Софрониевский монастырь (полное название – Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) находится рядом с двумя монастырями, которые также названы в честь Рождества Богородицы, а именно Глинской пустынью и Молченским женским монастырем. Все эти три славные обители составляют некий святой треугольник или удел Божией Матери, где были Ее чудесные явления, неотступная помощь христианам и в котором испокон веков прославляется Создатель всего.
Софрониевский монастырь – один из самых древних и известных монастырей на Руси, и хотя точная дата создания монастыря и имена основателей неизвестны, по преданию, первые монахи поселились на горе в XI–XIII веках. По одной из версий, впервые здесь поселились греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом во времена Крещения Руси, но более вероятной является версия о переселившихся монахах из Киево-Печерской Лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар в 1240 году. Об этом может свидетельствовать и подземная часть монастыря – пещерный комплекс, малоизученный в наши дни.
Гору в древности, на которой обосновался впоследствии православный мужской Софрониевский монастырь, прозывали странной, что в переводе с древнерусского означало «хорошая», «необыкновенная». И сейчас возвышенность эта называется Чудной в селе Новая Слобода Сумской области. Рядом с этими местами находилось болото Молче, что дало географическую метку к названию двух монастырей на Путивльщине – Молченский мужской и Молченский женский.
После кончины древних иноков основателей гора опустела на многие годы, здесь только бывали бортники, собиравшие мед в окрестных лесах. 18 сентября 1405 г. на гору пришел пчеловод и увидел сияние, исходившее от липового дерева. Он обнаружил стоящую на липе икону Божией Матери, поклонился и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!». Сподобившийся увидеть чудо рассказал о случившемся, и в летописи мы можем узнать об этом: «Благочестивии же люди града Путивля, со священники собрашася многи, с оным человеком идоша на то место, идеже явися святая икона, и видев ю, со слезами и радостию певша молебная пения, поклоняхуся. И тогда быша чудеса многи и исцеления болящим». Позже на этом месте построили деревянный храм во имя Рождества Богородицы, а со временем образовался общежительный монастырь. Слава о чудотворной Молченской иконе распространялась далеко вокруг и способствовала развитию обители.
Если посмотреть фотографии Софрониевского монастыря в XIX – начала XX в., то можно увидеть великолепный архитектурный ансамбль, который внешне ничем не уступал самым крупным монастырям того времени. Всего на территории было более 60 зданий, и среди всех сооружений стоит отметить собор Рождества Богородицы (1630 г.). В начале ХХ века его убранство было описано так: «Иконостас в ней старинный, греческой живописи, поновленный в 1839 году. Киоты отличной живописи, богатая плащанина, царские серебрянные врата. Особенно же чудотворные иконы составляют украшение сего храма».
Также можно было выделить церковь Благовещения и Успения (двухэтажная), высокую пятиярусную 70-метровую колокольню, надвратную Покровскую церковь (1757 г.), пещерный храм. Здесь были фонтаны, роскошные цветники. Сто лет назад в Софрониевой пустыне и скиту насчитывалось около 300 насельников, среди них было 108 монахов. Веками бережно собирались ценнейшие книги, в том числе первопечатные. Достаток шёл об руку с милосердием. Во время первой мировой войны при монастыре работала бесплатная столовая, где паломникам, беженцам и обездоленным людям выдавалась пища, был открыт сиротский приют для детей погибших военнослужащих.
Главный Рождественский храм обители, построенный на месте чудесного явления иконы, был разрушен в 1960 г. После варварского уничтожения это место распахали и сделали местом для выгона скота. По воспоминаниям очевидцев, храм до исчезновения подвергся ещё и поруганию, которое трудно осознать здравому человеку. В соборе Рождества Богородицы сделали коровник, в Благовещенском храме содержали телят, в других храмах и зданиях были свиньи. По воспоминаниям старожилов, которые тогда были молодыми, им приходилось доить коров в храме. Люди плакали, ведь вокруг были лики святых, но их заставляли.
От надвратной Покровской церкви остались руины, сейчас она восстановлена в стиле украинского барокко. Реконструирован и настоятельский корпус с Ильинской церковью в неорусском стиле. Идут работы по восстановлению храма святых Антония и Феодосия Печерских (трапезного).
Андрей Герман «Сокровище Сиверской земли. Софрониевская пустынь», 15 октября 2019 г.
К северо-востоку от ризницы находился каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Исследователи XIX в. относили завершение его постройки к 1734 г.; современные ученые датируют первичное каменное сооружение временем около 1630 г.; позже храм неоднократно перестраивался и до времен революции дошёл в том виде, какой обрёл в начале XIX в. Севернее ризницы, почти параллельно храму Рождества Пресвятой Богородицы, стоял другой каменный храм, 2 этажа которого, с нижним Благовещенским и верхним Успенским приделами, которые были сооружены в 1710 и 1718 г.г. К западному торцу здания примыкала колокольня высотой около 50 м (рубеж XVIII-XIX в.в.). Юго-западнее ризницы, на верхнем краю впадины между выступами мыса стоял 2-этажный каменный братский корпус (начала XIX в.).
http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Пресвятой_Богородицы_Софрониева_Молчанская_Печерская_мужская_пустынь