Рождественская (Строгановская) церковь. Возведена на средства купца Г. Строганова, являлась домовой церковью в городской усадьбе. В 1721 г. закрыта личным указом Петра I, позже богослужения были возобновлены. Отделение Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. Летом 2003 г. проводилась реставрация.
В июле 2005 года на колокольне церкви были смонтированы башенные часы. С оригинальными, «астрономическими» часами на этой колокольне связан знаменитый эпизод в жизни изобретателя Ивана Кулибина. Будучи пятнадцатилетним подростком, он поразил сограждан тем, что починил сломанные часы. К сожалению, этот старинный механизм был утерян еще в начале XIX века. Позже на звоннице были установлены обычные часы с боем, но к началу XX века и они были не в действии. Установленный ныне механизм изготовлен в Германии фабрикой Иоганна Фридриха Войле в 1879 году (в СМИ была опубликована ошибочная информация об английском происхождении механизма). Первоначально часы располагались в Нижнем Новгороде на здании Блиновского пассажа, в нескольких сотнях метров от Рождественской церкви. После 1917 года они были демонтированы и до последнего времени хранились в Нижегородском историческом музее. В середине девяностых годов группа энтузиастов установила эти часы на колокольню Рождественской церкви (на большинстве фотографий можно заметить черные стрелки на одном из циферблатов). Однако монтаж был проведен крайне неумело, и к моменту начала реставрации церкви часы были практически не работоспособны.
В 2004-2005 гг. механизм был восстановлен калужским мастером Александром Георгиевичем Красниковым. Удалось сохранить почти все детали оригинального старинного механизма, потребовалось лишь изготовить новые циферблаты. Теперь часы исправно показывают время на всех четырех циферблатах и каждый час соответствующее количество раз бъют в 80-киллограмовый колокол, расположенный под самым куполом колокольни. В 30 минут каждого часа раздается один удар. Именно поэтому нельзя называть эти часы «курантами» — они не исполняют на колоколах мелодии. Нужно отметить, что в работе часов не задействованы электроприводы, и дважды в неделю их заводит рука человека, а не бездуховная сила электричества.
http://www.nne.ru/news.php?id=1716 http://www.nne.ru/; http://www.uhrenhanse.de/sammlerecke/turmuhren/weule.htm
Рождественская церковь была заложена солепромышленником Г.Д. Строгановым в 1697 г. и в основном завершена к 1703 г. Но отделочные работы надолго остановились, и храм освящен только в 1719 г. Как считают иследователи, это обьясняется тем, что в 1703 г., после введения государственной монополии на торговлю солью, Г. Строганов утратил торговый интерес к Нижнему Новгороду, охладел к своей резиденции и на несколько лет уехал из города.
Первоначально церковь была освящена во имя Собора Богоматери. После разборки в нач. 19 в. стоявшей рядом церкви Рождества Богородицы, сооруженной в 1653 г., ее название перешло на Строгановскую церковь. Рождественский храм выглядит драгоценной резной шкатулкой. Неслыханно пышная белокаменная резьба — виноградная лоза, цветы, яблоки, груши, гранаты, раковины и завитки — покрывает его стены сплошным ковром. В 1860 г. колокольня начала падать. За 20 лет она отклонилась на 1,2 метра от вертикальной оси. В 1887 г. пришлось менять ее фундаменты, а верхние ярусы перекладывать.
Из книги А.Ю. Низовский «Самые знаменитые монастыри и храмы России», 2002 г., стр. 111
Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы был заложен Григорием Дмитриевичем Строгановым в нагорной части Нижнего Новгорода, куда родовитый клан перебрался из заречной части города в конце XVII века. К 1701 году строительство храма было завершено, но случился пожар, и восстанавливалась церковь уже женой Григория Дмитриевича Марией Яковлевной Строгановой (в девичестве Новосильцевой).
Историки архитектуры говорят об особом стиле «строгановском барокко», который характеризует храмы, созданные представителями этой династии (всего Строгановы построили в России пять храмов, два в Нижнем Новгороде, по одному в Сольвычегодске, Устюжне-Железопольской, Троице-Сергиевой Лавре). Нижегородская церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы, пожалуй, отличается особой монументальностью образа, изысканным, ювелирно выполненным пышным декоративным убранством.
