Новая Ладога. Собор Николая Чудотворца быв. Николо-Медведского монастыря.

Собор быв. Никольского Медведского монастыря (упразднен в 1704 г.). Приделы: Успения, прор. Осии, прп. Андрея Критского, прав. Лазаря. Железная лестница пристроена в нач. ХХ в. для подъема паломников на второй этаж, где хранились святыни быв. монастыря.

Никольский собор бывшего Медведовского (Никольского Медвецкого монастыря) в Новой Ладоге Никольский собор представляет собой простую плитную постройку, сохранившую, несмотря на позднейшие ремонты («починки») и переделки, черты, свойственные древнерусскому культовому зодчеству. Можно предположить, что описываемый собор был возведен новгородскими мастерами в XV—XVI вв., а типично московское крыльцо со всходом пристроено в XVII столетии.
Традиционная схема положена в основание собора — четырехугольник с одним апсидным выступом с востока. Высота белокаменного здания составляет 21 м, ширина вместе с пристроенным в 1711 г. с севера приделом 20 м. В древности стены собора не были гладко оштукатурены, а представляли собой живописную неровную поверхность, обмазанную глиной и будто вылепленную народным скульптором. Суровую их простоту подчеркивали узкие бойницеобразные окна-щели, расширенные позднее.
Внешний облик Никольского собора был сильно искажен в 1812 г., когда изящное позакомарное покрытие с полукружиями было заменено грубым четырехскатным, устроен придел у западного фасада и растесаны окна, ведущие в подвал-подклет. Тогда же в просторном интерьере, разделенном оштукатуренными столбами, был установлен резной трехъярусный иконостас. Несмотря на то, что многочисленные витые колонки, виноградные лозы и пальметки несколько перегружают иконостас, они являются образцом мастерства резчиков по дереву.По материалам книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной «Памятники архитектуры Ленинградской области». — Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г.

Главной святыней Никольского собора была чудотворная икона Николая Чудотворца. Ее расположение было необычным: на фасаде, на самом верху стены над алтарем. Для доступа к иконе была построена система металлических лестниц. Сама икона была установлена в большом киоте, укрывающем ее от непогоды. (Старую фотографию киота с иконой и лестницы см., например: http://ps-spb2008.narod.ru/mar_new_ladoga.htm; прошу прощения за ссылку на свой собственный сайт).
В советское время икона и киот исчезли, а металлическая конструкция пришла в запустение и оказалась окружена густыми зарослями.
В 2009 г. металлические лестницы приведены в порядок, заросли расчищены, и на прежнем месте вновь установлена икона Николая Чудотворца. (Киота в июле 2009 г. еще не было).
Роман (Левшин), послушник. Староладожский Никольский мужской монастырь. СПб, «Алаборг», 2007, с. 28

