Храм в меловой горе. Неразгаданная тайна Шмарненской пещеры.
«Белгородские известия» попытались выяснить, как в старооскольской глубинке появился подземный храм.
Своё название пещера получила от имени села Шмарного, а шмара – это ряска, ещё так называли тину, цветущую воду. Расположена пещера рядом с селом. От него к ней идёт грунтовая дорога через поле, а затем узкая, крутая меловая тропинка в гору. Впервые это место описали в Календаре и Памятной книжке Курской губернии 1888 года: «В Старооскольском уезде, в двух верстах от села Шмарного и в 40 саженях от просёлочной дороги, в лесу, принадлежащем казне, в меловой горе, есть пещера, вход в которую находится с западной стороны на высоте 33 сажень от подошвы горы».
Пещера располагается в укромном месте, в углублении меловой горы, поросшей лесом. Лес этот кажется обычным лишь на первый взгляд. Но стоит присмотреться – среди традиционной лесной растительности встречаются дикие яблони: вероятно, это потомки благородных деревьев, некогда росших здесь. Укрывает вход в пещеру лещина, а склоны холма в сезон порастают земляникой. Недалеко течёт река. Ближайшие селения – Шмарное, Долгая Поляна. Из них путь к пещере, как говорят, не близок и не далёк. Очевидно, те, кто создал этот подземный комплекс, выбирали место очень тщательно.
У пещеры, кроме ныне действующего входа, раньше было ещё два. Вход узкий, низкий. Чтобы попасть внутрь, придётся поклониться в пояс. Верующие видят в этом знак. «Вход крайне неудобен, в виде отверстия вышиною до 1,5 аршина и шириной 2,5 аршина. От входа идёт спуск, по окончании которого представляется коридор вышиною до 3 аршин и длиною 3 сажени», – говорится в Памятной книжке.
Внутри кромешная тьма, даже лучику света неоткуда просочиться. Здесь постоянно холодно: в самый жаркий день температура держится около +4 градусов. Общая протяжённость подземного комплекса – 94 м. В пещере можно встать в полный рост. От главного входа расходятся два коридора. Тот, что уходит вправо, приводит к сужающимся тупикам. Ходят слухи, что ход этот специально засыпали и что он ведёт куда‑то на поверхность, чуть ли не в Киев.
Влево от входа параллельно идут два довольно широких коридора. Между собой они закольцованы. Специалисты уверены, что они предназначены для крестного хода, богослужений. Сама же пещера – подземный монастырь.
В коридорах есть ответвления, в них, вероятно, располагались монашеские кельи. «По стенам прохода высечены кресты и имеются разные изречения, написанные углём», – говорится в Памятной книжке. По легенде, в пещере был колодец. Но где он мог располагаться, трудно предположить.
Самое удивительное место в пещере – храм. Если пройти коридор насквозь и никуда не сворачивать, то вы попадёте в него. Это большое помещение вместит человек 15–20. Не надо обладать хорошим воображением, чтобы представить, насколько это было красивое место. Купол подземного храма уходит ввысь, в меловую породу, колонны, своды украшают центр зала. К слову, одну из колонн разрушили как минимум 130 лет назад. Был ли это злой умысел или же создатели храма решили его переделать, неизвестно.
В стенах вырезаны углубления для икон и свечей. Неравнодушные люди приносят их в храм и сейчас. Здесь иногда проводят службы. Свечи можно зажечь, и от их мягкого жёлтого света тьма расступится, а у вас появится возможность всё рассмотреть. Специалисты предполагают, что внутри монастыря могла быть печь, которая отапливала помещение.
Меловые потолок и стены, как губка, впитали копоть свечей, гарь от печи. Когда о пещере стало известно, туда потянулись любопытные. Стены исписаны посланиями типа «Вася + Маша, 2003 год». И, кстати, по надписям вполне можно сделать вывод, что современная молодёжь ничуть не хуже своих предков. Послания тут встречаются за разные годы.