Строгановская церковь двухъярусная: наверху расположен трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны). Освящен храм был в 1719 году архиепископом Нижегородским преосвященным Питиримом. Спустя три года, будучи проездом в Нижнем Новгороде храм посетил император Петр I. По преданию после этого визита храм был на время закрыт — якобы в двух иконах местного чина (сохранились до настоящего времени) император узнал иконы, заказанные им мастеру Караваку для Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, и перекупленные у художника Г.Д. Строгановым.
На колокольне Строгановской церкви находятся часы, которые кроме времени показывали движение солнца и фазы луны. Эти часы удивляли гениального нижегородского изобретателя-самоучку Ивана Петровича Кулибина, и, возможно, содействовали пробуждению его интереса к механике.
Храм неоднократно восстанавливался, особенно после пожаров 1768, 1782, 1788 гг. Крупная комплексная реставрация храма, включая интерьеры, проводилась в 1913 г.
В 1930-е гг. церковь была закрыта. Здесь долгие годы располагался аптечный склад, что, скорее всего, поспособствовало сохранению уникального иконостаса (из 46 икон конца XVII в. до нашего времени дошло 43). Прочее убранство было утрачено в 60-е годы XX века. Тогда же, в 1960-е годы, здание Строгановской церкви было передано краеведческому музею под один из филиалов.
В 1993 г. здание было возвращено церковной общине. 3 июня того же года церковь была заново освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. Силами клириков окормляется часовня в честь Владимирско-Оранской иконы Божией Матери. Святыни: старинная икона Николая Чудотворца, иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, митрополита Филарета Московского, оптинских старцев в ковчежце рядом с иконостасом, чтимая «Державная» икона Божией Матери.
Неофициальным традиционное названием Рождественский храм обязан разобранной в XIX веке Рождественской церкви, издревле стоявшей неподалеку и давшей название одной из основных торговых улиц Нижнего Новгорода. Жители моментально перенесли название упраздненного древнего храма на соседний.
Выборочное цитирование по http://www.nne.ru/parish.php?id=382
Основание Рождественской или Строгановской церкви неизвестно. В Нижегородском летописце о ней упоминается еще в 1520 г. по случаю бывшего пожара, а в начале XVII ст. она уже находилась довольно в богатом состоянии… После деревянной церкви, до построения нынешней каменной, построенной Г.Д. Строгановым, была также каменная церковь. Об этой прежней каменной Рождественской церкви говорится в нижегородском летописце, что она в 1653 г. строена гостем Семеном Задориным близ его двора, в нижнем посаде на бечеве. Прежняя Рождественская церковь отстояла от нынешней в 12 саж. на юг.
В настоящем виде Рождественская церковь построена в первой четверти XVIII в. Из надписи храмозданного креста, хранящегося в оной церкви, видно, что она первоначально освящена в 1719 г. 21 июня во имя Собора Пресвятой Богородицы преосв. Питиримом, в царствование императора Петра I. Здателем храма был именитый человек Григорий Дмитриевич Строганов, известный своим богатством во времена Петра Великого, отчего и церковь, построенная им, называлась и доселе называется Строгановскою. Церковь долгое время была почти бесприходною; к ней принадлежали только дворовые люди господ баронов Строгановых. Скудное содержание храма и причта было восполняемо их щедротами. По сказке за 1723 г. «господское ружное жаловане было попу 20 руб., диакону 15 руб., пономарю 10 руб.» Ныне причт Рождественской церкви от разных наследников Строгановского имения получает около 400 руб. асс. годовой руги и имеет немалый приход.
Но существуя долгое время без надлежащей поддержки, Рождественская церковь приходила к опасному обветшанию, чему много содействовали давление горы и пожарные случаи, коим подвергалась она неоднократно. В предотвращении опасности разрушений, в 1819 г. с северной стороны церкви был подведен весьма прочный каменный контрфорс; на верху его образовалась довольно пространная площадь в виде террасы, а от этого и церковь много выиграла в наружном своем виде. В 1835 г. было предпринято возобновление и украшение внешней ее стороны, что и окончено в 1836 г. Возобновление ее, стоившее около 35 000 руб. асс., было совершено частью иждивением князя Сергея Михайловича Голицына. Наконец, в 1847-48 гг. была обновлена и украшена внутренность церкви.
