а сверх того… плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2.000 десятин». Здесь игумен Феодосий распорядился построить несколько монашеских келий, часовню и храм во имя священномученика Григория, назвав новые угодья «подворьем Софрониевой Пустыни». В период с 1802 по 1812 год видное место в Пустыни занимал благочинный обители Филарет (Данилевский), в миру Фома. Он был известен своей ортодоксальностью, аскетизмом, непримиримостью к любым нарушениям принципов и сильным поборником Православия.
В Софрониевой Пустыни находились каменная соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1405 году на «Чудной горе», где явилась чудотворная икона; церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1710 году при настоятеле Серапионе, и второй этаж Успения Пресвятой Богородицы; колокольня с библиотекой 4 тыс. томов книг разного содержания; каменная церковь Вознесения Господня, построенная в 1801 году при архимандрите Феодосии; каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1757 году; каменный Ризничный корпус, бывший настоятельский, под ним же большая кладовая; каменный Братский корпус в два этажа, где проживали иноки монастыря; каменный Больничный корпус и т.д.
С приходом советской власти были ограблены и превращены в руины многие храмы. Не миновала сия чаша и Софрониевую Пустынь. Зимой 1919 года в обитель нагрянула комиссия Путивльского ревкома с намерением заполучить монастырские ценности, но цели своей не добились. В феврале 1920 года обитель была упразднена по причине: «враждебное отношение к советской власти». После изгнания иноков из обители на территории монастыря разместили детский дом для детей, вывезенных из Поволжья в голодный 1921 год. В период «испанских событий» в 1937 году сюда поселили детей из далекой Испании. В 1939 году на территории монастыря размещался Путивльский концентрационный лагерь для польских военнопленных. В 1942 году территорию монастыря занимал штаб партизанского соединения под командованием С.А. Ковпака. В послевоенные годы Софрониева Пустынь была обращена в руины. В 1950-1952 гг. кирпичи, добытые из стен монастыря, пошли на строительство новых корпусов Бунякинского пенькотрепального завода, в колхозах «Мировая революция» и «Социалистический труд» монастырские стройматериалы были пущены на строительство коровников и свинарников. Храм Рождества Пресвятой Богородицы разрушили, бульдозерами разравняли землю, устроив площадку для колхозного скота.
В середине 1999 года на руины разоренной обители возвратились иноки. Первым делом они обустроили несколько келий, затем оборудовали храм для Богослужения в помещении больничной церкви. Расчистили уцелевшие части знаменитых подземных сооружений и приступили к восстановлению пещерной церкви. В 2001 году в монастырь принесли Иверскую икону Божией Матери, которая веками находилась здесь, в монастыре, и славилась как чудотворная.
http://church-site.kiev.ua/index.php?catid=31&id=463:2010-11-29-08-57-04&Itemid=57&option=com_content&view=article

История этой обители уходит корнями в седую старину. Существует предание об основании пустыни монахами Киево-Печерской Лавры, покинувшими Киев после разорения его монголо-татарами в 1240 году. По другим источникам, первыми монахами, ступившими на эту землю в ХІ ст., были «черноризцы» из Греции. На восточных склонах Чудной горы были вырыты пещеры, подобные знаменитым пещерам Киево-Печерской Лавры. Самые древние из них датируются ХІІІ-ХІV в.в.
Сначала иноки вырыли пещеры для уединения и молитв, а потом их последователи стали обустраивать Печерский монастырь. В начале ХV в. Господу было угодно прославить это место явлением чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. 1 октября (18 сентября ст. ст.) 1405 года бортник, собиратель мёда диких пчёл, осматривая ульи, внезапно увидел необычное сияние на дереве. Подойдя ближе, он разглядел на дереве икону Пресвятой Богородицы. Поклонившись ей до земли, услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль, чтобы известить духовенство и городские власти о случившемся. К указанному месту из Путивля двинулся крестный ход. Во время отправления молебна произошло много чудес и исцелений. В скором времени на месте явления была срублена часовня, куда и была помещена икона. По велению великого князя московского Василия Дмитриевича и благословению митрополита и всея Руси Киприана на месте часовни была сооружена деревянная церковь.
Софрониево-Молченская Печерская мужская общежительная пустынь находится в 20 км от Путивля, в лесу на горе Чудной, в северо-западной части монастыря находилось болото Молче, поэтому он и стал называться Молченским. Удалённая от крупных населённых пунктов, Молченская пустынь часто подвергалась разграблению и разорению. В 1605 году обитель была разорена поляками. Настоятель пустыни игумен Пафнутий с немногочисленной братией переселился в Путивль, в городской монастырь. Все иконы, в том числе и явленная чудотворная, и вся церковная утварь были переправлены туда же. Все угодья отошли к Путивльскому монастырю. В 1653 году путивльскому воеводе пришла грамота от царя Алексея Михайловича об устроении древней Молченской пустыни. В 1656 году произошло событие, изменившее судьбу пустыни: ее настоятелем стал отец Софроний, имя которого впоследствии получит возрождённый монастырь. Благодаря незаурядным организаторским способностям отца Офрония, Молченская пустынь преображалась. Попечением старца Софрония были приобретены тогда леса, земли, сенокосы, заведены сады, огороды, виноградники. Овощи и фрукты из далёкой провинциальной Молченской пустыни доставлялись даже к царскому столу.
