Нижний Тагил. Собор Входа Господня в Иерусалим.

Входо-Иерусалимский собор, каменный, трехпрестольный. Заложен 9 июня 1764 г. как приходская церковь. Построен в византийском стиле на средства заводовладельцев Демидовых, в плане имеет форму креста. Главный престол в честь Входа Господня в Иерусалим, освящен 22 ноября 1776 г. Левый придел во имя вмч. Никиты, освящен 13 февраля 1771 г. Правый придел в честь Рождества Христова, освящен 28 января 1773 г. Престолы изготовлены из железной магнитной руды, обложены деревом. Над главным престолом устроена сень. В алтаре имелись литургийные сосуды из чистого золота стоимостью 45 200 рублей, напрестольный крест из чистого золота стоимостью 12 600 рублей и некоторый другие богослужебные предметы, пожертвованные Н.Н. Демидовым. 11 мая 1912 г. указом Синода церкви присвоен соборный статус. В 1922 г. изъято 5 пудов 37 фунтов 5 золотников серебра (97 кг). В 1923 г. кафедральный собор епископа Льва (Черепанова). С 1925 г. до закрытия — кафедральный собор Нижнетагильских обновленческих архиереев.
Закрыт и снесен в 1930 г. 12 октября 1997 г. на месте собора установлен памятный крест.
http://verbnoe.paskha.ru/Hramy/nizhni_tagil/
«Старшим» в Тагиле был Входо-Иерусалимский Собор. Приход его — почти ровесник самому заводу. Первоначальный храм этого прихода был деревянный, построенный в 1750 году. Построенный в 1764-77 годах каменный храм был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, а прежний деревянный был перенесен на кладбище, расположенное на территории, прилегающей к нынешнему зданию горного техникума.
Строился Входо-Иерусалимский храм на средства Никиты Акинфиевича Демидова, который, как известно, родился на берегу Чусовой — крест на месте его рождения сохранился до сих пор, привлекая внимание проплывающих туристов. Вытянутый конец центрального нефа заканчивался четырехгранной колокольней высотой в 51 метр, имевшей три яруса. Колокольня венчалась шпилем с крестом. Под шпилем колокольни были устроены часы с боем четвертей в четыре колокола. Звучание его главного 560-пудового колокола было слышно за десятки верст от Тагила. После революции собор, как и другие церкви Тагила, испытывал постоянные притеснения со стороны органов власти, издевательства подстрекаемой властью молодежи — наших доморощенных хунвэйбинов. А 15 февраля 1930 года президиум горсовета решил закрыть Входо-Иерусалимского собор. Однако превращения храма в мастерскую — кузницу кадров не произошло.
В марте 1930 года собор покинул протоиерей и осенью храм взорвали. На его месте сейчас стоит торговый техникум.
Ф.П. Доброхотов «Урал северный, средний и южный», 1917 год.

Когда речь заходит о культовых учреждениях Нижнего Тагила, то обычно Входо-Иерусалимский собор упоминается в первую очередь. И практически всегда с эпитетами «первый», «богатейший», «красивейший» и… «не дошедший до наших дней». Статус Собора Входо-Иерусалимская церковь получила лишь в мае 1912 года, да и первой церковью Нижнетагильского заводского посёлка она не была: долгое время единственным местом, где заводчане могли обратиться к Богу, была небольшая деревянная церковь, построенная на горке напротив завода. Располагалась она на том месте, которое нынче известно горожанам как площадь перед бывшим зданием заводоуправления. Известно о ней очень немного – церковь не имела фундамента, была тесной и не могла вместить в себя всех желающих. Известно также, что уже в 1760 году она именовалась церковь Входа Господня в Иерусалим, а священником в ней служил Василий Афанасиевич Хомяков.
Впервые намерение выстроить при Тагильском заводе большую каменную церковь выразил ещё в 1758 году Никита Акинфиевич Демидов: «…и брат мой Прокопий настаивал, и сам я мыслю, что волю родителя нашего Акинфия Никитича следует исполнить…» Впрочем, некоторые исследователи жизни Никиты Демидова склонны относить появление храма к проблемам, связанным с рождением у заводчика наследников: первая жена — Наталья Яковлевна Евреинова – не смогла родить здоровых детей (сын Акинфий и дочь Лиза умерли в младенчестве), а вторая супруга — Мария Сверчкова – и вовсе оказалась бесплодной. Поэтому набожный Никита и решил построить роскошный храм «…во искупление прежних грехов, и обращаясь к Богу послать ему наследника». Так или иначе, в первых днях июня 1764 года на самом высоком месте заводского посёлка была заложена трёхпрестольная каменная церковь. К моменту закладки уже начал формироваться клир будущего храма – с 1763 года настоятелем храма значился протоиерей Григорий Яковлев Мухин, а священниками — Петр Тиханов и Василий Хомяков.