Несмотря на многие перемены Рождественская церковь и ныне обращает на себя внимание красивою наружностью. Она построена на скате довольно высокой горы, в саженях 50 от берега реки Оки, при впадении ее в Волгу. Двухаршинная толщина стен и огромные железные связи свидетельствуют о прочности прежней кладки. С подгорной стороны церковь подкреплена каменным высоким контрфорсом, а вокруг обнесена «деревянным балюстрадом». С западной стороны церкви устроена довольно красивая деревянная лестница, ведущая из-под горы к церковной паперти.
Церковное строение двухэтажное, но церковь находится в одном верхнем ярусе, а в нижнем ярусе, вероятно, предполагалось устроить теплую церковь, но предположение осталось без исполнения. Снаружи и церковь, и колокольня раскрашены разноцветными яркими красками. Множество резных из белого камня колонн и пилястров с капителями также резными составляют внешнюю красоту храма, которую довершают разнообразные фигуры, прекрасно вырезанные из камня и размещенные по стенам церкви, особенно около окон. На куполе храма возвышаются пять весьма красивых глав с большими железными крестами. Средняя глава и все кресты украшены множеством разновидных звезд, которые вызолочены, а теперь выкрашены желтой краской. На алтаре находится особая глава с железным же крестом, равно как и колокольня с главою и железным крестом, под коим находится железный фонарь. По архитектуре своей Рождественская церковь имеет сходство с московскою церковью Успения на Покровке.
Внутреннее благолепие храма соответствует внешней красоте его. Первоначально в Рождественской церкви был один престол, освященный в 1719 г. во имя Собора Пресвятой Богородицы, и церковь была вся холодная. По упразднении придела во имя св. Григория Богослова, принадлежавшего к прежней Рождественской церкви, оказалась для прихода потребность в теплой церкви, посему в трапезе нынешней Рождественской церкви на правой стороне устроен придел и в 1760 г. преосв. Феофаном (Чарнуцким) освящен во имя преп. Онуфрия Великого. В 1808 г. устроен придел и на левой стороне трапезы, освященный архиепископом Вениамином (Краснопевковым) во имя св. Иннокентия Иркутского. Таким образом, ныне в Рождественской церкви три престола.
В настоящей холодной церкви иконостас четырехъярусный, почти весь покрыт старинною резьбою, и с первого взгляда кажется весь резным. С особенным искусством вырезаны колонны и капители, украшающие иконостас. В 1848 г. исправленный и весь вновь вызолоченный он и теперь составляет благолепное украшение храма. Иконы в иконостасе все почти так называемого Строгановского пошиба, только в первом ярусе иконостаса четыре иконы другого письма, но также старинные. Иконы, по устному преданию, писаны при Петре Великом придворным живописцем Караваком по заказу самого государя, только не для нижегородской Строгановской церкви, а для Петропавловского С.-Петербургского собора. Говорят, что Г.Д. Строганов, усердно заботившийся об украшении новоустроенной им церкви, увидев сии иконы в мастерской художника, тайно от государя, когда он был за границей, купил их дорогой ценой, упросив Каравака для Петропавловского собора написать другие подобные. Таким образом, заказанные Петром I иконы поступили в нижегородскую Рождественскую церковь и ныне украшают оною.
В 1722 г. император Петр I, отправившись на Кавказ к экспедиции, назначенной против Персии, на пути своем остановился в Нижнем Новгороде и именно в доме Г. Д. Строганова, находившемся тогда вблизи от церкви. 29 мая накануне своего рождения государь изволил слушать всенощное бдение в Строгановской церкви. Это обстоятельство сопровождалось важным для церкви последствием. По прибытии в храм к богослужению Петр I тотчас заметил превосходные иконы, писанные по его заказу Караваком для Петропавловского собора. Не имея времени рассмотреть это дело в подробности, он повелел запечатать церковь, надеясь впоследствии сам уличить Строганова в подлоге. С того времени церковь действительно была запечатана до 1727 г. и открыта уже в царствование Екатерины I.