Более 10 лет отец Софроний вместе с братией добивался независимости от городского монастыря. Только 12 мая 1670 года Молченская пустынь обрела самостоятельность и вскоре вошла в число наиболее крупных монастырей Российского государства. В декабре 1692 года отец Софроний скончался, и Молченская Печерская пустынь стала носить его имя. Приемники Софрония продолжили его дело в обустраивании пустыни. Благосостояние Молченской Печерской пустыни росло, появились новые постройки.
Архитектурный ансамбль обители состоял из 48 зданий. Главный храм обители – церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная на той самой горе Чудной, где в 1405 году явилась чудотворная икона. В начале ХХ века ее убранство было описано так: «Иконостас в ней старинный, греческой живописи, поновленный в 1839 году. Киоты отличной живописи, богатая плащанина, царские серебрянные врата. Особенно же чудотворные иконы составляют украшение сего храма».
До наших дней сохранились три полуразрушенные здания: надвратная Покровская церковь, остатки больничного корпуса со Свято-Ильинским храмом и трапезный храм. Надвратная Покровская церковь была построена в 1757 году. Это был главный вход в обитель. Здание трапезного храма специалисты датируют ХVII-XVIII вв. Строительство настоятельского корпуса (бывшего больничного) было завершено в 1911 году. Сегодня левое крыло корпуса предназначено для покоев настоятеля и административных помещений, правое – для братии, а в центральной части восстановлен Свято-Ильинский храм.
После событий октября 1917 года началась эпоха, когда были уничтожены памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы, связанные с вековой историей православия на нашей земле, разграблены и превращены в развалины многие храмы… Не миновала чаша сия и Софрониеву пустынь. Неудивительно, что с приходом новой власти внимание ее представителей привлёк столь «лакомый кусок»… в обитель нагрянула комиссия Путивльского ревкома с намерением заполучить монастырские ценности, но цели своей не достигла. За ночь монахи успели спрятать свои сокровища, казначею монастыря удалось скрыться. Благодаря помощи, оказанной населением соседних сёл, монахи сохранили монастырские святыни.
В 1920 году настоятеля и братию Молченской Печерской Софрониевой пустыни обвинили в «неблагонадёжности и враждебном отношении к советской власти», на основании чего древняя пустынь была упразднена. После закрытия монастыря на его территории располагался детский дом, затем здесь был развёрнут Путивльский концентрационный лагерь для польских военнопленных. В 1942 году на территории обители располагался штаб партизанского соединения под командованием А.С. Ковпака.
А уже в послевоенные годы монастырь, строившийся веками, был превращён в руины. Кирпичи, добытые из стен монастырских строений, были пущены на сооружение жилых помещений, сараев и других построек. На месте, где прежде возвышался центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы, бульдозерами разровняли землю и устроили площадку для выпаса колхозного скота. Из былого монастырского комплекса уцелело всего несколько наземных и подземных сооружений.
Вплоть до 1998 года Софрониевский монастырь пребывал в запустении. В 1999 году в пустыни снова начала возрождаться жизнь. На руины монастыря прибыл архимандрит Герман с немногочисленной братией. Монахи расчистили руины, обустроили несколько келий и поселились в них. В помещении больничной церкви оборудовали храм для богослужения и занялись расчисткой уцелевшей части знаменитых подземных сооружений, составлявших гордость Молченской Печерской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни на протяжении многих столетий, приступили к востановлению пещерной церкви.
Настоящее возрождение Софрониево-Молченской пустыни началось, когда этим благородным делом стал заниматься Сумской областной благотворительный фонд «Вiчнiсть, возглавляемый Ириной Николаевной Щербань. За короткое время восстановлена дорога, проведены работы по электро- и водоснабжению монастырского комплекса, построены временные жилые помещения, расчищена часть подземных пещер, разработана проектно-сметная документация и генеральный план по комплексному восстановлению Софрониево-Молченской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. И стала возрождаться к жизни древняя святая обитель – уникальный памятник архитектуры ХVI-XVII веков, подлинная жемчужина легендарной путивльской земли.
Впервые после векового забвения, в 2002 году, состоялся праздник на Чудной горе. Зазвучали монастырские колокола: возрожденная обитель встречала Предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира, главу областной государственной администрации В. П. Щербаня, епископа Сумского и Ахтырского Иова, епископа Конотопского и Глуховского Иннокентия, президента благотворительного фонда «Вічність» И. Н. Щербань, народных депутатов Украины, всех, кто помагал возрождать монастырь. Предстоятель Украинской православной церкви подарил Софрониевой пустыни икону великомученицы Варвары. Глава Сумской областной государственной администрации В.П. Щербань передал в дар пустыни две иконы – образ Спасителя и Божьей Матери – с пожеланиями, чтобы они помогали всем, кто ступит на святую землю.
Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир освятил колодец с целебной водой. Состоялось освящение начала строительства главного соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы и монастырской кольцевой ограды. Епископ Иннокентий заложил капсулу со святыми мощами в фундамент церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая была воздвигнута в прежние времена на месте явления чудотворной иконы.
