Нижегородский район. Печёрский Вознесенский монастырь.

Основан между 1328 и 1330 гг. архиепископом суздальским св. Дионисем. Первоначально располагался на версту дальше от города. В числе воспитанников обители были нижегородские уроженцы преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский и Унженский. В 1597 г. монастырь был разрушен оползнем (на прежнем месте обители ныне находится Спасо-Преображенский храм слободы Старые Печоры). В 1640-50 гг. известным нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) выстроен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 г.
В 18-20 вв. монастырь относился к 1-му классу, настоятель был в сане архимандрита. Решением НКВД по Нижегородской губернии был закрыт в 1924 г. Возобновлен в 1993 г. В 2000-2004 гг. капитально отреставрирован. На территории обители ныне расположен музей Нижегородской епархии, издается иллюстрированный исторический журнал «Нижегородская старина». Число насельников: 22. Наместник: игумен Тихон (Затекин).

Вознесенский Печерский монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Нижнем Новгороде, на правом берегу реки Волги. Основан святым Дионисием, архиепископом Суздальским (см. 26 июня), около 1330 года и назван Печерским потому, что здесь святой Дионисий подвизался в пещере. Первоначально монастырь был устроен на уступе горы на 1 версту ниже настоящего места, но в 1597 году гора, на которой стоял монастырь, подмытая речною водою, осыпалась, и все здания монастыря обрушились в реку. После случившегося несчастья монастырь перенесен на настоящее место. Соборный храм во имя Вознесения построен в 1631 году и окружен с 3 сторон открытой галереей; по правильности плана и фасада он считается образцом русской архитектуры XVII века.
В Успенской церкви находится чудотворный образ Печерской Божией Матери, принесенный из Киева святым Дионисием. В монастырской ризнице хранятся: плащаница, шитая золотом 1673 года («строения Строгановых»), ризы, оплечья и прочие священные предметы XVI-XVII веков. Замечательна также библиотека: в ней находится семь синодиков, писанных между 1552-1657 годами, и вкладные книги 1691 года — драгоценнейший исторический материал не только для монастыря, но и для всего Нижегородского края; кроме того, здесь можно видеть большое количество рукописных сборников и очень редких старопечатных книг. В день Вознесения совершается в монастыре крестный ход из всех церквей города. При монастыре «Свято-Владимирская» школа, библиотека — читальня и книжный склад.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

До 1890 года западный парадный въезд в монастырь со стороны города осуществлялся через арочные ворота, под двускатной кровлей. При настоятеле обители Преосвященном Агафодоре (Преображенском), епископе Балахнинском, викарии Нижегородской епархии, по проекту архитектора Л.В. Даля были выстроены новые ворота: «При въезде в монастырь (от слободы Кошелевка), сооружены вновь каменные ворота, вершенные пятью небольшими главами. Ворота сложены под стать монастырских зданий и придают вид монастырю с горы от Нижнего Новгорода».
Информация с сайта: http://pecherskiy.nne.ru/map/svyatye_vrata/

К востоку от города, за чертою его, на берегу Волги в полугоре расположен Печерский Вознесенский монастырь. Печерский монастырь основан в 1328-30 гг. монахом Киевско-Печерского монастыря св. Дионисием, впоследствии архиепископом Суздальским. Благодаря щедрым жертвам нижегородских и суздальских князей и помощи частных лиц, Печерский монастырь довольно скоро сделался одним из замечательнейших монастырей русских, но 18 июня 1597 г. он был весь разрушен оползнем горы, подмытой подземными ключами. После того монастырь был перенесен с этого места на версту выше по берегу Волги, но и на новом месте он скоро начал поправляться от постигшего его несчастья и уже ранее половины XVII ст. украсился каменными зданиями и по прежнему занял высокое общественное положение на Руси.
