Скорбященский женский монастырь был основан в 1820-х годах и получил название от церкви Скорбящей Божьей Матери, находившийся на его территории. Собор в честь Воздвижения Креста Господня – трёхпрестольный храм с пределами в честь святого преподобного Серафима Саровского, чудотворца и великомученицы Екатерины и приписанная к нему Скорбященская церковь находится на территории бывшего Скорбященского женского монастыря. Монастырь был основан в 1820г. и просуществовал 100 лет.
В 1920г. На территории монастыря был устроен концентрационный лагерь. С 1922г. Здесь находится детский дом №1 или Детский городок. Скорбященская церковь была переделана для размещения библиотеки и проведения репетиций духового оркестра. Собор использовался как складское помещение.
В 1993г. оба храма с небольшой прилегающей территорией переданы православному приходу Крестовоздвиженского собора. В настоящее время одновременно с ежедневными Богослужениями идут восстановительные работы. При приходе действует воскресная школа и библиотека.
Собор Скорбященского монастыря построен в 1905 году в псевдорусском стиле. Охранный статус: Местный (муниципальный).
Благодаря особому старанию Марии Васильевой Навзоровой при Скорбященской кладбищенской церкви была основана богадельня, преобразованная в 1902 году в женскую монашескую общину. Только в 1904 году община получила статус монастыря.
Храм возводился как Вознесенский. В 1913 году было проведено торжество с крестным ходом в честь поднятия восьми святых крестов на обитель, и храм был переименован в Крестовоздвиженский.
В 1919 году монастырь закрыли. Кладбище в 1920-е годы было снесено. Насельницы пытались приспособиться к новым условиям и организовали сельхозкоммуну «Улей», но и она в 1920 году была разогнана. В советское время на территории монастыря размещалась колония и детский дом.
В 1992 году храм был передан РПЦ. В 1998 году вновь открыт Скорбященский монастырь. Храму возвращено первоначальное название – Вознесенский собор.
Собор построен из кирпича, поставлен на подклет. Относится к центрическому типу храмов. Четверик основного объема был увенчан пятью луковичными главами на цилиндрических широко расставленных барабанах. Причем центральный значительный барабан значительно шире и выше остальных. С востока к четверику примыкает сложной формы алтарная часть: она состоит из трех апсид (средняя прямоугольная, (повышена и покрыта двускатной кровлей с главкой) и две боковых граненых формы). С запада основной объем продолжен притвором, на котором, вероятно, предполагалось поставить колокольню.
Декоративное убранство фасада чрезвычайно богато. Основания малых барабанов декорировано «плетением» кокошников. Лопатки, выведенные по краям, имеют постаменты с огранкой рустом, вертикальный ряд ширинок и завершение треугольным кокошником, как бы наложенным на ширинчатый аттик с киотом посередине. Между лопатками – тройное окно, обрамленное аркатурой на фигурных, перехваченных дыньками колонках. У порталов низкие массивные горизонтально рустованные пилястры, соединены уступчатыми архивольтами с сухариками.
Источник информации — http://www.rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=183291
Основание монастыря
По тагильскому преданию, в 1855 году архимандрит Израиль, настоятель Отенского монастыря под Новгородом, на месте будущей Скорбященской женской обители установил крест, а в его основание положил камни, привезенные из Иерусалима. Однако в книге С. Г. Павловского «Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь, Екатеринбургской епархии», написанной в 1905 году, содержатся другие сведения: «… он же исходатайствовал у г. г.
Демидовых землю около церкви для общежития, а в 1889 году послал свой портрет, написав: «сей мой портрет прошу поместить в трапезе скорбященского общежития, что на Малой Кушве, Нижнетагильского завода, которую я заложил по особенному откровению Божию в 1886 году иерусалимскими камнями, испросив у господ Демидовых две десятины земли в 1883 году, и послал свою лепту в 500 рублей».
