Тирский Богородице-Рождественский мужской монастырь без преувеличения можно назвать одной из самых значимых святынь Южной Осетии. Эта древняя обитель видела расцвет христианства, образование Аланской митрополии и ее падение. Стены обители видели орды монголо-татар, Тамерлана и прочих завоевателей огнем и мечом насаждавших ислам. Сейчас древняя обитель восстанавливается. 1 сентября (по старому стилю) 2008 года в монастыре поселился монах Серапион. 4-го января, впервые после длительного перерыва в богослужении, была возобновлена литургическая жизнь монастыря. Сейчас в обители каждое воскресение и по большим церковным праздникам служится Божественная Литургия, по субботам проводится крещение. Тирский монастырь — одно из немногих пока мест в Южной Осетии, где проводятся регулярные богослужения.
Начало развития монастыря приходится на XII — XIII век, этот период отмечен рассветом Аланской митрополии. В то время возводилось множество Православных храмов и монастырей. Они были сосредоточием духовных и культурных достижений Алании. Именно тогда построен главный храм монастыря. Однако до сих пор на территории монастыря остались древние, высеченные в скале пещерные храмы, которые, вероятно, относятся к VI веку.
Тир — библейское наименование в переводе означает скала. И действительно, это впечатляющее произведение архитектуры наполовину вырублено в скале. В то время монастырь был украшен в интерьере живописью и шедеврами прикладного искусства, составляющими церковный инвентарь, обладал рукописными книгами, там звучала церковная музыка. К сожалению, до нас дошли лишь часть фресковой живописи церковно-канонического содержания, по технике исполнения безусловно византийского стиля, отличающиеся прекрасным рисунком и ярким колоритом. К сожалению, эти и другие фрески аланских храмов еще не стали объектом специального исследования.
Монастырь ктиторский. Благодетелями монастыря являлись представители царских династий, они содержали монастырь и зачастую находили в обители свой последний приют — так, например, в храме Рождества Богородицы погребен царевич Рустем, сын царя Картли Вахтанга VI Законодателя. Насельники монастыря молились о здравии и упокоении строителей монастыря, а также поддерживали порядок в царских усыпальницах. Для защиты царских гробниц от разграбления была воздвигнута крепостная стена и сторожевые башни, которые к настоящему времени разрушены.
Письменных источников, свидетельствующих о зарождении монастыря, не сохранилось, однако сохранились документы периода с XV по XIX век, в которых в основном зафиксирована хозяйственная деятельность монастыря. Но историю обители можно проследить по архитектуре. Как уже было сказано, постройка главного храма монастыря относится к XII-XIII вв. В XIV веке в шести метрах от храма воздвигнута колокольня, расписаны внутренние стены храма, а также пристроен северный придел. Древние строения сохранились благодаря тому, что построены из туфа; более поздние постройки из местного песчаника дошли до нас в руинированном состоянии.
В 1811 году монастырь был преобразован в приход, а все имущество распродано. Прилегающие к монастырю земли были куплены грузинской фамилией Канделаки. Однако вскоре они были вытеснены Котаевыми — сохранилась купчая грамота, свидетельствующая о покупке ими земель у Канделаки. Причиной тому стало то, что грузины держали свиней на святом месте, чего Котаевы, родовые хранители монастыря, допустить не могли. После 1917 года с воцарением безбожной власти был упразднен и приход.
В сентябре 2008 года по благословению Епископа Георгия Аланского в Тирском монастыре была восстановлена монашеская жизнь. Это первый и пока единственный мужской монастырь в Южной Осетии.
Архитектурный комплекс монастыря включает: храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII в.) с двумя приделами; колокольню (XVI в.); трапезную (XVI в.). Стены монастырских строений украшены богатой резьбой по камню, в алтаре храма сохранились фрагменты уникальных фресок.
Трапезная находится к западу от храма, она сохранилась в полуразвалившимся виде (перекрытие, свод, южная стена полностью, восточная наполовину разрушены). Трапезная представляет собой прямоугольное помещение с входом с востока. На северной стороне сохранились основы подпружных арок свода на кронштейнах. На уцелевших стенах видны ниши разных размеров. Стены, как изнутри, так и снаружи, облицованы желтыми квадратами песчаника; для конструктивных частей (архитрав, подпружные арки, кронштейны) применен тесанный базальт.
Скала, ограничивающая комплекс с севера, довольно высока и почти отвесна; в ней высечены два пещерных храма. Внутрь скалы ведут 2 подземных прохода.
По материалам: http://forum.angelhranitel.ru/index.php?topic=15807.0