1 октября 2005 года исполнилось 600 лет со дня явления Молченской чудотворной иконы Божьей Матери, положившей начало Молченской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. Кроме открытого Свято-Ильинского храма поднялись купола надвратной Покровской церкви, начались подготовительные работы по возрождению главногохрама пустыни – собора Рождества Пресвятой Богородицы, отреставрирован и возрождается из руин трапезный храм, ведутся строительно-восстановительные работы по возрождению пещерного комплекса и подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Прошло 2 года. В Сумской областной благотворительный фонд «Вічність» обращается семья Коваленко с просьбой передать монастырскую икону, найденную среди старых забытых вещей. Много лет никто не обращал внимания на огромную, почерневшую от времени доску, стоявшую в углу сарая. Но в канун Великой Пасхи (11.04.2004 г.), войдя в старые постройки, хозяин сарая увидел, что на доске чудесным образом проявился лик Матери Божьей. Он принёс её домой. Вытерев икону от пыли, члены семьи увидели и лик Младенца, и надпись, свидетельствующую о том, что икона принадлежит Молчанской Софрониевой Пустыни. Ну не чудо ли?! И вот 19 мая, при содействии президента фонда «Вічність» Ирины Николаевны Щербань, семья Коваленко передала в дар Софрониевскому монастырю эту икону. День 19 мая вошел в историю монастыря как день второго обретения Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
По материалам: http://100travels.com.ua/kompleks-sofronievskogo-monastyrya/

Древний Софрониевский монастырь — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Является одним из семи чудес Сумщины.
Точная дата создания монастыря и имена его учредителей неизвестны. По преданию, первые монахи поселились на горе Чудная в XI-XIII вв. В «Историко-статистическом описании Софрониевской пустыни» за 1837 год утверждается, что монастырь был основан ещё в эпоху крещения Руси. Также возможно, что его основали греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом. По другой же версии, монастырь был основан уже на время прихода на Русь православия в правление князя Владимира (980-1015 гг).
Существует также версия позднего основания Софрониевской пустыни, согласно которой её основали монахи Киево-Печерской лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар, которые в 1240 г. почти до основания уничтожили город и его святыни, как об этой трагедии подано в летописи: «И поднялся страх и ужас большой, когда не только киевляне бежали из Киева, но и иноки Феодосиева монастыря» (то есть Киево-Печерской лавры).
В «Описании Софрониевой пустыни и скита при ней», изданном в 1910 г., приведено множество интересных выдержек из старинных летописей и документов. В одном из таких отрывков говорится, что два монаха пришли из Киева к Софрониевской пустыни, где нашли себе пещеру, которую превратили в скит. Но самым интересным остаётся то, что создание этого документа относится к той эпохе, когда Киев ещё не был разрушен кочевниками. Так или иначе, но наиболее вероятным представляется, что именно монахи Киево-Печерской лавры, спасаясь от захватчиков, основали Софрониевского пустынь. Они поселились на Чудной горе, назвав её так, возможно, за большой лес и несравненную красоту природы этого места.
Известно, что во время правления литовского князя Александра-Ольгерда (1345-1377) на этом месте уже был монастырь, которым управлял архимандрит Филарет. В конце XIV в. пустынь получила набеги кочевников-тюрков, которые ограбили и полностью разрушили обитель.
Рассказывают, что осенью 1405 г. на Чудной горе, над болотом Молче, появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Это место — в 20 верстах к востоку от Путивля, и тогда входило в Путивльскую волость. Местные жители сразу же заметили святыню. Опять же, по некоторым преданиям, её обнаружил бортник. На месте чудесной находки люди поставили небольшую деревянную церковь Пресвятой Богородицы. Со временем у неё начали селиться монахи-отшельники, сооружая неподалёку пещеры на склонах холмов для проживания и постоянных молитв. Впоследствии здесь собственно и возник небольшой монастырь. Его назвали Молчанской Рождества Богородицы пустынью.
В XVI в. пустынь разрослась и превратилась в большой монастырь-острог, поэтому монахи, которые в нем проживали, приобрели несколько «осадных дворов», где поставили церковь Флора и Лавра и возвели в остроге храм Рождества Богородицы (примерно в 1580-х гг).
Однако монастырь, который развивался, в 1592 г. был сожжён крымскими татарами. Выжившие монахи в следующем году (по другим данным — только в 1605 г.) во главе с игуменом Пафнутием, переселились в Путивль, где преобразовали монастырское подворье в монастырь. Бывшая пустынь перешла во владение нового монастыря, а позже превратилась в его пасеку. Несмотря на частые набеги татар и в дальнейшем, монастырь продолжал существовать и был одним из оплотов православия на землях Речи Посполитой. После игумена Илии Молченская Печерская пустынь стала самостоятельным Путивльским Молченским монастырём. Эта привилегия была предоставлена Патриархом Московским Иовом 5 сентября 1597 г.
В 1605 г. Софрониевский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направлявшегося в Москву.
XVII и XVIII века были периодом расцвета Софрониевской пустыни. В 1630 г. на территории монастыря построили первую каменную церковь Рождества Богородицы, а 1653 г. вокруг неё был восстановлен уничтоженный в прошлом монастырь. Чтобы люди не путались в названиях, Путивльский монастырь стал именоваться Великим Молченским, а восстановленный стали называть Малым Молченским.