Началом формирования территории будущего монастыря считается 1864 год, когда была построена Скорбященская кладбищенская церковь. Деньги на ее строительство пожертвовал купец из крестьян И. И. Сергеев, исполнив волю своего покойного отца. Уже в 1911 году ограда монастыря простиралась от двухэтажного кирпичного здания, у речки Малая Кушва, где располагалась школа и жил священник (современная ул. Красногвардейская, 50) – до кладбища за алтарями монастырских храмов: Скорбященского и Вознесенского, тогда еще не достроенного. Также монастырю принадлежала территория в районе Корабельного мыса, где был кирпичный завод. Еще обитель владела угодьями на реке Ольховке, переданными из казны, и землями под селом Петрокаменским, пожертвованными заводовладельцем Яковлевым.
Идея создания в Нижнем Тагиле женской монашеской общины возникла еще в начале 1860-х годов. Инициатива исходила от крестьянской вдовы Марии Васильевны Навзоровой, к которой постепенно начали примыкать и другие подвижницы. Прошение об основании в Нижнем Тагиле женской обители подавались на имя епископа Пермского Ефрема дважды: первое в 1883 году, второе — в 1884 году. В последнем указывалось, что «общество I части Нижнетагильского завода» готово уступить под монастырь 2 десятины земли, прилегающей к Скорбященскому храму. Перед Пермской Консисторией в пользу образования общины также ходатайствовал благочинный 2-го Верхотурского округа, протоиерей Иоанн Флавианов – священник Введенского храма, к которому была приписана Скорбященская церковь.
Писали будущие монахини и заводовладельцу – Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато, но ответ получили не сразу. Помогло ходатайство архимандрита Израиля: перед своей кончиной в Италии П. П. Демидов отписал под женскую общину необходимую землю. Однако Пермская Консистория отклонила оба прошения ввиду отсутствия у предполагаемой общины средств к существованию (только две из 14 просительниц имели собственное торговое дело, а три были домовладелицами), однако позволила основать на отведенном месте женскую богадельню. Ее духовным наставником и первым руководителем стал батюшка Иоанн Флавианов, предложивший сестрам Устав для женских общин, составленный митрополитом Филаретом (Дроздовым).
Первоначально в богадельне проживало 14 человек, через 10 лет община увеличилась до 25 человек: это были три вдовы от 44 до 66 лет и 22 девицы, в возрасте от 13 до 35 лет.
В 1892 года в распоряжении богадельни, помимо Скорбященского храма, находилось два двухэтажных дома, а к 1901 году было построено еще два. Один из них еще в самом начале создания общины, в 1885 году, был пожертвован вдовой М. Е. Белоусовой и перевезен из села Воскресенского (Шиловки). Имелись надворные постройки, конюшня, коровник. Ограда вокруг территории богадельни была построена на средства, пожертвованные вдовой М. А. Колчиной. В исторических документах упоминаются кирпичные кельи, построенные в начале ХХ века, трапезная, сарай и скотный двор. В 1897 году при богадельне в отдельном каменном здании была открыта женская церковная школа грамотности, в которую было принято 14 девочек. Учительницей была назначена одна из сестер. В 1902 году школа была преобразована в церковно-приходскую.
На протяжении 1890-х годов богадельня семь раз подавала прошения о преобразовании в монашескую обитель (в 1892, 1893, 1894 – дважды, 1895, 1898, 1900 годах). В октябре 1901 года епископ Екатеринбургский Ириней (Орда) на основании последнего прошения приказал снова собрать сведения о богадельне и подал в октябре 1901 года ходатайство в Синод о переименовании ее в общину. В то время в богадельне подвизались 65 вдов и девиц.
Указом Священного Синода от 31 марта 1902 года за № 1247 богадельня была переименована в Скорбященскую женскую общину. На общем собрании начальницей общины была выбрана Феозва Крузе, казначеей – Татьяна Деева.История основания женского монастыря в Нижнем Тагиле завершилась в 1904 года. 17 мая Священный Синод учредил при общине вакансию священника, которую занял священник Леонид (Черепанов), а 23 октября община была переименована в Скорбященский женский общежительный монастырь.
