Нижегородский район. Печёрский Вознесенский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в трапезной.

После завершения строительства надвратной церкви началось возведение каменной трапезной палаты с Успенской церковью на высоком подклетье. Кирпич закупался в Балахне, по Волге на судах его доставляли на пристань под монастырем. Особым указом от 24 июня 1647 года таможенные пошлины за его перевозку брать запрещалось.

Для завершения строительства трапезной в 1648 году архимандрит Герман упросил Патриарха Иосифа не брать монастырских каменщиков в Москву на строительство Спасского собора Новоспасского монастыря, строительством которого занимался архимандрит Никон (будущий Патриарх Московский). На исходе 1648 года сообщалось, что трапезная «на службах» «кроме шатра совершалась вся и шатер вскоре ж отделают».

После пожара 1751 года здание было капитально отремонтировано, церковь покрыта четырехскатной кровлей. В 1830 и 1833 годах в трапезной устроили два придела, а в 1857 году в подклетье — церковь «для погребения и поминовения усопших братии обители, почему и назвали Усыпальницею».

В 1645 г. была закончена надвратная церковь Евфимия Суздальского (здесь же, в Печерском монастыре — Е.Х.). По своему плану она напоминает Архангельский собор Нижегородского кремля.
Аналогичный характер носят детали большой общемонастырской трапезной с Успенской церковью при ней, построенные в 1648 г. Кроме того, фасады Успенской и Евфимиевской церквей обработаны совершенно одинаково: каждая сторона четверика расчленена лопатками на три части и завершена сильно развитым карнизом с тремя закомарами над ним; грани восьмериков разделены угловыми лопатками и карнизом, над которым возвышается по три кокошника. Однако между этими сооружениями имеются и весьма существенные различия, связанные с изменением стиля и характера трактовки внутреннего пространства в архитектуре того времени. В Архангельском соборе и надвратной церкви шатры открыты, их внутреннее пространство динамично устремляется вверх. Успенская церковь также имеет большую высоту помещения, но оно перекрыто сомкнутым сводом, и это придает интерьеру храма спокойную торжественность, сам же шатер превратился здесь в чисто декоративный элемент.
Антип Константинов — Возоулин строил Евфимиевскую церковь, а вместе со своим отчимом Архангельский собор — сооружения, в которых форма внутреннего пространства полностью отражена в наружном объеме. Возводил он и пятиглавые храмы канонического типа. В Успенской церкви зодчий показал свободное владение новыми конструкциями и пространством, применив сомкнутый свод, ставший в то время обычным для русской архитектуры. В завершении Успенской церкви шатром дан пример соединения старых и новых конструктивных и объемных элементов без потери органичности архитектурной формы. Сам по себе прием постановки шатра, отделенного от интерьера церкви, не был новым к этому времени, поскольку он уже применялся в деревянном зодчестве XVII в. По сравнению с классическими образцами шатровых храмов композиция Успенской церкви свидетельствует об угасании этого типа. Однако благодаря повторению прежнего троечастного членения фасадов шатер естественно связывается с основным объемом церкви и с другими строениями монастыря.
Агафонов С. Горький. Балахна. Макарьев. — М., 1987, сс. 159-160.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?