Стены как в алтаре, так и в холодной церкви, снизу до самого верха покрыты разноцветным искусственным мрамором и в приличных местах украшены разными священным изображениями, писанными по штукатурке. Теплая церковь отделена от холодной каменною капитальною стеною, западная сторона которой вся украшена превосходной резьбой из белого камня, которую, к сожалению, много закрывают приделы в теплой церкви. Пол во всей церкви чугунный.
К достопримечательным предметам в Рождественской церкви относятся следующие:
Две местные иконы Спасителя и Божией Матери, находящиеся в нижнем ярусе иконостаса холодной церкви, по обеим сторонам царских врат.
Храмовый образ Собора Пресвятой Богородицы с надписью: «1723 г. писал игумен Корнилий Уланов с учеником своим Алексеем Городчаниновым»; не смотря на 130 лет своего существования, образ сей нисколько не потерпел от времени и доселе сохраняет всю свежесть красок. Другой образ Рождества Христова, как по всему видно, того же мастера и такого же достоинства. Хотя и не подписан.
Образ Рождества Пресвятой Богородицы в сребропозлащенной ризе. Он по письму XVI в. и перенесен сюда из прежней Рождественской церкви: к нему имеют особенное усердие градские жители.
Образ Владимирской Божией Матери древнего письма; откуда поступил в церковь, когда и кем писан, неизвестно.
Старинное резное изображение Спасителя в темнице.
Рукописное Евангелие, тщательно написанное полууставом, но когда и кем, неизвестно.
Напрестольный крест, деревянный, обложенный весьма тонким серебряным листом… с надписью на маленькой серебряной дощечке: «Крест моление Дмитрия Андреевича и Григория Дмитриевича Строгановых». Григорий Дмитриевич есть не другой кто, как здатель храма. А Дмитрий Андреевич его отец. Крест был родовою их принадлежностью.
К замечательным вещам Рождественской церкви должно отнести часы на колокольне, кои, кроме течения времени, прежде показывали еще течение солнца и фазы луны. Но сии дорогие астрономические часы, неоднократно быв переделываемы малосведущими мастерами, ныне доведены до того, что даже весьма неисправно показывают и течение времени.
Есть еще предание об одном колоколе на Рождественской колокольне, который будто бы остался целым от пожара, только звук его изменился против прежнего.
Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии / соч. архим. Макария. — СПб., 1857.
На пути по Рождественской улице к исходному пункту, ваше внимание невольно остановится на церкви Рождества Богородицы, чаще известной под именем Строгановской (п. ч. построена в 1719 г. на счет именитаго солепромышленника Строганова). Своей архитектурой она сильно напоминает ц. Василия Блаженнаго в Москве; она краснаго цвета и стоит на огромном пьедестале, поросшем травою и даже деревьями; в особенности изящна архитектура колокольни. Предание говорит, что строитель этой церкви был ослеплен, дабы не имел возможности построить другую церковь, еще лучше этой (подобная легенда существует также и относительно строителей дворца Хорватов в Персии, церкви Василия Блаженнаго в Москве и Стразбургской колокольни (Нижегородка Гацискаго 1877 г.).
Знатоки живописи, осматривая Строгановскую церковь, восторгаются иконами Спасителя и Божией Матери. Об этих иконах предание говорит, что оне написаны художником Караваком, по заказу Петра I, для Петропавловскаго собора. Григорий Ден. Строганов, воспользовавшись отъездом государя за-границу, убеждал Каравака уступить ему эти иконы, а вместо их написать другия. За большую сумму Каравак рискнул уступить написанныя им иконы, а вместо них приготовил для государя другия, которыя были в художественном отношении ниже первых, осмотренных государем в черне. Через три года после этого (в 1722 г.) Петр I, отправляясь в Перию, посетил Нижний. Остановившись в доме Строганова и зайдя в его церковь ко всенощной, государь узнал иконы. Немедленно было приказано запечатать церковь и произвести следствие.