При составлении штатов в 1764 г. монастырь был причислен к первому классу, но так как с ведением этих штатов он лишился прежних немалых средств к своему содержанию, то вследствие сего неизбежно стал приходить в затруднение при исправлении своих нужд. Нужно было искать новых средств к поддержанию его, и эту услугу оказали ему нижегородские архипастыри, когда с 1847 г. он перешел в непосредственное их ведение, а с 1866 г. – в ведение викариев нижегородских с правом быть им в нем настоятелями. Бывшему преосв. Иакову и из викариев преосв. Агафодору Печерский монастырь много был обязан своим возобновлением.
В Печерском монастыре находятся следующие церкви:
— Вознесенская соборная, холодная, построенная в 30-х гг. XVII ст. неизвестным зодчим того времени Возоулиным; в этой церкви только один престол в честь Вознесения Господня.
— Успенская соборная, теплая, построенная в 1647-48 гг.; в ней главный престол в честь Успения Божией Матери и два придельные в трапезе: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери Печерской.
— Церковь над западными вратами монастыря построена в 1649 г.; в ней один престол во имя св. Дионисия и учеников его преп. Евфимия Суздальского и Макария Унженского.
— Петропавловская, устроенная в 1738 г. на восточной стороне монастыря; в ней один престол во имя св. апостолов Петра и Павла.
— Покровская первоначально устроена в 1765 г.; в 1800 г. она сгорела и возобновлена уже в 1848 г., тоже однопрестольная.
— Церковь во имя св. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского и св. вмч. Димитрия при покоях преосв. викария, устроенная в 1887 г.
— Крестовоздвиженская, находящаяся на горе при съезде к монастырю, однопрестольная, построена в 1687 г. и сначала была часовнею, а в 1862 г. обращена в церковь. В ней находится большой деревянный крест, копия с поставленного патриархом Никоном в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме).
В Печерском монастыре есть очень много священных древностей, из коих замечательны иконы: Киево-Печерская икона Божией Матери, писанная в начале XIV ст. и принесенная св. Дионисием из Киева, икона считается чудотворною и богато украшена, и Владимирская икона Божией Матери. Замечательны также два напрестольных креста, богато украшенных жемчугом и камнями, один из них с частицами св. мощей; два Евангелия 1605 г. и серебряные сосуды 1648, 1749 и 1756 гг. и разные др. вещи.
М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г.

Строительство Крестовоздвиженской часовни в Нижегородском Печерском монастыре напрямую связано с именем славного сына земли Нижегородской — Святейшего Патриарха Московского и всея России Никона. Дело в том, что архимандрит Печерского монастыря Иосиф, впоследствии Епископ Коломенский, участвуя в Соборе 1666 года, где произошло низложение Патриарха Никона, тем самым принял на свою душу великий грех. Виновными в этом осознавали себя и все последующие настоятели Печерской обители.
Строитель часовни архимандрит Иоасаф привлек к финансированию строительства самых влиятельных людей Нижнего Новгорода, о чем свидетельствуют записи из «Вкладной книги» Нижегородского Печерского монастыря XVII века. Первая запись: «Дал вкладу стольник и воевода князь Василей Васильевич Кропоткин в часовенное каменное строение, что на горе, 3 рубли денег», и следующая запись: «Гость Василей Федорович Шустов пожаловали на брацкой же обиход 3 же рогожи соли, да в каменное часовенное строение, что на горе, и в написание страстей Господних пожаловал 5 рублёв денег».
В 1861 году по благословению Епископа Нижегородского и Арзамасского Нектария (Надеждина) при наместнике монастыря архимандрите Досифее (Цветкове) часовня-крест была обращена в храм. В результате преобразования изменился как облик самого здания, так и внутреннего его интерьера.
