Новая Ладога. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Ранее входил в комплекс Николо-Медведского и Иоанновского монастырей. Первоначально освящен как храм св ап. Иоанна Богослова, ныне по приделу (1733 г.) именуется в честь Рождества Богородицы. Перестраивался в 1756, 1876 гг. Действует. Виднеющийся за собором блестящий купол принадлежит другому монастырскому храму — Никольскому, но он, к сожалению, пока весьма нефотогеничен… Реставрация идёт, но очень вяло.

Первоначальное название храма — церковь Иоанна Богослова. Церковь построена в 1702 г. и первоначально принадлежала Николо-Медведскому монастырю, упраздненному в 1704 г. В 1733 г. к церкви пристроен придел Рождества Богородицы. Еще одна перестройка относится к 1756 году. Храм приобрел нынешний вид в результате сильной перестройки, произведенной в 1876 — 1877 гг. по проекту М.А.Щурупова. Церковь Иоанна Богослова была закрыта в 1935 г. Вновь действует с 1949 года. С 1954 года храм официально называется собором Рождества Богородицы (по приделу).
Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, «Лики России», 2006, №802. Н.В. Мурашова, Л.П. Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье. Кировский и Волховский районы. «Алаборг», СПб, 2009, с. 174-176

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Ладоге раньше входил в состав комплекса Николо-Медведского монастыря. Изначально он был освящён как храм Иоанна Богослова, сейчас по названию придела, появившемуся в 1734 году, он именуется собором Рождества Богородицы. Эта церковь была построена в 1702 году как трапезный храм Николо-Медведского монастыря, всего лишь за два года до закрытия обители Петром I. По своей архитектуре она была похожа на трапезные храмы середины ХVI века Новгородских Хутынского и Антониева монастырей. Немудрено, что приладожские земли принадлежали тогда Великому Новгороду. Известна и дата освящения церкви — 25 сентября. А вот придел в честь Рождества Богородицы был устроен в 1733-1734 гг. и освящён протоиереем Сергием 8 января 1734 года.
Более ста лет храм жил обычной приходской жизнью. Вот только, 12 ноября 1840 года староста храма вместе с прихожанами ходатайствовали у викарного епископа Венедикта (Григоровича) о переделке и ремонте обветшавшей церкви по причине того, что церковь была довольно тёмной, некоторые её элементы пришли в негодность, и она не стала вмещать в себя всех верующих. Вместо потолка предполагалось надстроить купол, а для расширения здания — пристроить придел во имя Живоначальной Троицы с южной стороны, средний храм предполагалось увеличить пристраиванием алтаря, а для увеличения освещённости в церкви планировалось сделать окна большего размера. Работы должны были осуществить в 1841-1842 гг. Но в ответ на обращение верующих было предложено спроектировать новую церковь. Проект перестройки был составлен в 1848 году губернским архитектором С. Малининым, который несколько годами ранее работал в Новой Ладоге над перестройкой Гостиного двора — уменьшенной копии петербургского Гостиного двора. Но этот проект никому не понравился, был признан «неудовлетворительным». Спустя некоторое время староста с прихожанами вновь ходатайствуют о перестройке, которая бы удовлетворила всех. Проект был заказан у академика архитектуры Михаила Арефьевича Щурупова, который и выполнил перестройку церкви в 1876-1877 годах. В результате для увеличения высоты храма разобрали стены до подоконников и своды подвалов; была увеличена высота за счёт поднятия крыши и понижения пола; передвинули алтарную стену, возвели новый деревянный высокий купол в виде перевёрнутой чаши с парусами на деревянных кружалах; к притвору пристроили крыльцо, растесали окна, причём им была придана форма дворцовых; изменили завершение колокольни. Придел с новым иконостасом стал просторнее, чем основной храм. Фактически была построена новая церковь.
Здание стало иметь строгий и сдержанный вид. Внутри церковь кажется ассиметричной, хотя при взгляде со стороны внешний вид храма — кажется симметричным. Обновлённый храм был освящён 9 октября 1877 года. Новый золочёный резной деревянный четырёхъярусный иконостас сочетал в себе элементы готики и русского стиля. 43 иконы для иконостаса были написаны известным петербургским мастером Василием Макаровичем Пешехоновым. С западной стороны церкви возвышается сорокаметровая восьмигранная башня-колокольня, завершение которой напоминает шпиль Староладожской Иоанно-Предтеченской церкви и Новоладожской Климентовской церкви. На колокольне были установлены куранты, обращённые циферблатом к городу, а также висели двенадцать колоколов, самый большой из которых весил 7 тонн, был отлит колокольных дел мастером Н. М. Стуколкиным в 1845 году. На этом колоколе были изображены Пресвятая Троица, святые Иоанн Богослов и Николай Чудотворец, Успение Богородицы. К сожалению, этот колокол, как и другие, был сброшен с колокольни в советское время.
