Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — памятник церковной архитектуры начала XIX столетия. Был сооружен в 1811 году, заменив деревянный храм 1712 года. В своей основе храм имеет крестообразную форму с колоннами. Иконостас выполнен в виде арки, замечателен тем, что иконы к нему были написаны известным портретистом В.Л. Боровиковским, которого пригласил помещик села Лашкевич Степан Артемьевич. Начиная с 1917 года Богослужения в храме прекратились. Постепенно разрушился иконостас, многие иконы исчезли без следа. В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии.
Сведения взяты из статьи «Действующие храмы Брянской епархии» опубликованной в «Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова» (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)
Прекрасный образец центрического купольного усадебного храма в стиле зрелого классицизма. Здание кирпичное и оштукатуренное снаружи и внутри. Крестообразная композиция очень проста, гармонична и в то же время оригинальна. К основному объему в виде двусветного октагона примыкают по сторонам света пониженные прямоугольные части, украшенные на торцах (кроме восточной, алтарной) четырехко-лонными тосканскими портиками с широкими лестницами перед ними и фронтонами. Верх октагона, отделенный карнизом и слегка суженный, увенчан трехступенчатым аттиком с декоративным куполом, имеющим ложные полукруглые люкарны. Эта композиция скрывает расположенный под ней подлинный купол с люкарнами, образующими круглые проемы в центре его граней. Строгий и сдержанный декор фасадов выглядит, тем не менее, очень нарядным.
Одновременно с портиками главным его элементом является широкий антаблемент октагона с лепными медальонами во фризе и крупным карнизом. Более простой карниз венчает верхнюю часть храма. Многочисленные лишенные наличников окна различны по форме и размерам: внизу — большие прямоугольные (по одному в стенах октагона и по два внутри портиков, по сторонам входных проемов), вверху — квадратные ложные (ниши) и полукруглые над фронтонами, в завершающей, суженной части — небольшие круглые.
Высокое восьмигранное помещение храма перекрыто эффектным восьмилот-ковым куполом с люкарнами в каждом лотке (четыре световые, остальные ложные). Оно хорошо освещено благодаря многочисленным оконным проемам в стенах и куполе. Пониженные боковые части с полулотковыми сводами и полукруглый алтарь с конхой открыты в храм широкими арками. Из прежней отделки сохранился лепной карниз тонкой работы у основания купола, состоящий из тяг, поясков, сухариков и модульонов. От прекрасного классицистического иконостаса 1814—15 гг. с 26 иконами работы В.Л. Боровиковского, выполненными маслом на больших деревянных досках, сохранились пять: «Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Архангел Михаил» (северная дверь иконостаса) -ныне в ПТ; «Архангел Гавриил» (южная дверь иконостаса) — в Казахской государственной художественной галерее в Алма-Ате; «Царица Александра и архидьякон Стефан» — в Брянском областном художественном музее. На храмовой иконе «Покров» существовала надпись: «В сем храме иконы написаны Императорской Академии художеств советником Владимиром Лукичом Боровиковским в СП. Бурге 1815 г.».
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. — М., Наука, 1997
Храм Покрова сооружен в 1811 году местным помещиком Лашкевичем и принадлежит времени увлечения «эллинским искусством». Простой, но выразительный по плану, храм по идее напоминает известную башню в Афинах. Крестообразный по плану, он с трех сторон имеет четырехколонные портики дорического, греческого типа с греческим утонением колонн, лишенных базы. Стремление «упростить» греческие формы и сделать их более грубыми и примитивными замечается здесь в замене нарядного коринфского ордера Башни ветров дорическим, при чем сами колонны значительно упрощены, благодаря отсутствию каннелюр. Упрощенные антаблементы портиков не имеют фризов, — самой видной части дорического, греческого ордера. Упрощение архитектурных форм проведено и далее в самом восьмигранном, основном массиве. Карниз его главного антаблемента обобщен смело нарисованной формой четвертой ложки – египетского типа, а фризу придан характер архитрава. Отзвук «римской классики» здесь сохранен в излюбленной форме сферического купола, венчающего трибуну храма, — в круглых и полукруглых окнах, а также и в высоких «римских» пропорциях фронтонов.