Тщанием Нижегородского купца Евграфа Алексеевича Барбатенкова с восточной стороны к ней был пристроен каменный алтарь, в середине трехгранный и по сторонам в форме двух четвериков. На алтаре была устроена небольшая глава, обитая железом с восьмиконечным золоченым крестом, а каменный шатер покрыт железом и выкрашен медянкою. Церковь имела два входа: один — с южной стороны, ведущей в алтарь, с кованой наружной однополотною дверью и висячим замком, а из алтаря дверь дубовая со стеклянными просветами, медною задвижкою и двумя скобами, на железных шарнирах; второй — с западной стороны в храм, с кованой железной решетчатой наружной дверью, с железным во всю длину двери гладким восьмиконечным крестом. Изнутри храма двери были сделаны, как и в алтаре, из дуба, со стеклянным просветом и внутренним замком.
К 1910 году Крестовоздвиженская церковь согласно страховой оценочной ведомости имела несколько иной облик: «Крестовоздвиженская церковь на горе — каменная. Крыта железом. Длиной 2 саж. шириной 1 1/2саж. Иконостас весьма небольшой. Построена часовней в 1687 году. Обращена в храм в 1862 году. Сохранилась хорошо. Окон — 3. Дверей — 1. Оценена в 1000 рублей».
Крестовоздвиженская церковь просуществовала до 30-х годов прошлого столетия, когда в лихую годину для всей Святой Руси этот храм был снесен. В настоящее время по благословению священноархимандрита Печерского монастыря Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия разрабатывается проект восстановления церкви. Предполагается также проведение изыскательских работ с целью определения точного места нахождения храма и, в случае обнаружения, исследование остатков его фундаментов.
Наместник Нижегородского Печерского монастыря игумен Тихон (Затёкин)
http://www.pecherskiy.nne.ru/

Вознесенский Печёрский монастырь начинался с нескольких пещер, выкопанных в крутом берегу Волги. К последней трети ХVI века это была уже дивно украшенная белокаменная обитель. Но стихия в одночасье уничтожила всё, что создавалось веками, и монастырю пришлось фактически «родиться заново». Но для этого стоит возвратиться на несколько веков назад.
В конце 1320-х годов в окрестностях Нижнего Новгорода появился монах Дионисий, пришедший из Киево-Печёрского монастыря. На крутом берегу Волги он решил обосноваться в выкопанной им пещере. Произошло это, вероятно, между 1228 и 1330 годами. В «Степенной книге» говорится: «В трёх поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь». Монах Дионисий (в будущем — архиепископ Суздальский) продолжил традицию, заложенную ещё основателями Киево-Печёрского монастыря: его монастырь произрос из пещеры, почему и получил, как и киевская обитель, название «Печёрский». К Дионисию вскоре стала стягиваться братия. Поначалу насельники нового монастыря копали себе кельи неподалёку от Дионисиевой пещеры, но через некоторое время пещерное житьё пришлось оставить. Земляные помещения были тесны, сыроваты и холодны. Далеко не каждый мог существовать в таких условиях. И вот, выше по склону началось строительство деревянного монастыря с церковью в честь Вознесения Господня. Настоятель монастыря Дионисий был возведён в сан игумена, а затем — архимандрита.
Известно, что Вознесенский Печёрский монастырь чуть не с самого своего основания (то есть, вероятно, с момента постройки необходимых деревянных зданий) жил по общежительному уставу. Всё имущество было общим, иноки не имели ничего своего и не выходили за ворота обители без благословения игумена. Кормились насельники монастыря трудами рук своих. Общежительный устав способствовал процветанию Печёрского монастыря. Уже к последней трети ХIV века он стал одним из важнейших духовных и культурных центров «Низовского края», именно здесь — с благословения святителя Дионисия, чья резиденция с 1374 года находилась в Нижегородском кремле, — создавалась Лаврентьевская летопись.
Благосостояние монастыря укреплялось благодаря обильным вкладам и пожертвованиям. Ко второй половине ХV века он владел обширными земельными угодьями, приобрёл право на беспошлинную рыбную ловлю и провоз рыбы по Волге и к ХVI столетию уже крепко стоял на ногах. Если бы не бесконечные набеги и грабежи татар (летописи упоминают о татарских разорениях 1378, 1379 и 1550 годов, когда монастырские строения сжигались дотла). Печёрская обитель могла бы стать ещё более богатой, но взамен непрестанного и неуклонного накопления материальных богатств на её долю выпали испытания, способствовавшие накоплению богатства духовного.