В 1910 году храм был осмотрен епархиальным архитектором А. П. Аплаксиным, после чего работы, произведённые в 1876-1877 годах, он назвал «грандиозной и печальной переделкой, исказившей древний вид церкви настолько, что невозможно судить о том, какой она была ранее…». Аплаксин предложил пристроить к церкви третий придел с юга на всю длину храма с обработкой фасада здания в стиле древних новгородских церквей, а также заменить купол в соответствии с архитектурой новой пристройки. Но по каким-то причинам этому всему задуманному не суждено было сбыться. Вскоре произошла Октябрьская революция, после которой о перестройке храма не могло быть и речи. В храме по прежнему проходили службы. Но в 1935 году церковь Иоанна Богослова была официально закрыта. Опустевший храм сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В 1948 году церковь была передана в пользование Никольскому собору по просьбе канцелярии Ленинградского митрополита. За тот период стены здания сильно пострадали; так, во время разрывов снарядов сильно пострадал купол, появились трещины, осыпалась штукатурка, всюду валялся битый кирпич; вокруг стен храма появились горы мусора с городского кладбища, что расположено было вокруг обоих храмов. Церковь потихоньку восстановили силами вновь образованной православной общины, и с 1949 года она снова стала действующей. С 1954 года храм стал официально называться собором Рождества Богородицы по названию его придела.
Ныне Рождественский собор — единственный действующий храм в городе Новая Ладога. Совсем недавно настоятель церкви отец Алексий предложил приспособить для музейной экспозиции колокольню. На нескольких её этажах разместили всё найденное при обследовании и реставрации двух церквей бывшего Николо-Медведского монастыря. Здесь есть архирейский посох ХVIII в. и его ровесница купель, осколки хрустальных подвесок для паникадила, подаренных храму местной купчихой. На первой площадке, кирпичные стены и высокий потолок которой придают ей сходство с пространством какой-нибудь ультрамодной галереи, расположена основная экспозиция. Круглое помещение времён Елизаветы с неоштукатуренными кирпичными стенами, в котором выставлены облачение и утварь, предметы — изъеденные ржавчиной, фотографии и репродукции: шведские и голландские карты местности с монастырём допетровских времён, выписки из метрической книги (из них выясняется, что крестным отцом некоторых горожан был полководец А. В. Суворов, живший тогда в Новой Ладоге), дореволюционные фотоснимки прихожан, крестных ходов и др. На втором этаже заслуживает внимание исполинский часовой механизм. Ржавые шестерни, вороты, колёсики, рычаги… Часовой механизм предположительно 1750 года находится в колокольне с момента её строительства. Колёса и шестерни в рабочем состоянии. А вот циферблата давно нет — рассыпался ещё к началу прошлого века. Остались только крючья на выходящей к городу грани колокольни. А на самой верхней площадке — колокола. Самого огромного из дореволюционных теперь нет, на площадке звона остался гигантский язык, который своим весом продавливает дощатый пол. Сам же колокол сбросили вниз представители новой власти, для этого они специально разобрали часть каменных проёмов звонницы, следы варварства видны до сих пор. Среди новых колоколов Рождественского собора есть и колокол отливки 1868 года. Теперь на церковной звоннице много маленьких колоколов, а два и вовсе когда-то были корабельными рындами.
До революции речники и рыбаки, намереваясь выходить в Ладожское озеро, собирались на молитву перед образом Николая Чудотворца, который находился на фасаде соседнего Никольского собора, а городским ориентиром и маяком всегда служила и поныне остаётся колокольня храма Рождества Богородицы. С 2007 по 2013 гг. интерьеры, внутренние и наружные росписи храма были отреставрированы артелью художников-иконописцев во главе с Ильёй Иосифовичем Пивником, до этого 15 лет посвятившим восстановлению храмов Старой Ладоги.
Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 и с сайта html://www.pravoslavie.ru/101844/Музей между землёй и небом

Церковь св. Иоанна Богослова, с приделом Рождества Богородицы, каменная, двухэтажная. Главный алтарь, возобновленный в 1702 г., был сентября 25-го, освящен местным протоиереем Тимофеевым. Придел устроен в 1734 г. из бывшей монастырской трапезы и 8-го января освящен местным протоиереем Сержем Самсоновым. Длина храма 8 саж., ширина 8½ саж., вышина до кровли 4 саж., высота колокольни, со шпицем, 19½ саж. Главный алтарь прямой, а придельный — шестигранный. Стены сложены из плиты, своды и все остальное — из продолговатого кирпича, скрепленного железом. Наружные стены гладкие; на южной стороне есть углы или „выпуски»; с северной стороны, под кровлею, выделаны в стене узорчатые пятиугольные карнизы; ниже их кирпичный пояс, круглый, с отливом. Кровля с трех сторон шатровая, а с четвертой примыкает к колокольне. Купол глухой, скрытый под кровлю, над которой виден только фонарь и глава. Шея под главою цельная, платная, с узорчатым карнизом, глава — в виде опрокинутой чаши, крест 8-ми-конечный; глава и крест обложены белой жестью. В окнах железные решетки. Вход в храм из паперти, под колокольней. Внешние двери железные, кованые, внутренние — деревянные. С севера и юга устроены каменные входы с штатными лестницами.
Первый, с теремом на 4-х пирамидальных столбах, с висячими сводами, покрыт железной кровлей; над кровлей — главка с железной звездой. Купол храма круглый, стоящий на стенах, с подругами, выходящими из углов. Половина купола над алтарем, а другая — над храмом. Главный алтарь отделен деревянным иконостасом, придельный — каменною стеною. Пол обоих храмов деревянный. Престолы деревянные; жертвенники каменные, с верхней доской деревянной, устроены в окнах. Антиминс Богословского престола новый, освященный митрополитом Исидором июля 2-іо 1861 года; антиминс придела освящен митрополитом Григорием 11-го августа 1853 г. Иконостасы обоих храмов резные из дерева, позолоченные, устроенные в 1824 г. осташковским купцом Николаем Глазухиным. Клиросы ограждены деревянными точеными перилами. Печи в храмах новые, но между изразцами печи богословского алтаря есть старинные изразцы.
Колокольня кирпичная, семигранная, высокая; красивый пирамидальный шпиль ее покрыт белой жестью и увенчан металлическим позлащенным крестом. На колокольне железные часы, с циферблатом, обращенным к городу. Они прочного устройства, бьют четверти и часы. На колокольне 12 колоколов. Самый большой, в 428 п., отлит в 1845 г. мастером Иваном Макаровым Стуколкиным. На колоколе изображены: св. Троица, Успение Божией Матери, Иоанн Богослов и св. Николай. Следующие три колокола отлиты в 1750-56 годах.
Храм Иоанна Богослова, с приделом Рождества Богородицы, был в 1876-77 гг. переделан по плану архитектора Щурупова, на сумму 16,110 р. 51 к. без иконостаса. На окончание постройки прибавлено было еще 3,500 р. При переделке храма главная забота была о том, чтобы храм сделать более вместительным и высоким. Переделка состояла в следующем: восточная стена придела была разобрана и место, занимаемое алтарем, вошло в состав храма; каменная стена, отделившая алтарь, была разобрана; алтарь сделан новый из кирпича и выдвинут вперед. По бокам притвора, к западной стороне храма, были сделаны кирпичные пристройки, для ризницы. Для возвышения храма пол опущен на сажень, а вместо кирпичных и платных сводов был сделан, в обоих храмах, деревянный стрельчатый свод. Для лучшего освещения собора предназначали расширить окна, но так как при этом стали раздробляться самые стены, то, по совету подрядчика Кострова, стену до подоконников разобрали и сложили ее из нового кирпича. Купол храма несколько возвышен и сделан открытым, и в нем сделано 8 окон. Изменен был и вход во храм. Вместо прежних двух крылец устроено одно.