Настоятельницей обители была назначена Феозва Крузе. Она родилась в 1857 году в городе Перми, в мещанской семье. Свою национальность она определяла так: «русская, предки – немцы». По бедности отца, который был портным, с 6 лет воспитывалась в приюте. В 12 лет Феозва осталась сиротой. Старшая сестра Мария (в замужестве Кожевникова) взяла ее к себе. Так Феозва оказалась в Нижнем Тагиле. 16 сентября 1885 года возрасте 27 – 28 лет она поступила в богадельню при Скорбященской церкви. У девицы оказался неплохой слух, и вскоре она стала регентом монастырского хора. Это послушание она исполняла 17 лет. 2 мая 1903 года Феозва Крузе стала первой монахиней Нижнего Тагила.
Ее постриг в Скорбященской церкви совершил епископ Сарапульский Михей, только что назначенный на Екатеринбургскую кафедру. В иночестве она получила имя Мария. В 1909 года монахиня Мария указом Священного Синода была возведена в сан игумении. В 1913 году «за благочестиво-иноческое житие и весьма полезные труды, заботы по благоустроению общины и постройке нового каменного храма» решением Святейшего Синода она была награждена золотым наперсным крестом. В 1919 году, в период власти белогвардейцев, «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудностях переживаемого времени» епархиальные власти представили ее к благословению иконою Всемилостивейшего Спаса.
В 1910-х годах Скорябщенский монастырь переживал подлинный расцвет. Трудами игумении Марии и сестер монастыря в 1913 году был освящен Вознесенский храм, который был заложен 26 мая 1905 года, в тот день, когда при большом стечении народа был прочитан Указ об учреждении Нижнетагильского монастыря.Главный алтарь был освящен в честь двунадесятого праздника Вознесения Господня, правый придел – в честь Святителя Николая Чудотворца и праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, левый – в честь преподобного Серафима Саровского.
Кроме молитвенного подвига, сестры занимались хлебопашеством, сенокошением, скотоводством, огородничеством, вели школу для местных жителей по домашнему хозяйству, переплетали книги,ухаживали за могилами на монастырском кладбище, читали Псалтирь по усопшим, опекали девочек-сирот; десятки монахинь и послушниц несли труды вышивальщиц, кружевниц, белошвей и золотошвей. В обители были портняжная, сапожная, кузнечно-столярно-слесарная мастерские.
Перед революцией и гражданской войной в монастыре подвизались 150 – 160 человек. По переписи 1913 года в обители было 6 монахинь и 38 рясофорных послушниц.
Годы гонения на Церковь
В ноябре 1920 года, после установления Советской власти в Нижнем Тагиле, монастырь был закрыт. Сестры предприняли попытку сохранить общину: послушницы монастыря были организованы в сельскохозяйственную коммуну «Улей», но она просуществовала всего один год. Монахини, как лишенные избирательных прав, в нее не входили.Уездный земотдел 30 ноября 1921 года постановил реорганизовать коммуну в кооператив, но в связи с «неулаженными разногласиями» 9 декабря коммуна была ликвидирована. Большинство послушниц вернулись в родные деревни, несколько сестер остались в Нижнем Тагиле.
С 17 по 23 ноября 1920 года на территории бывшего монастыря началось размещение Екатеринбургского концентрационного лагеря № 2. 420 человек, обвиненных в саботаже, спекуляции, преступлениях по должности, а также «заведомых угнетателей, эксплуататоров труда и приверженцев… буржуазного и царского дворянского строя» заполнили строения и надворные постройки бывшего монастыря. Заключенные работали в мастерских, ранее принадлежавших обители. Монастырская прачечная и хлебопекарня тоже использовались заключенными.