После завоевания Иваном Грозным Казанского ханства в Вознесенском Печёрском монастыре началось каменное строительство. Увы древний архитектурный ансамбль обители не сохранился, уничтоженный оползнем. В летописях говорится, что в монастыре было пять храмов (в Нижнем Новгороде того времени — только три), из коих особым благолепием отличался пятиглавый Вознесенский собор. 18 июня 1597 года все здания Вознесенского Печёрского монастыря разрушил огромный оползень. Он не был неожиданностью для братии. Ещё за неделю до катастрофы в горе появилась трещина длиною около километра, а в самом монастыре стало «теснить» деревянную мостовую. Тогдашний настоятель монастыря архимандрит Трифон принял единственно возможное в этой ситуации решение: он вывел всех насельников из обители в безопасное место, а также приказал перенести из неё все монастырские святыни и утварь. Сам он оставался в стенах монастыря до последнего момента. Лишь тогда, когда выяснилась неотвратимость беды, настоятель взял крест, чудотворную Печёрскую икону Божией Матери и вышел за ограду. «И нача гора осыпаться, и бысть шум и треск велик по лесу, и нападе на людей страх и ужасть велика…» Со скорбью наблюдали монахи, как стихия стирала с лица земли обитель, ставшую для них родным домом: «В монастыре же означенною от горы оползиною храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания… Каменная колокольня с колоколами свалилась на землю и рассыпалась, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю близ окошек олтарных». Сошедший в Волгу оползень образовал огромные волны, выбросившие далеко на землю лодки и суда, стоявшие у берега. Но и в этом грозном происшествии была явлена милость Божия: никто из людей не пострадал.
После разрушения Вознесенского Печёрского монастыря его возобновили на новом месте — на том же правом берегу Волги, но несколько выше по течению. Вскоре здесь были построены деревянные храмы и кельи, возведена рубленая ограда. После окончания Смуты начала ХVII века, монастырские власти озаботились благоустройством обители. Но на многочисленные просьбы о дозволении построить в монастыре каменные церкви московский приказ каменных дел неизменно отвечал отказом. Отчаявшись получить разрешение, настоятель монастыря архимандрит Рафаил без ведома Приказа пригласил в 1631 году артель костромских каменщиков, которые начали работу над Вознесенским собором. Надежды на то, что Приказ каменных дел не обратит внимание на «несанкционированную застройку», не оправдались. В 1632 году из Москвы пришло требование выслать в Москву работавших в монастыре каменщиков «для нашего Вяземскаго городоваго каменного дела». Снова и снова архимандрит Рафаил обращался с прошением «о благословенной грамоте воздвигнути каменну церковь во имя Вознесения Господня» и настойчивость его привела к положительным результатам: в 1640-е годы в Печёрской обители началось «официальное» каменное строительство.
Ко второй половине ХVII века архитектурный ансамбль монастыря уже был в целом завершён, а в 1765 году деревянную ограду заменили кирпичной. После поставления на Патриарший Престол митрополита Новгородского Никона, в молодые годы бывшего послушником в нижегородском Печёрском монастыре, обитель приобрела особое значение. Патриарх помнил обитель, где подвизался в юности, и не раз делал вклады в неё из собственной казны. Кроме того, он даровал печёрским архимандритам право служить литургию в митре, с рипидами, палицей и сулком, облачаться среди храма на ковре и держать осеняльную свечу, «якоже достоит епископу». Особое внимание на Вознесенскую обитель обращал и царь, и внимание это не иссякло после Никоновской опалы.