В приделе Рождества Богородицы св. престол в 1877 году сделан из кипариса и на него возложен антиминс, освященный в 1861 г. митрополитом Исидором, На горнем месте придела помещен образ «Коронования Божией Матери», ценою в 700 р., пожертвованный купчихою Мариею Федотовою Спировою. Иконостас придельного алтаря устроен в 1877 г., но рисунку архитектора Щурупова, иконописцем Василием Пешеходным. На иконостас пожертвовал 800 р. член строительной комиссии, почетный гражданин Михаил Александрович Стариков; он же собрал но подписному листу 2,100 р. Городской голова Егор Иванович Ильинский собрал на перестройку храма 2,119 р. Кроме того Алексей Федорович Козлов и Назар Фомич Кулагин внесли по 500 руб. Андрей Иванович Спиров — 600 руб. Всего собрано от прихожан 4,719 р. Иконостас, в 4 яруса, сделан резной и позолочен червонным золотом. Он стоит 4,500 р., а 1,050 р. дано иконописцу Пешехонову за 43 вновь написанные иконы. Из 47-ми икон в иконостас 4 иконы: Спасителя, Рождества Богородицы, Тихвинской Божией Матери и св. Николая — украшены ризами и находятся под стеклом. Две последние иконы взяты из старого теплого собора. Солея возвышается на три ступени и ограждена железною решеткой. В иконостасах за клиросом помещены наиболее чтимые иконы: Троицы и св. Николая. Иконостасы устроены за 600 р., данных жителями города. Хоругви вишневого бархата, шитые золотом, на них изображены: Воскресение и Крещение Господне, Рождество Богородицы и св. Николай.
Придельный престол и жертвенник сделаны в 1877 г. Антиминс на престоле освящен митрополитом Григорием 11-го августа 1857 г. Иконостас придела устроен в 1877 г. 1-й гильдии купцом, потомственным почетным гражданином Тимофеем Филипповичем Луковицем. Он деревянный, резной, покрытый червонным золотом, в три яруса. Из трех люстр, освещающих храм, одна бронзовая, вызолоченная, в 48 свечей, пожертвована в 1880 г. купчихой Мариею Федотовною Спировою, другая в 18 свечей, с хрустальными розетками и стеклянными призмами — пожертвована ею же, третья, накладная серебра, о 88-ми свечах, ценою в 360 р., пожертвована в 1877 г. Михаилом Александровичем Стариковым. Она висит в приделе. Обновленный в 1877 г. храм освящен 9-го октября.
Кроме Обычных крестных ходов, бывают крестные ходы: вокруг ограды, — на 3-й день Пасхи, 23-го и 20-го июня, 2-го июля к Георгиевской церкви к Тихфинской часовне. В приходе есть богадельня, учрежденная в 1835 г. купцом Алонкиным и— «комитет о бедных», основанный в 1809 г. Новоладожским купцом Назаром Фомичем Кулагиным. Часовен в приход? четыре: одна каменная — за подъемным «Горбатым» мостом, другая каменная, на Песоцкой улице, построена в 1809 г. купцами Луховицким и Моренным, третья деревянная на острове Птинове, на Ладожском озере, и 4-я деревянная, в городе, у перевоза чрез Волхов. Последние две часовни во имя св. Николая.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск девятый. — СПб., 1884 г., в типографии Департамента Уделов. С. 73-75, 80

Каменный собор, сохранившийся с монастырских времен, изначально был храмом во имя Иоанна Богослова при монастырской трапезной. Он был сооружен во второй четверти XVI в. Сегодня мы можем увидеть его только частично – малый (северный) алтарь, часть северной стены собора и небольшая главка. Все остальное результат позднейших перестроек и переделок. Изначально примыкавшая к храму с юга трапезная, в 1733 г. была переделана в придел Рождества Пресвятой Богородицы. В середине XVIII в. с запада к собору была пристроена колокольня, которая удачно замкнула перспективу главного проспекта города. Внутри башни вмонтирован часовой механизм циферблат которого располагался на южной грани колокольни. Клеймо на железе часового механизма указывает дату – 1750 г. Увидеть эти часы мы можем на сохранившейся фотографии конца XIX в. На фотографиях начала ХХ в. часов на башне уже нет – вероятно их сняли из-за поломки. Память о них осталась на колокольне в виде двух крюков на южной ее грани.
Вид новоладожских соборов с северо-западной стороны в 1875 г. запечатлен на рисунке В. М. Максимова. Вход в собор Иоанна Богослова с северной стороны представлял собой теремообразное крыльцо с высокой крытой лестницей (так же как и у Никольского собора). Второй вход с крытой лестницей был с южной стороны.