Строительство новой церкви шло без малого 12 лет. Главный престол – во имя Входа Господня в Иерусалим — был освящён в 1776 году, однако левый и правый приделы его были освящены раньше – в 1771 и 1773 годах соответственно. Известный путешественник, учёный-энциклопедист и естествоиспытатель Петер Симон Паллас, побывав в 1770 году на Нижнетагильском заводе, записал в своих дневниках: «…А на бугре, коего каменная верхушка выровнена, … сооружена нововоздвигнутая каменная церковь с пребогатым куполом и высокою колокольнею, в коей не только надлежащее количество колоколов, но так же и колокольную игру заводят. Покрыта оная железом, а украшена великолепно и снабжена богатою утварью. Между достопамятностями здешнего места замечательны престолы, в обоих алтарях находящиеся, сделанные из ужасных кубических магнитов, один пяти четвертей вышины, три с половиной длины и несколько меньше ширины, а другой семи вышины, пяти толщины во все стороны и густо покрыты ярью. Церковь сия начата еще в 1764 годе, и покудова ея надлежаще не украсили, богослужение отправляется в маленькой деревянной церкви…» Освящать левый придел нового храма Никита Демидов пригласил Тобольского Преосвященного Варлаама – личность легендарную, хотя и позабытую. К тому времени отделка церкви снаружи и внутри была уже практически завершена.
Современные исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, по чьему же проекту была построена Входо-Иерусалимская церковь. Одни историки утверждают, что её проект был заказан у популярного в те годы архитектора Карла Ивановича Бланка. Другие считают, что проект сделал неизвестный архитектор Дворцовой школы Ухтомского или даже сам Дмитрий Васильевич. Доподлинно известно, что подряд на постройку храма был отдан ярославскому крестьянину Якову Ивановичу Колоколову, который «вместе с товарищами» начал возводить «с честью, без архитектора в Нижнетагильском заводе церковь каменную». Известно и то, что по условиям подряда Колоколов должен был использовать местных демидовских мастеров кирпичной кладки. Строили храм из «подпяточного» кирпича, в состав которого, помимо прочего, входили яичные белки и известковая мука. Каждый кирпич испытывали на прочность, сбрасывая с высоты, в одну пятую от высоты самого здания. Использовали при строительстве и другое ноу-хау демидовских строителей – чугунные балки с вплавленным в тело железным стержнем.
Церковь представляла собой каменное одноэтажное здание с трехъярусной колокольней высотой 51 метр. На верхнем ярусе колокольни находились «боевые часы» с пятью колоколами. В среднем ярусе было установлено девять колоколов, в том числе колокол весом в 560 пудов. Алтарь, купола, кресты церкви, и даже некоторые колокола были позолоченными, а пол выложен мраморными и чугунными плитами. Расположение храма было выбрано таким образом, чтобы он был виден из любой точки посёлка. На долгие 60 лет Входо-Иерусалимская церковь стала единственным храмом в Нижнетагильском заводе. 
В алтаре храма находились литургийные сосуды и напрестольный крест, отлитые из чистого золота, общей стоимостью почти 60 тысяч рублей. И Никита Акинфиевич, и все последующие Демидовы постоянно старались приумножить красоту в величие Входо-Иерусалимской церкви. Изделия из золота и платины, добытых на демидовских приисках, украшенные уральскими самоцветами, серебряные кубки, оклады и прочие «предметы и богослужебные принадлежности» поступали в храм регулярно. Кстати, жертвовали для «первой и главной церкви» не только Демидовы, но также тагильские купцы, приказчики и управляющие. Так, Дмитрий Васильевич Белов преподнёс в дар храму «чистаго золота крест весом 1 фунт и 18,5 золотников». Отдельное восхищение у посетителей церкви вызывали чугунные скульптуры на библейские темы и иконостас Входо-Иерусалимского собора. Всё художественное литьё церкви было изготовлено мастером Осипом Шталмеером и его учеником Тимофеем Ярулиным (Сизовым). Они же (а после отъезда Шталмеера, Ярулин-Сизов самостоятельно) занимались изготовлением иконостаса и плит для пола. А все иконы для иконостаса Входо-Иерусалимского собора были написаны в Петербурге мастерами Федором Зыковым и Федором Дворниковым.
Позднее в приходе Входо-Иерусалимской церкви появилась церковь Иоанна Предтечи, которая была построена в 1868 году на Сухоложском кладбище (теперь на этом месте находятся коксовые батареи №№ 9 и 10). А годом ранее было получено разрешение на постройку каменной часовни в память избавления от гибели императора Александра II. Часовню эту на свои средства выстроил на Александровской (Базарной) площади тагильский торговец мукой Пермяков. «Пермяковская» часовня также была отнесена к приходу Входо-Иерусалимского собора.
С 11 мая 1912 года Входо-Иерусалимская церковь получила статус собора. После известных событий 1917 года храм функционировал ещё несколько лет, но в конце 1920-х его закрыли и передали в ведение «Т. О. И. М. К.» (Тагильского Общества Изучения Местного Края). В помещении собора был устроен художественный отдел Нижнетагильского краеведческого музея, а впоследствии планировалось создать центр атеистической пропаганды. Но в 1936 году местные власти приняли решение разрушить храм.
Ф.П. Доброхотов «Урал северный, средний и южный», 1917 год.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?