Удивителен не только сам факт существования пещеры, но и то, что никто не знает, как и когда она появилась. Всё, что у нас есть, – версии. Одни говорят, что пещеру вырыли отшельники-старообрядцы, другие предполагают, что это был православный монастырь. В Памятной книжке есть данные, что последним обитателем в 1840-х годах был крестьянин из села Долгая Поляна.
«По словам крестьян села Шмарнаго, они узнали об этих пещерах лет 40 тому назад, когда в них поселился жить крестьянин села Долгая Поляна Владимир Васильевич Костелев, – говорится в книге. – В то время церковь была украшена иконами, и Костелев отправлял в ней службу. Была ли пещера выкопана Костелевым или же он воспользовался уже готовой, неизвестно». По другой легенде, здесь жили монахи, которые отказывались от еды и постепенно превращались в мощи – подобие мумий. Также пещеру окутывала и масса страшилок: там водятся волки, дикие собаки, прячутся разбойники.
Краевед Николай Белых в 1939 году исследовал это место и пришёл к выводу, что пещера появилась за два-три столетия до основания Старого Оскола – в XII–XIII веках. По официальной версии, она намного моложе: это памятник истории и культовой архитектуры XVII века. Подобные места не редкость для Белгородской области. Кроме знаменитых Холок и таинственной Шмарненской пещеры, в Белгородском уезде при хуторе Яхонтов (Кульбаки) Болховецкой волости есть пещера, но вход её занесён грязью, стекающей с горы.
22 ноября 2017, https://www.belpressa.ru/society/religiya/19513.html
К вопросу о времени основания и упразднения Шмарненского пещерного монастыря
Когда и кем основан Шмарненский пещерный монастырь достоверно неизвестно. Можно только предполагать, что пещерный монастырь был основан греками, пришедших с Крыма. В первую волну переселений эллинов ( VIII — VI вв. до н. э.) их поселения ограничивались только южным берегом Крыма от Херсонеса на западе до Пантикапея на востоке, а также побережьем Таманского полуострова.
С III века н.э. на территории Крыма появляется новая этническая общность, которую археологи предпочитают называть «горно-крымская народность». В научных кругах также называют этот народ «средневековыми греками». Это были потомки античных греков, готов, алан, славян, которые приняли православие. С середины VIII века существовала Готская епархия Константинопольского патриархата. Только с этого периода, думаю, и можно отсчитывать возможное время появления Шмарненского пещерного монастыря. А то, что эти земли посещались греками говорит церковное предание об основании греческими схимонахами Ксенофонтом и Иоасафом, выходцами из Сицилии, не так далеко расположенного отсюда пещерного Дивногорского монастыря в Воронежской области.
Более подходящим поздним сроком появления пещерного монастыря в Белогорье, на мой взгляд, можно считать 1475 — год османского завоевания Крыма, когда многие крымские греки подверглись тюркизации, а другие, сохраняя православную веру, бежали в северные земли и основывали там свои поселения и монастыри. Но и там их досаждали кочевые племена, поэтому они были вынуждены строить себе пещерные монастыри.
С постройкой на этих землях в 1593 году Оскольской крепости (ныне город Старый Оскол) и возведением в 1635-1654 годах Белгородской засечной черты, прошедшая южнее — через Новый Оскол, эти земли начали осваиваться русскими людьми. Но с их приходом на Белогорье греческих поселений уже, видимо, не существовало. Поэтому можно считать, что Шмарненский монастырь был упразднен ещё до конца ХVI века. Некоторым греческим монастырям Белогорья повезло больше — в их опустевших пещерах стали основываться русские православные монастыри, другим, как в Шмарненской пещере, меньше — о их существовании люди узнали только из опубликованных учёными и краеведами результатов исследований.
Шмарненский пещерный комплекс ещё ожидает своих исследователей.