Также известно, что игуменом монастыря стал иеромонах Софроний (в миру Стефан Батоврин), который до этого был его строителем. При Софрония монастырь стал известным на Посемьи, получил богатую вотчину, расширив свою территорию. Здесь возводились каменные и деревянные церкви. При нём монастырь фактически получил независимость от городского монастыря и стал одним из крупнейших в тогдашней России. За большие заслуги игумена Софрония, монастырь впоследствии стали называть Софрониевским, а после смерти Софрония в 1692 г. это название стало официальным.
В 1672 г. в монастыре нашел прибежище Семён Медведев, принявший монашество с именем Сильвестр.
Пустынь стала настолько известной, что по легенде сама императрица Елизавета Петровна выразила желание его посетить. По легенде, в 1744 г., уезжая в Киев, она специально изменила маршрут и поехала в Софрониевской пустыне. Прибыв в монастырь, Елизавета приняла участие в освящении новых церковных сооружений.
В 1757 г. была построена Надвратная Покровская церковь. А С 1758 г. к Софрониевской пустыни был присоединен Путивльский Борисоглебский монастырь вместе с его имениями.
В XIX в. численность монахов Софрониевского монастыря выросла до нескольких сотен, поэтому монастырь и в дальнейшем расширял свои владения. По свидетельствам 1908 г. в монастыре была 61 постройка, здесь служило 108 монахов и 145 послушников.
Начиная с 1911 г. в монастыре начал функционировать больничный корпус, что во время Первой мировой войны оказывал помощь русским солдатам и местным жителям. От 1915 г. при монастыре существовала бесплатная столовая, где еду мог получить каждый нуждающийся. Был создан также приют для детей погибших солдат. Монастырь перед лицом социальных катаклизмов, как духовный центр, очевидно, был авторитетным центром среди местных жителей, однако, дальнейшие ещё большие социальные катаклизмы и пертурбации непростого XX в. привели обитель к опустошению и упадку.
Такие событие как свержение монархии каждый понял по-своему. Кто-то, например, вооруженные и бесконтрольные солдаты, пытались получить максимум в неопределенных обстоятельствах межвременья. Вот что сообщали «Курские епархиальные ведомости» в те годы: «В Курской епархии только за последний месяц 1917 г. были ограблены вооруженными солдатами Путивльская Софрониевская и Белгородская Николаевская пустыни, Льговский женский монастырь…».
В начале 1920-х г.г. советская власть закрыла Софронтьевский монастырь. Судьба монахов была трагической: кого выгнали, а некоторых убили или отправили в ссылку. Монастырские стены, собор, построенный в 1630 г., две церкви того же периода строительства, были уничтожены, частично засыпали пещеры.
Впоследствии бывший монастырь превратили в детский дом для вывезенных из охваченного голодом Поволжья детей, а с 1937 г. сюда начали свозить детей из Испании. Во время Второй Мировой войны и монастырские здания использовали для своих нужд советские партизаны под руководством Сидора Ковпака. А в первые послевоенные годы руины, оставшиеся от Софрониевского монастыря, начали разбирать на кирпич для колхозных зданий и промышленных объектов. Так, бульдозерами сравняли с землёй храм Рождества Пресвятой Богородицы, а на его месте появился участок для выпаса колхозного скота.
Только в 1989 г. Сумской облисполком взял объект под охрану государства, внеся в соответствующий перечень памятников, надвратную церковь, трапезную, ограждение с воротами и настоятельский корпус Софрониевского монастыря. Однако охранных табличек тогда не установили из-за нехватки средств.
Настоящее же возрождение обители началось с 1999 г., когда начали работы по восстановлению собора Рождества Пресвятой Богородицы, Успенской церкви и по реставрации храма Ильи Пророка, Покровской надвратной церкви и трапезной. Поскольку несколько пещерных комплексов монастыря сохранилось, часть из них расчистили и исследовали. В том же 1999 г. впервые за такой длительный период времени, к руинам монастыря прибыл архимандрит Герман с послушниками. Монахи собственноручно расчищали развалины и отремонтировали несколько келий, в которых некоторые из них поселились. В помещении больничной церкви начали править службу. Впоследствии была восстановлено пещерную церковь и отдельные подземные ходы.
В 2002 г. в Софрониевской пустыни побывали митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), тогдашний председатель Сумской областной государственной администрации Владимир Щербань, епископ Сумской и Ахтырский Иов и епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий. Митрополит Владимир освятил источник с целебной водой и благословил начало восстановления храма Рождества Пресвятой Богородицы, а епископ Иннокентий вложил капсулу со святыми мощами в фундамент храма.
Архитектурный комплекс Софрониевского монастыря создают несколько сооружений, центральным из которых считается надвратная Покровская церковь. Эта церковь — двухэтажная, выполненная в стиле казацкого барокко. В храмовом сооружении можно проследить черты современных архитектурных приемов: грациозно выгнутые карнизы, тонкие пилястры, пышные наличники и т. п. Частично разрушенный в советское время, храм был восстановлен в 2000-х г.г., а в праздник Покрова Божьей Матери 14 октября 2010 г. он был освящён.
По левую сторону от церкви находится корпус монашеской трапезной. Он интересный тем, что со стороны монастырского двора кажется одноэтажным, а если подойти ближе двухэтажным. Зрительный эффект обусловлен тем, что трапезная расположенная на холме.
Неподалеку от трапезной расположен бывший больничный корпус, построенный в «неорусском» (псевдорусском) стиле. Это выражено в присущих этому стилю стилизациях карнизов, полуколон, сводов и т. п. Также на территории монастырского комплекса находится настоятельский корпус, который также был построен в этом стиле. Этот корпус известный под названием храма Пророка Ильи.