Удивительно встретить в глуши это изящное и выдержанное произведение Александровского классицизма, этот оригинальный образчик зарождающегося русского Empire-a. Владелец усадьбы, строитель этого прекрасного храма, несомненно, обладал высокоразвитым художественным вкусом. Явное тому доказательство даже не сам храм, не его внешность, а то, что находится внутри. Храм обладает на диво скомпонованным иконостасом кисти высокоодаренного художника В.Л.Боровицкого.
Редко приходится видеть такую гармонию, которую встречаем здесь, в удивительной согласованности внешности и внутренности храма. Очень просто и нежно обработанный внутри карнизами и поясами и весь окрашенный в белый цвет, храм залит весь обильным светом, широко льющимся со всех сторон из четырех рядов разной величины и формы окон. Внимание сразу приковывает иконостас. Весь нежный, мягкий по тону и воздушный, он чарует своим изяществом и согласованностью форм. Тонкая, идейная живопись ярко и выпукло выступает, обрамленная нежной резьбой, на фоне удивительно скомпонованного иконостаса.
Изысканное сочетание белого с золотым, выисканность пропорций общего и пятен, мастеская лепка резьбы и выдержанность художественного ансамбля делают иконостас редким произведением искусства, который мог бы послужить лучшим украшением любого столичного музея. Совершенно особую и исключительную ценность придает ему удивительный, цельный ансамбль из 26-ти подлинных икон – одной руки, не тронутых поздними поправками и не утративших от времени своего чудного колорита.
Сильный и проникновенный в области религиозного творчества, В.Л.Боровиковский в каждую икону Романовского иконостаса вложил удивительную экспрессивность одухотворенных лиц.
Из книги Ф.Ф. Горностаева «Дворцы и церкви юга», серия «Культурные сокровища России», выпуск 8. Издательство товарищества «Образование». — Москва, 1914 г., стр. 84-85
«Сильный и проникновенный в области религиозного искусства, выдающийся талант, художник-портретист Владимир Лукич Боровиковский, произведения которого достаточно известны, написал целый иконостас, состоящий из двадцати шести икон. Иконостас находится в Покровской церкви села Романовки Мглинского уезда, Черниговской губ. и мало кому известен. Между тем, он представляет высокую художественную ценность и доставляет истинное художественное наслаждение своей экспрессией, замечательной тонкостью письма и колоритом. К сожалению, разрушение уже коснулось этих изящных полотен и многие из них удручают своим непоправимым видом».
«…Боровиковский предложение принял и исполнил в 1814-1815 году. У каждого религиозного живописца есть свое представление божества, божественности, святости. У Боровиковского оно может быть пояснено словом — необыкновенная высшая красота в мире любви и кротости. Все лица, им изображаемые, идеально прекрасны и жизненны, но жизнью высшей, одухотворенной. Прекрасная тонкая выписка фигур его произведений в мельчайших подробностях одежды и аксессуаров, воспринята им от Левицкого и Лампи и развита в высшей степени, по всей вероятности, благодаря раннему занятию иконописью дома, в семье отца…»
Сноски к основному тексту:
— Иконы написаны на холсте, наклееном на доски икон.
— Разрушение заключается в необъяснимом разъедании верхнего слоя краски, распространяющемся, как плесень, хотя храм не имеет сырости и хорошо содержится. Единственное предположение о причине разрушения, какое можно допустить, заключается в разрушающем действии солнечных лучей.
— В настоящее время Покровская церковь служит сельской церковью сельца Романовки. Невдалеке находится дом бывших владельцев (постройки архитектора Ефимова), ныне принадлежащий г-же Дунин-Барковской, очень озабоченной порчей икон. Ею возбужден вопрос о передаче иконостаса какому-либо столичному Музею.
Отрывки из книги «Иконостас кисти В.Л. Боровиковского», автор Ф.Ф. Горностаев. — Москва, 1911 год
Горностаев, Федор Федорович — Иконостас кисти В. Л. Боровиковскаго — Search RSL