Тяжелые условия, антисанитарная обстановка и скудное питание привели к высокой смертности в лагере. Только за 2 месяца 1922 года – с 15 марта по 15 мая – умерли 59 человек, 46 из них – от голода. Случаи побегов привели к тому, что с мая 1921 года в концлагере была введена круговая порука: при побеге одного заключенного расстреливали пятерых. Решением Губернского подотдела от 15 марта 1922 года Нижнетагильский лагерь № 2 стал филиалом Екатеринбургского концентрационного лагеря № 1. А 30 июня 1922 года вышел Приказ № 181 президиума Уисполкома «О расформировании лагеря № 2» с 1 июля 1922 года. Лагерь был окончательно закрыт. За два года через него прошли 932 человека.
Во время существования концлагеря на территории монастыря оба храма были закрыты и обнесены проволочным заграждением. Нескольких монахинь, живших в подклете Вознесенского храма, были изгнаны. Однако 4 января 1921 года прихожане добились разрешения исполкома открыть Скорбященский и Вознесенский храмы и проводить в них богослужение. В совет восстановленного прихода вошли игумения Мария, казначея монахиня Валентина и отец Леонид (Черепанов) – бывший монастырский священник. Старостой прихода стал Я. Е. Семенов, в прошлом щедрый благотворитель монастыря.
Летом 1922 года, после закрытия концентрационного лагеря, территория Скорбященкого монастыря перешла в распоряжение уездного отдела народного образования. Тагильский педагог Исидор Васильевич Яшников начал активно продвигать идею создания на территории монастыря «Детского городка». Он мечтал о школе-коммуне для пролетарских детей-сирот. Здесь предполагалось собрать 225 детей из различных детских домов Нижнего Тагила. Летом и осенью шла подготовка городка для заселения детьми, 5 декабря 1922 года он был открыт.
Но руководство и коллектив Детского городка считали недопустимым соседство с церквями. В результате возник конфликт с прихожанами, который разрешился не в пользу прихода. 3 февраля 1923 года на заседании культсекции Горсовета большинством голосов было решено оба монастырских храма передать Детскому городку. Решением Нижнетагильского Горсовета от 30 марта 1923 года постановлено храмы «немедленно закрыть, возбудить ходатайство на продажу церковной утвари и имущества, деньги потратить на Детский городок».
Детский городок в 1930-х годах был преобразован в Нижнетагильский детский дом № 1. В настоящее время он занимает часть бывшей территории Скорбященского монастыря. В период с 30-х по 80-х годов XX столетия были утрачены все надворные постройки монастыря, жилые дома для монахинь и послушниц, ограда монастыря, колокольня, маковица на барабане и портал Скорбященского храма, а также портал и купола Вознесенского храма.
В феврале 1932 года в результате агентурной разработки ОГПУ под кодовым названием «Историческая гниль» в Нижнем Тагиле были арестованы несколько монахинь Скорбященского монастыря (в настоящее время их количество уточняется, но не более 10) среди других 180 человек, которым было предъявлено обвинение в создании контрреволюционной поповско-монашеской организации. Следствие продолжалось 8 месяцев. Ведущим дело пришлось признать, что «эта группа организационно оформлена не была».
Сандалова Пелагея, Декунова Феодора, Кирюшина Ольга пережили 7 месяцев предварительного заключения и были отпущены на свободу. 7 сентября были осуждены на 3 года ссылки в Казахстан Гагарина Прасковья, Декунова Мария, Козлова Татьяна. Демина Прасковья была арестована после основного приговора 22 сентября и осуждена 16 ноября 1932 года на 5 лет ссылки в Тобольск. Вслед за ней 14 апреля 1933 года была арестована Винокурова Глафира и осуждена 1 июля на 5 лет исправительно-трудовых работ.
Игумении Марии в 1932 году исполнилось 75 лет. После закрытия монастыря она жила на улице Балагуровке, дом 2 (в наши дни улица Малая Гальянская), а позднее на улице Александровской, дом 43 (сегодня Ленина, 6). После четырехмесячного следствия ее здоровье резко ухудшилось, допросы были прекращены. В приговоре от 7 сентября игумения не упоминается, среди отпущенных «за недоказанностью состава преступления» – тоже. Свидетельства о смерти в деле нет, но, вероятнее всего, матушка Мария не дожила до окончания следствия.