Монастырь имеет и подземную часть — пещерный комплекс, малоизученный и сегодня. В частности, удалось исследовать только незначительную часть подземных ходов. Например, на восточных склонах Софрониевского монастырь выявлены два до сих пор неизвестные хода. Очевидцы утверждают, что они напоминают подземную часть Киево-Печерской лавры.
В наше время Софрониевского монастырю было выделено около 10 га земли, где монахи сажают и выращивают картофель и другие овощные культуры. Монахи держат для своих потребностей скот — коров и лошадей. У монастыря есть своя пасека и 8 старых монастырских садов, которым жители обители подарили вторую жизнь.

Софрониевский монастырь в Новой Слободе

Южнее села Новая Слобода находится возвышенность с многочисленными выступами по краям. На одном из таких выступов, протянувшемся в виде мыса с севера на юг, имеющем пологие склоны и именуемом Чудной горой, расположена обитель. Юго-восточнее Чудной горы издавна простиралось болото Молче, от которого произошла часть названия монастыря. В «Историко-статистическом описании» обители 1895 г. отмечалось: «Несмотря на присутствие болота, воздух в пустыни легкий и здоровый, что объясняется возвышенным ее положением и тем ещё, что слой болота здесь чисто торфяной».
В описании 1837 г. (известно по ссылкам на него в 1895 г.) основание монастыря гипотетически отнесено к периоду между Крещением Руси (988) и кончиной св. равноап. князя Владимира (1015); в описании 1845 г. (издавалось в 1846 и 1880 гг.) основание приписано инокам Киево-Печерской Лавры и связано с их уходом из разоренного монголами Киева (1240); описание 1895 г. предлагает компилятивную версию: обитель возникла до вторжения монгол, но была малолюдной, а после 1240 г. в число ее братии вошли иноки Лавры. В XVII-XVIII в.в. в пустыни был записан ряд преданий, возводящих ее историю к XIV-XV вв. В 2002 и 2004 гг. археологическая экспедиция Глуховского государственного историко-культурного заповедника обнаружила в пустыни следы деятельности монастыря в домонгольский и послемонгольский периоды (основным датирующим материалом стали фрагменты керамики образцов XII-XIII и XIII-XIV вв.).
Одно из письменных преданий гласит: «Волею Божиею, на место сие приидоша от киевских пределов два отшельника-монаха, и обретше… малу пещеру, и обновишию, живяху в ней, ничтоже стяжавая, токмо имеша у себя образ Пресвятыя Богородицы, Ей же выну моляхуся во дни и нощи, питахуся же овощием и подаянием христолюбцев. И так, богоугодно пожиша, скончашася, и положены быша в пещере». Описание 1845 г. утверждает, что в предании говорилось о приходе иноков в 1300 г. на пустынное место (возможно, дата привязана к синхронному летописному сообщению: «Не стерпя насилия татарского… весь Киев разбежался»); описание 1895 г. дополняет эти сведения: уже во времена Литовского князя Ольгерда (1345-1377) монастырь имел настоятеля архимандрита Филарета и получал подать от вельмож города Путивля, затем был разорен «от нахождения варварскаго и иных разных людей», а после некоторого времени запустения сюда пришли 2 киевских инока.
После кончины иноков гора вновь опустела, – здесь иногда бывали лишь пчеловоды, собиравшие мед в окрестных лесах. 18 сент. 1405 г. однажды пришедший на гору пчеловод увидел сияние, исходившее от липового дерева. Подойдя ближе, он обнаружил стоящую на липе икону Божией Матери, поклонился и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!» Помолившись еще, пчеловод отправился в Путивль, где и рассказал обо всем случившемся. Далее предание гласит: «Благочестивии же люди града Путивля, со священники собрашася многи, с оным человеком идоша на то место, идеже явися святая икона, и видев ю, со слезами и радостию певша молебная пения, поклоняхуся. И тогда быша чудеса многи и исцеления болящим. И в то время на сем месте устроиша мал храм молитвенный (вероятно, часовню) и в нем, снемше со древа, поставиша чудотворную ту икону». Затем путивляне отправили гонца в Москву к митрополиту свт. Киприану за благословением «на оном месте построить церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы». Благословение было дано, и «тако… на сем пустынном месте построися монастырь общежительный, и игумен бысть с братиею, и поставлена церковь деревянная… И от того времени от чудес Пресвятыя Богородицы прославляшеся сие место».
1-е документальное упоминание о пустыни относится к 1591 г. Соответствующий отрывок из писцовых книг Путивля уцелел в тексте грамоты о правах монастыря, отправленной путивльским властям из Москвы 23 марта 1593 г. Отрывок гласит, что пустынь владела в Путивле храмом Святой Софии, Премудрости Божией. По мнению исследователя П. Преображенского (1884), этот храм был подворьем пустыни, а в 1591-1593 гг. стал самостоятельным Путивльским Молченским монастырем. В архиве Путивльской Молченской обители П. Преображенский читал копию относящейся к ней грамоты патриарха Московского свт. Иова от 5 сент. 1597 г. Грамота гласит, что патриарх «игумена Илью с братьею… пожаловал, дани своей церковные и казенных пошлин имати не велел, для того что тот монастырь стал вновь». По данным П. Преображенского, в 1592 г. Молчанскую пустынь разорили крымчаки, а в 1605 г. – польское войско, двигавшееся на Москву с Лжедимитрием I, после чего иноки переселились в Путивльский Молченский монастырь.