В 1876-1877 гг. собор вновь подвергся реконструкции, на этот раз самой грандиозной по масштабам. Автором проекта стал профессор архитектуры Михаил Арефьевич Щурупов. Необходимость перестройки имела чисто функциональное назначение – собор не вмещал в себя всх молящихся прихожан, особенно по праздникам. . <…> Переделка производилась на средства, собранные горожанами и вырученные от продажи леса в принадлежащих собору двух пустошах. В общей сложности на нее было затрачено 16 тыс. руб. Были осуществлены следующие работы: сломаны каменные подвальные своды и опущен пол; длина Рождество-Богородицкого придела увеличена за счет за счет разборки стен алтаря и пристройки к нему новой части, вынесенной на восток; разобраны два наружных боковых крыльца и заменены одним входом в средней части колокольни; маленькие окна северной стены увеличены до больших полуциркулярных путем пробития, а окна с южной стороны – за счет разборки этой стены до подоконников и нового выкладывания; по бокам притвора с западной стороны были сделаны пристройки для ризницы; подведен цоколь по фасаду из Путиловской плиты; сделан карниз из кирпича по фасаду; свод увенчан световым куполом с круглыми окошками, напоминающими иллюминаторы.
Результаты реконструкции вполне отвечали поставленным задачам, но уникальный трапезный храм был принесен в жертву обычным приходским потребностям. В 1911 г. епархиальный архитектор Андрей Петрович Аплаксин отозвался об этом так: «Рождество-Богородицкий собор в Новой Ладоге <…> под предлогом почнки был до основания разобран и вновь воздвигнут в стиле, имени которому не подберешь…». В том же 1911 г. Императорской Археологической комиссией был утвержден проект Аплаксина по расширению новоладожского собора за счет пристройки с южной стороны третьего придела. Кроме этого предусматривалось переделать «щуруповский» купол, который, по мнению комиссии, имел характер павильонного и не очень шел к фасаду. Новый купол с с восьмью большими полуциркулярными окнами был незамедлительно сооб\ружен. Именно этот купол мы видим сегодня. А вот закладка нового придела задержалась. Только в 1914 г. было начато его строительство, но начавшаяся Первая мировая война не позволила осуществить проект до конца. Невысокя часть стены нового придела простояла до середины 1950-х гг, затем была разобрана.
Во время прредпоследней переделки Иоанно-Богословского собора (сейчас по имени большего придела его чаще называют собором Рождества Богородицы, это же название закрепилось в официальном современном названии прихода), в 1877 г. были заново сделаны иконостасы. На их сооружение ладожане собрали дополнительно более 4700 руб. Большие суммы внесли новоладожские купцы М. А. Стариков, Е. И. Ильинский, А. И. Спиров, Н. Ф. Кулагин, А. Ф. Козлов, Т. Ф. Луковицкий. Иконостас Рождество-Богородицкого придела был выполнен в готическом стиле по рисунку М. Щурупова, и, изначально, имевший 4 яруса, в советские годы, по неизвестной причине, лишился двух верхних. <…>
Василий Макарович Пошехонов имел звание иконописца Двора Его Императорского Величества и был одним из самых востребованных мастеров второй половины XIX в. У него была собственная иконописная мастерская в СПб, которая выполняла самые престижные заказы, в основном для кафедральных соборов. Иконописное наследие мастерской Пошехонова в настоящее время является предметом изучения искусствоведов, но известных работ сохранилось очень мало. Большая часть этих икон утрачена и в нашем храме, но к счастью, некоторые сохранились.
Среди иконостасных образов самыми интересными для нас являются так называемые «местные» сюжеты – образ явления Николя чудотворца во время бури в Ладожском озере и образ явления Тихвинской иконы Богородицы рыбакам на Ладожском озере. Уникаьны по своей красоте и технике и другие иконы письма мастерской Пошехонова. Их отличает золотой фон с узорчатой чеканкой, изящные орнаменты по краям, фрагменты имитации перегородчатой эмали, личное письмо в нетрадиционном академическом стиле.
Из других икон храма, упоминаемых в ИСС, сохранился запрестольный образ коронования Божией Матери на горнем месте в алтаре Рождество-Богородицкого придела. По сюжету это не икона. А скорее картина религиозного содержания. Она была пожертвована храму купчихой Марией Федотовной Спировой и стоила в конце XIX в. 700 руб. Этой же благотворительницей была заказана на Афоне икона св. мученика Пантелеймона с частицею мощей, привезена в Новую Ладогу в 1899 г. и подарена храму. Икона сохранилась и в 2015 г. была отреставрирована. В настоящее время в новых позолоченных напольных киотах расположились как дореволюционные, так и новые иконы. <…>
В 2014-2016 гг. стены купол и алтарь большого придела были расписаны художниками Царскосельской иконописной мастерской под руководством Г. Б. Майоровой.
В колокольне собора в настоящее время размещается приходской музей истории соборных храмов Новой Ладоги.
Информация из буклета «Новая Ладога. История соборных храмов». 2021 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?