В 1621 году рубленый деревянный собор Печерского монастыря с Покровским приделом и трапезной был шатровым. В 1629 году архимандрит Рафаил просил патриаршего благословения «воздвигнути каменную церковь во имя Вознесения» с двумя приделами. В своей челобитной грамоте он сообщал об уже запасенных строительных материалах. В 1630 году просьба была повторена, но разрешения приступать к работам не было дано из-за многочисленности уже начатых государственных строительств. В 1631 году архимандрит Рафаил просил прислать для возведения храма Антипу Константинова, завершившего строительство Михайло-Архангельского собора в Нижегородском кремле. Но ему было вновь отказано. В 1631году в обход запретов строительство в Печерском монастыре все же было начато каменщиками Костромского Ипатьевского монастыря во главе с Федором Опариным. Но в 1632 году их забрали на работы в Москву. Власти Печерского монастыря стали создавать свою строительную артель, которую возглавили Ефрем Босой истарец Изосима. Строительство и отделка собора продолжалась до 1640 года. Уже в ходе работ храмозданная грамота неоднократно переписывалась. К собору пристроили трапезную, а на хорах устроили придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
После возведения особой трапезной палаты с Успенской церковью (в 1648 году) в планировке и организации внутреннего пространства Вознесенского собора произошли существенные изменения. Стены и своды Покровского придела разобрали, трапезную часть превратили в притвор, в центре его западной стены пробили парадный вход с порталом. Между колокольней и северной стеной собора была устроена крытая паперть, а с южной стороны было пристроено кирпичное крыльцо. Однако в ходе реставрационных работ в 70-х годах XX века некоторые возведенные в середине XVII века строения, и прежде всего редкие по формам южное и западное крыльца, были снесены. Собор четырехстолпный на высоком подцерковье, пятиглавый, но главы разного диаметра (западная пара изначально освещала приделы на хорах, потому выполнена большей по размерам). Трапезная часть имеет габариты 14,5 х 8,2 м, в стенах ее устроены глиняные голосники. Позакомарная кровля была тесовой, но в 1759—1766 годах ее заменили на железную, а в 1783 году сделали четырехскатной. Интерьеры собора были расписаны фресками, иконы, в том числе местная святыня — Богоматерь Печерская XIV века, были богато украшены жемчугом, золотыми и серебряными окладами. Иконостас с херувимами для него резал нижегородский мастер XVII века Милетий Иванов.
http://pecherskiy.nne.ru
Печёрский монастырь, после перенесения его на новое место, поначалу был отстроен из дерева. Деревянным был и его соборный храм — Вознесенский. Ещё в 1629 году архимандрит Рафаил, тогдашний настоятель обители, просил, чтобы Патриарх благословил «воздвигнути каменную церковь во имя Вознесения». В челобитной грамоте он указывал, что для этого строительства уже припасены и материалы. Свою просьбу он повторил в 1630 году, но разрешения на строительство тогда так и не дали. На другой год архимандрит решил действовать на свой страх и риск, пригласив — не ставя в известность об этом Москву — каменщиков костромского Ипатьевского монастыря во главе с Фёдором Опариным. Они начали класть подклет собора, но в 1632 году в столице прознали о «самодеятельности» печёрского настоятеля и забрали каменщиков на государевы работы. Пришлось Печёрскому монастырю создавать собственную строительную артель во главе с каменщиком Ефремом Босым, которая и возвела пятиглавый Вознесенский собор с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы к 1640 году. Эта бригада построила каменный храм по чертежам «каменных дел мастера» Антипа Константинова (Возоулина).
По планам этого нижегородского архитектора были также построены ныне существующие здания монастыря, такие как: шатровая колокольня, Успенская церковь с трапезной палатой, надвратная церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий. Стоит отметить, что зодчий участвовал в строительстве Архангельского собора в Нижегородском кремле, а также в строительстве Теремного дворца и реставрации Успенского собора в Московском Кремле. А на самом Печёрском Вознесенском храме висит чугунная памятная плита, отлитая в 1858 году, рассказывающая гостю обители: «Лета 1631-го месяца октября в 1 день зачата бысть сия церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Покров Пресвятые Богородицы при державе Государя царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси…» Помимо того, к собору в то время пристроили трапезную (после сооружения Успенской церкви трапезную превратили в притвор). Между северной стеной собора и колокольней сделали крытую паперть, а с южной стороны пристроили кирпичное крыльцо. К сожалению, в ходе реставрации, проводившейся в 1970-е годы, южное крыльцо, довольно необычное по форме, было снесено — равно как и западное.
Архитектурная «родословная» Вознесенского собора восходит к Успенскому собору Московского Кремля. Четырёхстолпный, пятиглавый, он стоит на высоком подклете (именно в нём в советскую эпоху устроили овощехранилище, а в верхнем храме — столярный цех). Обратим внимание на то, что малые главы собора несколько отличаются по своим размерам друг от друга. Две из них освещали приделы на хорах и поэтому были сложены более массивными. Трапезная часть собора, преобразованная в притвор (при этом был пробит западный — основной — вход и сделано парадное крыльцо), имеет в своих стенах глиняные голосники. До середины ХVIII столетия позакомарная кровля Вознесенского собора оставалась тёсовой, в 1759-66 годах собор покрыли железом, а в 1783 году его крышу сделали четырёхскатной. Сейчас позакомарное покрытие восстановили.
В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт, вскоре закрыли и Свято-Вознесенский собор. Мастера, реставрировавший в 1971 году монастырский комплекс, лишь смогли частично восстановить старинный образ Вознесенского собора. В 2000-е годы над реставрацией самого храма и его внутренних помещений работала целая плеяда современных реставраторов, таких как художник-реставратор Владимир Иванович Некрасов, руководитель Владимирской художественной реставрационной мастерской Дмитрий Николаевич Мищенко, а уже после освящения собора трапезную расписывал палехский иконописец, руководитель иконописной мастерской «Лик» Олег Романович Шуркус в 2004 году. Освящение же главного храма Печёрского Вознесенского монастыря состоялось в 2000 году, в престольный праздник Вознесения Господня.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №39, 2009 г.