Новоладожский Николаевский собор находится при впадении Волхова в Ладожское озеро, в 17-ти саж. от реки. За собором и окружающим его кладбищем находится устье канала Александра II-го, потом — слобода Загородье. С др. ст. к собору прилегает Климентовская церковь — Собор, вместе с церковью Иоанна Богослова, обнесен рвом и земляным валом, на котором в 1849 г. поставлена каменная часовня; кладбище обнесено с трех сторон земляным валом, на котором, в 1849 г. устроена каменная стена, окружающая кладбище со стороны реки. Площадь кладбища и ограды в 86½ сажень длины и в 42 сажени ширины.
Обе соборные церкви были сооружены, когда здесь был Медведский монастырь, упраздненный в 1704 г. На 180 стр. книги Ратшина «О монастырях и церквах» сказано: Медведевский Староладожский мужской (монастырь) в Старой Ладоге. Обитель сия существовала прежде в Новой Ладоге, но — с которого времени, сведений нет, а в 1704 г. переведена в Старую в здание бывшего там Ивановскаго монастыря и впоследствии уничтожена; церковь же Николая Чудотворца обращена в соборную города Новой Ладоги. В этом храме есть иконы 14-го, 15-го и 16-го веков». Действительно, в соборном иконостасе есть две иконы, из коих одна сооружена, как видно по надписи, игуменом Медведского монастыря Леонидом, с братиею в 7010 (1502) г., а другая игуменом Феодосием в 7011 (1503) году. Николаевский собор, с приделом Успения, каменный, квадратный, в 2 этажа. Внизу кладовые. Придел устроен, в 1711 г. новоладожским купцом Петром Барсуковым.
Алтари обеих церквей полукруглые. Высота храма, с куполом, 10½ саж., ширина храма, с приделом -8 саж. длина, с алтарем — 10 саж. Длина крыльца — 4 саж. ширина — 1½ саж. Храм построен из плиты, верхние своды — из кирпича, нижние — из плиты и кирпича. Стены выложены «сплошною» кладкой из продолговатого кирпича. Стены снаружи гладкие; южная стена с выпущенными углами из плиты; такие же углы есть и по средине; кровля шатровая, на 4 ската, крыта железом и выкрашена медянкой. Фонарь на сводах сквозной. На фонаре карниз, в виде пятиугольников, с двумя внизу ножками. Луковицеобразная глава обложена белой жестью. Крест деревянный, семиконечный, также обитый жестью. В Николаевском алтаре 2 окна, в приделе — 2; в предалтариях — по 2 окна. Окна, прежде узкие, расширены в 1812 г. при обновлении храма. В окнах железные решетки. Двери одни, с запада: внешняя дверь железная, внутренняя деревянная, со стеклами. Крыльцо, в 13 ступеней, ограждено кирпичными стенами и покрыто железной кровлей. Алтарь главного храма отделен иконостасом; алтарь придела — кирпичного стеною. Своды храма, с открытым сквозным куполом, опираются на 4 платные столба. Два из них, находящиеся в церкви, облицованы под мрамор; другие два в алтаре, вверху четвероугольные, внизу округленные. Подцерковные своды устроены на столбах. Пол в церкви и в алтаре, прежде плитный, после заменен сосновым. Средний алтарь имеет боковые отделения, из которых в правом ризница, в левом — жертвенник. Солея возвышается на 2 ступени. Бывшие прежде, на восточных стенах алтарей, окна заложены и заменены шкапами. Престолы дубовые устроены в 1800 г., когда храм был обновлен и освящен 14 и 21 августа. Антиминс главного престола освящен епископом Христофором 1853 г. июля 19, и подписан митрополитом Никанором. Антиминс придела освящен архиепископом Гавриилом в 1776 г. августа 14. В антиминс вложены мощи и есть надпись: «Архидиакона Стефана». Жертвенник главного алтаря каменный, верхняя его доска из плиты; жертвенник придела деревянный. Иконостас главного храма деревянный, резной в виде винограда, вновь позолоченный в 1800 г. Он в 4 яруса. На верху Распятие а по бокам — Богородица и Иоанн Богослов. Иконостас придела — в два яруса.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск девятый. СПб., 1884 г., в типографии Департамента Уделов. С. 71-73
В первой половине XVI в. в Ново-Медведском монастыре воздвигли каменный Николаевский собор. Храм с некоторыми последующими изменениями сохранился до наших дней. Первоначальный его облик реконструирован архитектором Ольгой Гусевой при изучении собора в 1980-х гг. Строили его Новгородские мастера в лучших традициях новгородской храмовой архитектуры. Своды храма с открытым сквозным куполом опираются на 4 плитных столба. Алталь полукруглый с двумя окнами, имеет два боковых отделения, в правом из которых была ризница, в левом – жертвенник. Фонарь на сводах сквозной, на нем декоративный карниз в виде пятиугольников и одна луковицеобразная глава.
В 1711 г. на средства новоладожского купца Барсукова к Никольскому храму с севера был пристроен придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. В это же время была изменена форма крыши. Позже, в начале XIX в., с западной стороны было пристроено крытое крыльцо в традициях московской архитектуры. Оно имеет 13 плитных ступеней, ограждено стенами и соединяется с теремообразным входом на 4-х фигурных столбах. Окна в соборе первоначально были узкие, но для лучшего освещения храма в 1812 г. были растесаны. Также для увеличения внутренней площади были растесаны кирпичные столбы притвора. Еще одна, последняя переделка собора, была произведена в 1892 г. и заключалась в том, что в подклете, где раньше находились кладовые, был устроен третий придел во имя св. пророка Осии, Андрея Критского и праведного Лазаря. Придел был сооружен в память о чудесном избавлении от смертельной опасности императорской семьи 17 октября 1888 г. в Борках.
С монастырских времен главной святыней Никольского собора был чудотворный образ святителя Николая, размещенный с наружной стороны на восточной стене храма над алтарной апсидой, на высоте 4-х саженей (ок. 8 м). Святой был изображен в рост с мечом в правой руке и храмом в левой, по так называемому в иконографии типу «Никола Можайский». Перед образом горела неугасимая лампада. <…>. В 1870-х гг. к образу была пристроена винтовая чугунная лестница, завершающаяся широким балконом. Балкон с помощью 4-х чугунных столбов упирается в каменное плитное крыльцо. Архитектор этого изящного сооружения, предположительно, М.А. Щурупов. В 1859 г. образ Николая Чудотворца был одет в серебряную ризу с позолоченым венцом, работы известного ювелира Ф.А. Верховцева. Именно в таком виде запечатлел его известный русский фотограф С.М. Прокудин-Горский, путешествующий по Мариинской водной системе в 1909 г. Балкон, лестница, крыльцо и кружка для сбора денег сохранилась до наших дней, а сама икона бесследно пропала в годы атеизма.
Информация из буклета «Новая Ладога. История соборных храмов». 2021 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?