Возрождение монастыря
В начале 90-х годов XX столетия в храмах монастыря были начаты восстановительно-реставрационные работы. Здесь появился Крестовоздвиженский приход (такое название благословил епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон). Первая Божественная литургия была отслужена 15 мая 1994 года протоиереем Геннадием Брагиным, а первым настоятелем прихода стал его сын – священник Иоанн Брагин. Позднее в приходе будут служить иереи Фома (Абель), Михаил (Елисеев) и Владимир (Чудинов). Начала работу воскресная школа для детей детского дома. В 2014 году ей исполняется 20 лет. В приходе существовали православная молодежная организация и культурно-просветительский центр.
9 июня 1998 года Святейший Синод благословил открытие в Нижнем Тагиле Скорбященского женского монастыря. С 28 декабря 1998 года в течение 13 лет служение настоятельницы несла монахиня Кирилла (Суворова). Вместе с ней в обители трудились монахини Евфимия, Тамара, Милица, Анатолия (впоследствии схимонахиня Серафима), Олимпиада, Сусанна, Анна. Благочинной монастыря была монахиня Раиса. В монастырский период в Скорбященской церкви служили протоиерей Георгий (Потеев) и иерей Евгений (Самойлов). 6 ноября 2011 года, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», игумения Кирилла почила. Ее могила находится с южной стороны от Скорбященского храма.
С декабря 2011 года по благословению епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия настоятельницей Скорбященского монастыря является игумения Мария (Сташевская), прибывшая вместе с тремя сестрами из Благовещенского Киржачского женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Сегодня в обители подвизается 10 сестер.
В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря
Вознесенский собор
Прошения о выделение участка под строительство собора сестры богадельни подавали, начиная с 1898 года. Просьба была удовлетворена только после преобразования богадельни в монастырь, в 1904 году. Архитектором храма стал инженер Емельян Иванович Артемов. Е.И. Артемов родился в 1866 году в семье коллежского асессора, окончил Институт Гражданских инженеров в Санкт-Петербурге со званием гражданского инженера Х класса.
Новый храм Нижнетагильского Скорбященского монастыря проектировался трехпрестольным: главный престол – во имя Вознесения Господня, правый придельный алтарь – во имя святителя Николая Чудотворца и праведного Симеона Верхотурского, левый придельный алтарь – во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
26 мая 1905 года состоялась закладка храма в присутствии Преосвященного Владимира, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Окончательно строительство было завершено в 1913 году. По преданию, храм частично возведен из кирпича, который обжигали сами монахини на небольшом заводике в районе Корабельного мыса. Основной строительный материал был предоставлен Горным управлением.
Собор является примером позднего псевдорусского стиля с богатым кирпичным «узорочьем» в традиции храмов XVII столетия. Он представляет собой кирпичное здание на подклете. Основной, центрического типа объем обладает сложной алтарной частью из трех апсид. С запада выдвинут притвор, над которым, возможно, по проекту предполагалась колокольня, но не была возведена. Увенчание собора – пять луковичных глав на круглых барабанах.
В период существования на территории монастыря концентрационного лагеря (1920-1922 гг.) в Вознесенском соборе располагались казармы. После передачи здания собора в 1930-х годах детскому дому подклет собора использовался в качестве бани. В период с 1920 по 1980 годы собор утратил исторический портал, большой и малые купола и малые угловые барабаны.
Вначале 1990-х годов Вознесенский собор был возвращен верующим, тогда же был вновь освящен алтарь, начаты строительно-реставрационные работы, которые продолжаются до настоящего времени. На сегодняшний день первоначальный облик собора практически полностью восстановлен.
http://ntobitel.cerkov.ru/hram/