Уже во второй половине XVII века здесь, во владении рядом с храмом Николы Чудотворца в Подкопаях, были возведены каменные палаты, принадлежавшие, скорее всего, стольнику и воеводе царя Алексея Михайловича Емельяну Ивановичу Бутурлину. Стоявшее в глубине двора строение было обращено парадным фасадом к современному Подколокольному переулку.
В последующие века палаты перестраивались. После пожара 1812 г. здание было отремонтировано при тогдашних владельцах – братьях Боборыкиных, и с западной стороны к нему был пристроен дополнительный объем.
При натурных исследованиях, проведенных в наши дни, кладка XVII века, включающая «орленые» кирпичи (клейменые кирпичи с изображением стилизованного двуглавого орла, изготовленные в «царских кирпичных сараях»), была обнаружена не только в первом, но и во втором этаже дома. На южном фасаде сохранились следы кирпичного декора 1660-х годов: оконные наличники, поребрики и т. п., а также остатки полихромных и зеленых монохромных рельефных изразцов – большая редкость в декоре гражданских построек того времени.
Владение меняло хозяев, с середины XIX века оно принадлежало действительному статскому советнику Платону Викторовичу Степанову. В 1860-е годы двухэтажный жилой корпус, располагавшийся по границе владения вдоль Хитровской площади, был перестроен. На месте сада вдоль Подколокольного переулка был выстроен Г-образный трехэтажный доходный дом, выходящий фасадом также и на Хитровскую площадь. Застройка владения была объединена в слитный комплекс. Для доступа во двор была устроена проездная арка.
После смерти Степанова в 1872 году усадьба перешла к его дочери Елизавете Платоновне, бывшей вторым браком замужем за Василием Александровичем Ярошенко, родным братом известного живописца. Ей владение принадлежало до 1917 года.
В 1888–90 годах здание было реконструировано по проекту архитектора А. Никифорова. Со стороны дворовых фасадов пристроены галереи (или как их называли в Москве – «галдарейки»), а также кирпичные «башни», в которых были размещены клозеты. Возведены две хозяйственные одноэтажные постройки (одна из них утрачена в 1970–80-е годы). Часть галерей была перестроена в 1920-е годы, другая часть заложена. Тем не менее, это один из немногочисленных сохранившихся в Москве домов с «галдарейками».
В доме до революции располагались дешевые комнаты, сдававшиеся внаем, и ночлежки для бедноты. Здесь находилась знаменитая «писучая» квартира, заселенная разорившимися дворянами, зарабатывавшими на жизнь перепиской пьес и рукописей. В эту квартиру Гиляровский приводил Станиславского, Немировича-Данченко, художника Симова и артистов Московского художественного театра перед постановкой горьковской пьесы «На дне». В этом же доме, скорее всего, находился и трактир «Каторга», «воспетый» Гиляровским.
В советские годы здесь были устроены коммунальные квартиры. В одной из них, во втором этаже, некоторое время жил будущий лауреат Нобелевской премии по физике Н. Басов, а также – в корпусе, выходящем фасадом в Подколокольный переулок – известный советский актер С. Крамаров.
В наши дни в здании располагаются мастерские художников, скульпторов, иконописцев, Московские православные регентские курсы, жилые квартиры.
Дом находится на государственной охране как объект культурного наследия регионального значения и входит в состав пяти кварталов достопримечательного места «Хитровка».
Автор статьи: Алексей Дедушкин
Материал с портала «Узнай Москву»