«Владыка осмотрел храм. Северная сторона его уже несколько лет дает осадку вследствие порчи кирпича, и сделать что-либо пока не представляется возможным, за отсутствием на месте сведущих людей. Между тем крайне необходимо частями стену выбрать и заменить выбранное новым кирпичом, залив цементом. Иначе неизбежно чрез несколько лет стена, давая осадку, постепенно выкрошится, и потолок может рухнуть. То же самое было с колокольней: западная сторона храма, под тяжестью колокольни, вследствие порчи кирпича в нижнем слое, стала осаживаться и колокольня постепенно наклонялась в сторону, грозя катастрофой. В 1905 году пришлось ее убрать и заменить деревянной. Расходы по постройке около 4000 руб. взял насебя Я.А. Черных. И теперь Владыка убедительно просил его не отказывать в помощи по ремонту и расширению Нижне-Илимского храма… Храм построен в 1807 году «усердием крестьянина Михаила Петрова». В церковной ограде внимание всякого посетителя обращает громадная каменная плита на могиле этого строителя. О ней на месте передаются небезынтересные легендарные сведения. Говорят, что при постройке храма на окончание работ не хватило некоторой суммы. Строитель Петров, будучи волостным писарем, обложил население по несколько копеек с души, чтобы окончить храм. Об этом сообщили губернской власти. Пришло распоряжение о наказании Петрова за самовольное обложение населения 50 плетьми. Узнав ранее о таком позоре, Петров отравился, о чем и было сообщено власти. Тогда будто бы получилось распоряжение — привести приговор в исполнение над могилою Петрова, и вот… плита была наказана 50 ударами. Так повествует местная молва. Храм — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый придел — во имя св. Николая, левый — свв. ап. Петра и Павла. Прихожан 2515 душ обоего пола. Священником состоит о. Александр Лихачев, псаломщиком — Иннокентий Савинский, просфорней — крестьянская вдова Варвара Устьянцева. Осмотрев усыпальницу жертвовательницы Желейщиковой и помещение для канцелярии Отделения Училищного совета и причта, Владыка посетил священника, псаломщика, местное городское и приходское министерские училища, раздав ученикам кресты и евангелия, волостное правление и часовню в честь св. великомученика Георгия в поле за селом».
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 г. Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.)
http://www.pribaikal.ru/more/article/9565.html
В документах Нижнеилимская слобода (она же Тушамская) упоминается с 1655 г. В конце 17 — в начале 18 в. она являлась главным пунктом одноименной волости с развитым земледелием, в составе которой было 49 деревень. Слобода представляла собой для тех времен довольно большую деревню с 11 дворами.
Первые известия о церкви относятся к 1731 г., когда она в ряду других церквей Илимского заказа была причислена к Иркутской епархии. Первая Покровская церковь была деревянная и стояла на берегу Ангары, где впоследствии была установлена часовня.
Новый каменный храм начали строить в 1804 г. на другом месте. Инициатором возведения церкви выступил крестьянин Нижнеилимска М.И. Петров, принявший на себя все заботы по строительству. В документах он отмечается, что, будучи очень одаренным от природы человеком, он, не имея познаний в архитектуре, сумел руководить строительством церкви. В память о трудах его захоронили в церковной ограде с правой стороны от главного алтаря, над могилой установили огромную каменную плиту.
Церковь была трехпридельная. Главный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 1 октября 1807 г.; боковые приделы: правый — во имя Святителя и Чудотворца Николая и левый — во имя святых Апостолов Петра и Павла освящены в 1809 г.
В 1860-1875 г.г. рядом с папертью были пристроены небольшие каменные склепы. В 1905 г., вследствие порчи кирпича и опасной осадки всего здания, каменная колокольня была разобрана и заменена деревянной, которую возвели уже не над притвором, как было ранее, а рядом с ним, с западной стороны. В 1910-е г.г. в приходе церкви состояло 2679 человек.
Храм выделялся среди сельских церквей этого периода пластической выразительностью и нарядным обликом, что было более свойственно городской архитектуре.
В 1930-е г.г. церковь, ввиду ее непригодности под устройство сельского клуба, сломали на кирпич, который использовали на строительство школы.
Православие на Илиме. г. Железногорск-Илимский, http://www.pravilim.zachalo.ru