Упадок монастырского хозяйства относится, как легко можно догадаться, к 70-м годам ХVIII века. Всключённый в первый класс и «посаженный» на жалованье в две с небольшим тысячи рублей, монастырь пришёл в поистине бедственное положение. Если раньше он свободно распоряжался средствами, вырученными от своих вотчин, и мог не только поддерживать в сносном состоянии свои строения, но и благотворить нуждающимся, то теперь сам оказался на грани выживания. Храмы и корпуса приходили в запустение, братия была малочисленной. Положение переменилось в середине ХIХ столетия, когда настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиреи (Нижегородские и Арзамасские, а с 1866 года — епископы Балахнинские, викарии Нижегородской епархии). К положительным последствиям этих перемен в управлении монастырём следует отнести ремонт каменных зданий, увеличение числа насельников и оживление благотворительной деятельности монастыря. К 1917 году Печёрский монастырь в полной мере вернул себе былую красу.
Советская власть быстро и очень «успешно» разорила древнюю обитель, уничтожив всё, что создавалось веками. И хотя в 1925 году архитектурный комплекс монастыря перешёл в ведение Губмузея, это не спасло ни монастырские здания от вселения в них посторонних людей, ни богатейшую ризницу от разграбления. В главном Вознесенском соборе, составлявшем основное украшение знаменитого монастыря, разместили столярную мастерскую, а в его подклете — овощехранилище. В архимандричьих палатах устроили кинотеатр «Колхозник», здание Успенской церкви передали под архив, а все остальные здания (и даже башни ограды) оборудовали под жильё. На протяжении многих лет, практически до возвращения монастырских зданий РПЦ, на внутренней стене висел огромный плакат с лозунгом «Да здравствует коммунизм, светлое будущее всего человечества». В 1960 году власти отчасти одумались и присвоили Вознесенскому Печёрскому монастырю статус архитектурного памятника республиканского значения. Но реставрационные работы начались здесь лишь в 1971 году. И ещё более двадцати лет должно было пройти, прежде чем монастырь передали Церкви.
В 1994 году открылась новая страница в истории обители. Первым храмом, освящённым в Печёрской обители, стала надвратная Евфимиевская церковь, а в 1999 году уже освятили больничный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 2000 году первая Божественная литургия прошла в Вознесенском соборе. Постепенно проводилась реставрация корпусов и монастырских стен.
Вознесенский Печёрский монастырь уже 25 лет является значимым духовным центром Нижнего Новгорода, одним из самых благолепных в епархии. Стоит добавить и его удачное местоположение, и то, что комплекс его зданий выдержан в едином стиле.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №39, 2009 г.

Стены монастыря
Вознесенский Печерский монастырь — мужской монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви в Нижнем Новгороде. Был основан в 1328-1330 г.г. Дионисием Суздальским неподалеку от Нижнего Новгорода на берегу Волги.
В 1765 г. вместо деревянной ограды были построены каменные крепостные стены с шестью башнями. Стены Печерского монастыря практически никогда, с момента возобновления монастыря на новом месте, не несли оборонительной функции. По сей день они охраняют обитель лишь от суетного мира.
В 2010-2015 г.г. проводились работы по сохранению объекта – разборка первоначальной кладки стен, реставрация кирпичной кладки стен, лицевой поверхности кирпичной кладки, кирпичных архитектурных деталей карнизов, поясов, наличников, укрепление расслоившейся кирпичной кладки путем инъектирования связующими растворами ручным инъектором.
Также произведено устройство деревянных балок перекрытия, по кирпичным стенам, монтаж лаг из бруса, монтаж конструктивных элементов крыш, устройство подстропильных брусьев и мауэрлатов, выпиловка орнаментов, настил дощатых полов по старому образцу, устройство деревянных лестниц, армированная кирпичная кладка стен, антисептическая обработка деревянных поверхностей, огнезащитное покрытие деревянных конструкций, реставрация швов кирпичной кладки путем заполнения специальным раствором, сплошная обмазка кирпичной кладки.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?