Новая Шурма. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь сооружена в 1798 — 1812 гг. на средства местных землевладельцев Уварова, А.М. Голицына и А.И. Долгорукого. Колокольня возведена по старому проекту в 1849 г.
Кирпичное здание с деталями из белого камня — яркий образец архитектуры зрелого классицизма в его заключительной стадии. Храм в виде двусветной ротонды, вписанной в квадратное основание, пониженные крылья приделов, алтарь и трапезная образуют крестообразную композицию, которую завершает невысокая, в три яруса, колокольня со шпилем. Перекрытия, за исключением трапезной, сводчатые. Наружная декорация крайне скупа, художественная выразительность здания достигается в основном архитектурными средствами. Боковые ризалиты обработаны пилястровыми портиками с фронтонами, плоскости стен — овальными медальонами и нишами для установки рельефов. Красива простотой своих форм ротонда с налладианскими окнами и плоским куполом. Наряднее колокольня, убранная ленточным и квадровым рустом.
При сдержанности внешнего убранства художественный акцент перенесен на разработку интерьера храма. С помощью ниш-экседр, чередующихся в круглом зале с арочными проходами в смежные помещения, создается эффект кольцевой аркады, сообщающей интерьеру торжественность и легкость. Полы в храме из каменных плит. Стены покрывает потемневшая клеевая живопись XIX в., исполненная в академической манере. Лучшей сохранности масляные росписи XX в. в трапезной.

Церковь Святой Троицы в Новой Шурме – один из самых интересных памятников Сергиево-Посадского благочиния. В XIX веке в ней было освящено пять престолов, как ни в одном другом храме района. Церковь оставалась действующей до 60-х гг. ХХ столетия. Пожалуй, это был единственный храм Сергиево-Посадского района, уцелевший в период первой волны гонений на Церковь и закрытый в печально известные годы «хрущевской оттепели». В то же время он стал одним из первых, вновь возвращенных верующим.

Территориально храм расположен в северной части района, к северу от реки Дубны. В этом живописном уголке края в советское время было открыто несколько пансионатов, детских пионерских лагерей.

Первое упоминание о церкви встречается в документах 1-й четверти XVII века, в описании погоста 1620 – 1630-х гг. Письменный источник сообщает о Троицком погосте в Подлипье (современное село Новая Шурма), в котором находились: деревянный Троицкий храм мирского строения (выстроенный прихожанами) и двор попа. Писцовые книги 1628-29 гг. сохранили имя священника: «при церкви поп Аггей Иванов». Примерно с середины XVIII столетия погост в документах стал упоминаться с названием Подлипы (Подлипье). В 1712 г. в приходе насчитывалось 69 дворов.

В 1757 г. прихожане возвели новую деревянную Троицкую церковь. 23 июня 1788 г. в селе Подлипье Переславского уезда Владимирской губернии родился будущий архиепископ Черниговский Павел (в миру Петр Подлипский). Он прожил долгую плодотворную жизнь, скончался 27 ноября 1861 г. в Троицком Даниловом монастыре Переславля-Залесского.

Во 2-й пол. XVIII в. рядом с погостом возникла частная деревня Новая. Здесь, в 1798 г., с благословения преосвященного Виктора, епископа Суздальского, на средства местного помещика майора Уварова было начато строительство каменной церкви. Деятельную помощь при постройке оказали: местный вотчинник обер-камергер вице-канцлер, князь Александр Михайлович Голицын (1723 – 1807) и наследник его имения князь Александр Николаевич Долгорукий (1757 – 1844). В XIX веке в церкви освятили несколько престолов: главный – во имя Святой Живоначальной Троицы (1812), в честь свв. мчч. Хрисанфа и Дарии (1813) – усердием князя Долгорукого в память умерших детей, и Владимирской иконы Божией Матери (1821) – на средства помещицы Смирновой. В 1849 г. к Троицкой церкви пристроили теплую трапезную и, в благодарность за избавление прихожан от холеры, в ней освятили придел в честь Архистратига Божия Михаила. Тогда же была выстроена двухъярусная колокольня. Через два года, в 1851 г., помещик Волчков в трапезной части соорудил четвертый придел – во имя преподобного Сергия Радонежского.

Дореволюционный путеводитель отмечает, что «утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно». Среди икон перечисляются образы «древнего письма»: Святой Троицы (точный список с иконы Троице-Сергиева монастыря, какой именно не указано), Рождества Христова (фламандской школы 1567 г., дар князя Долгорукого), икона Архангела Михаила (особенно чтимая после 1848 г., избавления от холеры), Божией Матери («по местному выражению «Плакущей», к которой женщины прибегают с молитвой в несчастных случаях»). Путеводитель указывает еще на три древние иконы: Господа Вседержителя, преподобного Сергия, Иоанна Крестителя в медных позолоченных окладах.

Храм был украшен настенной живописью. По всей видимости, роспись производилась поэтапно: фрески основной части храма и трапезной по манере исполнения отличаются друг от друга. Художник, работавший в приделе преподобного Сергия Радонежского, явно копировал полотна М. Нестерова и В. Васнецова. Эти фрески можно датировать кон. XIX – нач. XX вв. Роспись алтаря и центральной части – более ранняя. Из настенной живописи сохранились отдельные сюжеты, фрагменты, но все они в настоящее время находятся в печальном состоянии.

В конце XIX в. приход храма Святой Троицы состоял из жителей погоста, который стал носить двойное название – Подлипы и Шурма, селец Зиновьево и Трехселище, местечка Федотова и 10-ти деревень. В них по клировым ведомостям числилось более 1300 человек. Церковь имела свою землю (усадебную, пахотную, сенокосную, лес) – более 60 десятин.

Причт храма по штату сначала состоял из священника и псаломщика. В 1876 г. в храме служили священник Павел Панов, диакон Александр Ерлексов, дьячек Василий Смирнов и пономарь Иван Никольский (сверх штата). При храме действовали церковно-приходская библиотека и с 1877 г. – земская народная школа, в которой в 1893 г. обучалось 46 человек.

В ХХ веке погост Подлипы и деревня Новая слились, и поселение стало называться Новая Шурма. В отличие от большинства храмов благочиния, церковь в Новой Шурме просуществовала значительно долго. Ее закрыли в 1963 г., в период хрущевских гонений на Церковь. По воспоминаниям старожилов, часть церковной утвари попала в Загорский музей-заповедник, часть была украдена или спрятана по домам. Здание храма пустовало и сильно ветшало. За короткий срок кровля трапезной провалилась, оконные рамы, двери, пол, частично кирпич – все было расхищено, стены изуродованы, разрушена кладбищинская часовня, от церковной ограды остался одинокий столб. Численность местного населения значительно поредела, появилось много дачников.

Летом 1994 г. жители Новой Шурмы и окрестных деревень получили разрешение на восстановление церкви, при которой была образована православная община. В октябре 1995 г. был назначен первый настоятель священник Николай Комарницкий. 23 июня 1996 г. здесь была совершена первая Божественная Литургия. В 2002 г. настоятелем по совмещению стал священник Алексей Алексеев. В мае 2007 г. в храм был назначен новый настоятель – священник Михаил Провада. В настоящее время проводятся первостепенные работы для возможности совершения Божественной литургии. А пока еженедельно по субботам и воскресеньям совершаются водосвятный молебен и панихида.
По материалам сайта Сергиево-Посадского благочиния.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?