Описания XIX в. гласят, что вскоре на месте разоренной пустыни была поставлена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы и 3 кельи, где жили один из старцев Путивльского монастыря и монастырский пчеловод; в праздники Рождества Пресвятой Богородицы и Покрова иноки Путивльской обители приезжали сюда совершать богослужение, а ок. 1630 г. храм заменили каменным.
О дальнейшей истории пустыни сообщает грамота царя Алексия Михайловича от 11 марта 1653 г. Здесь сказано, что с некоторых пор в пустыни уже «с черным же ж попом (т.е. иеромонахом) бывало по шести человек братов и служба повсядневная, а пища и одежда им шла из большаго Молчинскаго монастыря (в Путивле)», но теперь (1653) пустынь «стоит без пения, попа чернова и братьи никого нет, служить некому», хотя сюда «из Путивля и из иных многих городов многие люди молебствовати приезжают по вся дни». В этой связи «Путивля города всяких чинов люди» просили игумена Путивльского Молченского монастыря восстановить в пустыни прежний порядок; получив отказ, они написали челобитную царю; государь повелел воеводам Путивля исполнить желание граждан, невзирая на мнение игумена.
Из уцелевших текстов последующих грамот 2-й половины XVII в. известно, что игумен Афанасий так и не отрядил в пустынь иноков из своей братии, но попросил воеводу Феодора Хилкова переселить туда отшельников Ширяевского леса под Путивлем – Александра и Софрония с их сподвижниками. Иеромонах Александр, по преданию, явился в Ширяевский лес «от пределов киевских». Об о. Софронии историографы пустыни XIX в. пишут, что он – уроженец Путивля, в миру Стефан Батоврин, «знатный купеческий человек», решил стать монахом, оставил жену с детьми, пришел к о. Александру и принял от него постриг. Как сообщают грамоты, Хилков перевел ширяевских иноков, против их воли, в Молчанскую пустынь, но после этого Путивльский монастырь не только не выделял им необходимых средств на проживание, но полностью изымал у них даже те пожертвования, которые оставляли пустынникам приезжие богомольцы. Пустынники пожаловались патриарху Московскому Никону, и тот своей грамотой от 25 марта 1654 г. сделал строгое внушение путивльскому игумену Иосифу. 10 марта 1656 г. патриарх Никон известил путивльского воеводу, что, по просьбе старца Софрония и других молчанских пустынников, дарует их обители самостоятельность; в том же документе указан новый игумен Путивльского монастыря – Александр, вероятно, бывший начальник пустыни. Со временем притязания Путивльской обители на пустынь возобновились, но о. Софроний обратился к царю, и грамотой от 12 мая 1670 г. Алексий Михайлович подтвердил самостоятельность пустынников. В документе старец Софроний назван строителем пустыни (о сане о. Софрония грамоты умалчивают, а предание гласит, что по своему смирению старец не дерзнул принимать священство). Трудами о. Софрония обитель достигла процветания. Показательна фраза из царской грамоты от 13 февр. 1671 г.: о старце Софронии здесь говорится, чтобы «давали ему подводу до Москвы на привоз разного овощия и садового деревья на царский обиход».
С 1672 г. послушником пустыни был сосланный сюда из-за опалы бывший сотрудник царской канцелярии Семен Медведев, уроженец города Курска (1641). В 1674 г. он принял в обители постриг с именем Сильвестр. Своему учителю, известному ученому иеромонаху Симеону Полоцкому, о. Сильвестр писал в Москву о пустыни, что это «место красотою, уединением и изобилием над иныя сицевыя места богато». В 1677 г. о. Сильвестр смог вернуться в Москву, где вскоре стал корректором Печатного Двора, а в 1680 г. в связи с кончиной о. Симеона Полоцкого сменил своего почившего наставника на должности настоятеля московской Заиконоспасской обители. При подавлении стрелецкого бунта 1689 г. о. Сильвестра обвинили в сочувствии мятежу, арестовали, лишили монашества, подвергли пыткам и заключению, а в 1691 г. казнили. По приглашению Медведева в 1672-1675 гг. в пустыни жил его родич курчанин Карион Истомин (†1717) – будущий автор 1-го российского иллюстрированного «Букваря» (1694).
В дек. 1692 г. о. Софроний почил. В память о нем Молчанскую пустынь стали называть также Софрониевой. Невзирая на уважение, каким пользовался о. Софроний при царском дворе, его однажды оклеветал перед патриархом игумен пустыни Роман (так как, согласно преданию, смиренный строитель не принял священство, игумен формально был старше его); подвижника отправили в ссылку в московский Чудов монастырь, но братия добилась его возвращения (за содействие в этом она в апреле 1672 г. благодарила письмом игумена Чудовского монастыря Иоакима – будущего патриарха). В 1677 г. последовала новая ссылка: о. Софроний «воспринял временное наказание от своея великия прямыя простоты, а не от злобы в словесех име дерзновение»; на сей раз за старца заступился о. Сильвестр (Медведев): он написал князьям Ромодановским, чтобы они обратились к гетману Украины Ивану Самойловичу с просьбой ходатайствовать об о. Софронии (в своем письме проситель отмечал, что «без него (о. Софрония), конечно, Путивльская пустынь, за неимением добраго строителя, разорится».
Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион, почивший 17 июля 1718 г. в возрасте 81 года. Монастырское предание указывает следующий чудесный случай: однажды о. Серапион отправился в Сумы покупать железо для возводимой им Успенской церкви, и в пути на него напали разбойники; оказавшись между преследователями и рекой Сеймом, строитель велел растерянному кучеру: «Поезжай, чадо, разве не видишь моста перед собой?»; кучер глянул вперед и увидел мост, которого на самом деле не было, – и повозка помчалась по водам Сейма; наблюдая это, разбойники принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже, вопреки запрету строителя что-либо разглашать, поведали о чуде окрестным жителям.
С 1779 г. до самой своей кончины 9 дек. 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов), в миру Феодор. Уроженец Глухова, он юным ушел в Брянский Свенский монастырь, а оттуда – в молдавскую Березунскую обитель прп. Василия Поляномерульского (†1767), учеником, постриженником и преемником которого стал. Позднее, сделавшись настоятелем Тисманского монастыря в Валахии, о. Феодосий оказал продовольственную помощь российской армии, воевавшей с турками; этим он навлек на себя гнев турецких властей, и вынужден был искать убежища в Российской империи, где получил в управление Софрониеву пустынь. В год своего назначения настоятелем пустыни, старец ввел в ней устав афонских монастырей, употреблявшийся и в Молдавии. Отец Феодосий был другом прп. Паисия Величковского – уроженца Полтавы (1720), известного старца молдавских монастырей (†1794): сохранилось письмо, в котором прп. Паисий рассказывает о. Феодосию о своих трудах по переводу сочинений древних святых отцов на церковнославянский язык. В 1787 г. старца Феодосия возвели в сан архимандрита. Былые заслуги о. Феодосия перед российским войском помогли старцу отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось начатое в 1764 г. изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.
В начале XIX в. в Софрониевой пустыни жили будущие известные подвижники соседней Глинской пустыни: игумен Филарет (†1841) и старец схиархимандрит Илиодор (†1879). Будущий игумен Филарет, в миру Фома Данилевский, проживавший сначала в Киево-Печерской Лавре, познакомился с зашедшими сюда иноками Софрониевой пустыни и был глубоко впечатлен рассказом гостей об их обители. После этого ночью Фома увидел во сне о. Феодосия, который звал юношу в пустынь. В 1802 г. Фома прибыл туда, и о. Феодосий сказал при встрече: «Сей брат упокоит душу мою. Душа моя благоволит о нем». Тогда же Фома принял в пустыни постриг с именем Филарет, в 1803 г. стал иеродиаконом, в 1806 г. – иеромонахом и благочинным обители. В 1815 г. о. Филарету предложили быть настоятелем пустыни, но он, по смирению, отказался. По просьбе иноков Глинской пустыни в 1817 г. о. Филарета назначили их настоятелем, каковым он и оставался до самой кончины. Будущий глинский старец схиархимандрит Илиодор, в миру Иоанн Голованицкий, также вначале был послушником Лавры, куда пришел после Отечественной войны 1812 г. Затем жил в Софрониевой пустыни и оттуда переселился в Глинскую, где в 1824 г. принял монашество с именем Иоанникий, а позже схиму с именем Илиодор. Из Лавры пришел в Софрониеву обитель в 1829 г. и послушник Сергий Тихонов, уроженец г. Ельца; прожив в пустыни полвека (†30 нояб. 1879 г. в возрасте 75-ти лет), он исполнял послушания на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений.
После революции, в 1920 г., в ряде уездов Курской губернии, включая Путивльский, вспыхнуло крестьянское восстание против советской власти, которое было жестоко подавлено. Обвинив братию Софрониевой пустыни в укрывательстве мятежников, обитель в том же году закрыли. В 1921 г. здесь разместился детский дом. В 1926 г. земли вокруг Путивля, включая район пустыни, были переведены из состава России в состав Украины. В 1939-1940 гг. в обитель занимал Путивльский лагерь НКВД, где содержали польских воинов, плененных во время присоединения в 1939 г. к Украине ее западных областей, находившихся прежде в составе Польши. В период Великой Отечественной войны (1941-1945), в начале июля 1942 г. в лесу возле пустыни стояло партизанское соединение Сидора Ковпака. 6 июля в бою с оцепившими лес фашистами партизаны нанесли врагу поражение, и смогли выйти из окружения. В послевоенные 1940-1950-е г.г. многие здания обители разобрали на строительные материалы.
В 1988 г. руины монастыря обрели статус памятников архитектуры. В 1999 г. в обитель вернулись иноки. 29 августа 2001 г. Священный Синод УПЦ объявил о ее официальном открытии. 14 апреля 2009 г. принято Синодальное решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. 28 июня 2009 г. в пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых.
Монастырский мыс завершают два клиновидных выступа, направленных на юго-запад и юго-восток. От старинной застройки монастыря сохранились лишь некоторые наземные каменные сооружения: надвратный Покровский храм, бывший трапезный корпус, бывший «новый» больничный корпус с храмом св. прор. Илии, арка Южных ворот с частью ограды; надвратный Покровский храм находится на средине продольной оси мыса; бывший трапезный корпус – на юго-восточном выступе; бывший «новый» корпус больницы – на юго-западном; Южные ворота с частью ограды – на окончании юго-западного выступа мыса.
