На том месте, где до революции стоял величественный Казанский храм Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря, недалеко от источника, на котором в 1643 году явился образ Казанской Богородицы, в 2004 году был построен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, обложенный позднее кирпичом. Строительство велось на средства благотворителя А.П. Мамыкина. Он же в 2003 году передал в храм две бывшие монастырские иконы — чудотворный Нижнеломовский образ Казанской иконы Божией Матери и явленную икону св. Иоанна Предтечи («Ангел пустыни»). Эти святыни сохранила для верующих Климова Антонина Амплеевна, родственница благотворителя.
Храм представляет из себя крестообразное в плане сооружение, над средокрестием которого возвышается шатер с главкой на конце. Над западной частью, где расположен главный вход в храм, возведена шатровая звонница. Еще два входа помещаются в ризалитах, выступающих на северном и южном фасадах церкви. Алтарная часть имеет пятигранную форму. Перед иконостасом в киотах расположены главные святыни возрожденного Казанского-Богородицкого монастыря: слева — Нижнеломовский образ Казанской иконы Божией Матери, справа — икона св. Иоанна Предтечи.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=penza&page=319
На месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы, при подошвегоры, над источником был построен Казанский собор. Строительство церкви началось в 1710 году, когда по грамоте митрополита Рязанского Стефана (Яворского) игуменом обители Павлом (Сниторцевым) на месте погоревшей Казанской деревянной церкви была заложена каменная. Окончено строительство было в 1722 году при настоятеле архимандрите Сергии. Храм, отличавшийся легкостью архитектуры и благолепием, был каменный, одноэтажный, холодный, однокупольный. Купол и глава обшиты белым железом, «яблоко» из красной меди, золоченное «под огонь». Крест был железный, обложен листовой красной медью, золоченый «под огонь». Высота собора с крестом на главном куполе — 44 1/2 аршина (почти 31,6 м), ширина — 28 аршин(19,9 м) и длина — ЗЗ аршина (23,8 м). Иконостас пятиярусный длиной 21 аршин (15 м), высотой 19 аршин (13,5 м), построен в 1722 году. Иконы писаны московскими иконописцами Михаилом Закониным и Андреем Диаконовым в 1724 году. Иконостас по своей величине и великолепию резных позлащенных колонн, увитых виноградными кистями, а также позлащенных Царских врат резной древней работы, представлял взору величественный вид.
В нижнем ярусе иконостаса, по правую сторону Царских врат, находился образ Спасителя, рядом с ним образ святого Иоанна Предтечи и далее — образ Божией Матери «Живоносный Источник». По левую сторону Царских врат находилась Казанская икона Божией Матери, украшенная сребро-позлащенною ризою. В середину сей иконы вкладывался явленный чудотворный образ Пресвятой Богородицы. По левую сторону иконы находился образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, далее — образ святителя и чудотворца Николая и Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Все эти иконы были старинного письма, высотой в 2 аршина и 2вершка (1,5 м). Во втором ярусе иконостаса изображались Двунадесятые праздники, в третьем — лик Апостолов, в четвертом — Пророков, в пятом — Праотцев. Эти иконы были одинакового размера — 1 аршин и 10 вершков (1,2 м). В 1850 году иконостас реставрировался. Нижние два яруса и Царские врата вызолочены были вновь червонным золотом. В киоте из орехового дерева хранилась вышитая по малиновому бархату золотом и серебром святая Плащаница Спасителя. Она была изготовлена в 1849 году усердием помещицы Чембарского уезда села Щепотьева Александры Дмитриевны Богдановой.
Пол в Казанской церкви вначале был деревянным, а при настоятеле архимандрите Исаакии заменен чугунным. Стены храма внутри расписаны были живописью и украшены картинами в рамах, писанными на холсте в 1838 году по благословению Преосвященного Амвросия Н-го, при настоятеле архимандрите Анастасии академиком Ступиным. Картины изображали священные события из истории Ветхого и Нового Завета. Их было в храме 36. Наружные стены храма в 1850 году также были расписаны различными изображениями Богоматери, Ангелов и святых угодников Божиих в назидание приходящего на богомолье народа.
В Казанском соборе при входе с западных дверей, к северной стороне, был погребен князь Василий Сергеевич Долгоруков, скончавшийся в 1803 году. Тут же было захоронение настоятеля архимандрита Варлаама.
http://travelclubonline.ru/tematicheskie-ekskursii/