Человек-птица
Так называли танцовщика Вацлава Нижинского, а ещё – царём воздуха, восьмым чудом света. Его творческая жизнь была краткой, но вклад в развитие хореографии, мужского танца значителен и неоспорим. Он показал новые возможности пластики тела, новый стиль танца, основанный на экспрессионизме, доскональной выверенности и яркости эмоций.
Блистательная служба в Мариинском театре продолжалась всего несколько сезонов. После исполнения роли Альберта в балете «Жизель» в собственном костюме, который присутствующие члены императорской семьи признали неприличным, и отказа его переменить, он был уволен.
Вацлав становится звездой европейской антрепризы С.П. Дягилева «Русские сезоны». Нижинский стал в ней и балетмейстером, осуществив постановки балетов «Послеполуденный отдых фавна», «Весна священная», «Игры». Все они были настолько новы и непривычны, что их премьеры проходили со скандалами и расколом публики на два непримиримых лагеря. Как танцовщик Нижинский оставался недосягаем. Его прыжок производил завораживающее впечатление, поскольку видимо нарушал все законы физики: при невероятной высоте прыжка артист зависал в воздухе, а затем в долгом (!) снижении мягко опускался на сцену. В каждой роли он создавал яркий, неповторимый характер, перевоплощаясь настолько, что с трудом можно было поверить, что это один и тот же артист. Неизменно присутствовала только одна постоянная величина, его гений. Скульптор Роден работал над образом артиста (сохранился набросок).
Тем не менее, после женитьбы в 1913 г. Вацлава Фёдоровича на балерине, венгерской аристократке Ромоле Пульска карьера начала рушиться. Он ушёл от Дягилева, а попытка создать самостоятельную антрепризу провалилась. С 1917 года у него начались приступы шизофрении, последний раз Вацлав выступал на сцене в 1919 году. Болезнь прогрессировала, и остаток жизни он провел в психиатрических лечебницах. Он умер 8 апреля 1950 года в Лондоне. В 1953 г. его прах перевезли в Париж на кладбище Монмартр.