В треугольнике между Покровским храмом и названными корпусами находилось ядро архитектурного ансамбля обители; к северу от Покровского храма по обеим сторонам дороги в Новую Слободу простирались монастырские сады; кроме сада, к западной стороне дороги прилегал прямоугольный Гостиный двор с помещениями для паломников; юго-восточнее корпуса трапезной, на склонах выступа мыса находился хозяйственный («экономский») двор.
На территории монастыря сохранился также ряд подземных помещений: погреба уничтоженного корпуса ризницы, стоявшего к северо-западу от трапезной, и несколько комплексов пещер под восточными склонами мыса. Самый примечательный из пещерных комплексов расположен под оконечностью юго-западного выступа (он обложен по стенам и сводам кирпичом, имеет подземный храм; вход в комплекс находится на юго-восточном склоне выступа мыса).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы со Святыми вратами обители в 1-м этаже возведен в 1757 г. в стиле барокко (отреставрирован в 2003-2004 гг.). Восточнее храма на одной с ним оси располагался 2-этажный каменный настоятельский корпус (1-я пол. XIX в.). На юго-запад от Покровского храма находилась каменная церковь Вознесения Господня (1801-1808 гг.); к ее северной и южной боковым стенам примыкали торцами 2 больших каменных 1-этажных помещения: северное занимали больница и аптека, южное – кельи и просфорня.
Бывший трапезный корпус построен на стыке XVII-XVIII вв. Западную часть здания занимает палата, своды которой опираются на 2 квадратных в сечении столпа; в полуподвале корпуса с восточной стороны находится еще одно помещение палатного типа – с единым центральным столпом. При ремонте и реконструкции в нач. XXI в. над восточной половиной здания сооружен высокий купол. Северо-западнее бывшей трапезной сохранились погреба в корпусе ризницы, который со времени постройки во 2-й пол. XVII в. и до нач. XIX в. служил домом настоятеля.
К северо-востоку от ризницы находился каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Исследователи XIX в. относили завершение его постройки к 1734 г.; современные ученые датируют первичное каменное сооружение временем ок. 1630 г.; позже храм неоднократно перестраивался и до времен революции дошел в том виде, какой обрел в нач. XIX в. Севернее ризницы, почти параллельно храму Рождества Пресвятой Богородицы, стоял другой каменный храм, 2 этажа которого, с нижним Благовещенским и верхним Успенским приделами, были сооружены в 1710 и 1718 гг. К западному торцу здания примыкала колокольня высотой ок. 50 м (рубеж XVIII-XIX вв.). Юго-западнее ризницы, на верхнем краю впадины между выступами мыса стоял 2-этажный каменный братский корпус (нач. XIX в.).
Бывший «новый» больничный корпус с храмом св. прор. Илии построен в 1911 г. в так называемом неорусском стиле, декор его неоштукатуренных фасадов выполнен кирпичной кладкой. Южнее этого здания, на конце выступа мыса, находятся 3-арочные Южные ворота обители, от которых полумесяцем на северо-запад и северо-восток тянутся уцелевшие части старинной ограды.
На восточных склонах мыса находится несколько комплексов иноческих пещер. Наиболее примечательный комплекс залегает под окончанием юго-западного выступа мыса, в пределах участка площадью ок. 55х45 м. Вход в подземелье расположен на склоне к юго-востоку от Южных ворот. Комплекс состоит из подземных коридоров, келий и храма. Стены и своды подземелья обложены кирпичом, датируемым XVIII в. В сводах храма закреплены железные связи (по мнению ученых, это свидетельствует об открытом способе сооружения данного комплекса пещер: сначала вырыли котлован, затем построили в нем пещерные улицы, кельи и храм, а в завершение поверх сводов насыпали землю). В описаниях XIX в. пещерная церковь упоминается как «возобновленная» в 1766 г. и тогда же освященная в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских; согласно тем же описаниям, в 1805 г. храм переименовали в честь Рождества Христова.
В числе святынь обители – список Молченской иконы Божией Матери. Описания XIX в. гласят, что при разорении пустыни в 1605 г. иноки перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы в Путивльский Молченский монастырь. О дальнейшей судьбе святыни авторы пишут по-разному. Описание 1845 г. сообщает, что икона погибла впоследствии при пожаре Путивльского монастыря, а в пустыни после прихода туда новых иноков хранился лишь список образа. Описание 1895 г. утверждает, что в пустынь после ее возрождения вернули явленную в 1405 г. икону, а монастырь в Путивле имел свой чудотворный образ Божией Матери, явленный, «как сказано об этом в московских описных реестрах», 24 апр. 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодца «Кобозева криница», и именно этот образ автор описания называет утраченным при пожаре Путивльского монастыря 1752 г. Какая бы из версий не была верна, ни одна из явленных в 1405 и 1635 гг. Молченских икон до нас не дошла. Список Молченской иконы, хранящийся ныне в пустыни, написан в более поздние времена.
http://sofronieva-mon.church.ua/istoriya/; http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Пресвятой_Богородицы_Софрониева_Молчанская_Печерская_мужская_пустынь

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?