Правда это, или нет, но достоверно известно, что церковь была запечатана в 1722 г. и открыта уже при Екатерине II.
Источник: «Иллюстрированный спутник по Волге в 3-х частях с картою Волги. Историко-статистический очерк и справочный материал». Составил С. Монастырский. Казань. 1884 год.
Представители династии Строгановых построили на Руси пять храмов — по одному в Сольвычегодске, Устюжне Железнопольской, Троице-Сергиевой Лавре и два в Нижнем Новгороде. Как видно, Нижнему повезло более всех. Посчастливилось ему и в том, что именно нижегородская церковь Собора Пресвятой Богородицы считается одним из лучших образчиков строгановского стиля вообще. Именитые люди Строгановы обосновались в Нижнем Новгороде в ХVII веке, по достоинству оценив выгоды, связанные с географическим положением города. Григорий Дмитриевич продолжил наследованный от предков солеваренный промысел, приносивший немалый доход, и, сочтя все выгоды, которые он может иметь в Нижнем Новгороде от соляной торговле, решил обосноваться в нём. В Гордеевке, близ города, промышленник приказал выстроить усадьбу, а в ней церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Подобную же церковь, но в честь Казанской иконы Божией Матери, он выстроил в Устюжне Железнопольской. Однако жить в Гордеевке постоянно Строганову не удалось. Удалённое от нижегородской суеты, село представляло собой прекрасное место для уединённого отдыха в кругу семьи, но деловому человеку, каким являлся Григорий Дмитриевич, необходима была близость к торговому центру города. И Строгановы перебрались в Нагорную часть Нижнего. В том районе Нижнего Новгорода, где Г. Д. Строганов поселился, издавна было много церквей. Совсем поблизости, в полугоре, над слиянием Оки и Волги, находился значимый для этого района храм Рождества Богородицы, известный с начала ХVI века. Григорий Дмитриевич принял решение строить собственный храм, как это было заведено ещё его предками, всюду в местах своего пребывания показывавшими особую приверженность к храмозданию и украшению уже существующих церквей. Для новой церкви он избрал красивое место над рекой и приступил к постройке.
Закладка храма совершилась в 1696 году. Верный своим архитектурным вкусам, Строганов подарил Нижнему Новгороду едва ли не самый изящный памятник церковного зодчества. К 1701 году строительство церкви было в целом завершено, но тут разразился скандал, после которого здание пришлось восстанавливать. Главные ремонтные работы пали на долю жены Г. Д. Строганова Марии Яковлевны (урождённой Новосильцевой). Сам Григорий Дмитриевич не дожил до окончания, скончавшись в 1715 году — в год, кстати говоря, очередного большого пожара в Нижнем Новгороде, возможно, также нанёсшего урон храму. В 1719 году архиепископ Питирим освятил новопостроенную церковь, а спустя три года в Нижнем Новгороде побывал Пётр I. За литургией он присутствовал в Строгановской церкви и после этого распорядился закрыть её. С чем была связана подобная немилость царя? Ведь известно, что Страгановы оказывали ему широкую финансовую помощь в ходе Северной войны, основали несколько железоделательных заводов — словом, ревностно служили во благо России. И нельзя сказать, что Пётр не ценил их заслугу. В том же 1722 году, когда царь побывал в Нижнем, он пожаловал сыновьям Г. Д. Строганова титул баронов. Однако же «каменное детище» Григория Дмитриевича он почему-то невзлюбил. На сей счёт сохранилось предание, отчасти объясняющее суровое распоряжение Петра. Сказывали, что во время литургии император заметил среди икон, составлявших местный ряд великолепного резного иконостаса, два образа, заказанных им Луи Караваку для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Очевидно, Строганов, радея об украшении своего храма, вступил с Караваком в «преступный сговор». Во время своей поездки в Петербург он побывал в мастерской художника и уговорил его тайком от государя продать ему две иконы, предназначенные для Петропавловского собора, а для последнего написать другие. Якобы узнав «свои» иконы в иконостасе Строгановской церкви, Пётр разгневался и приказал закрыть её. По другой версии, озвученной П. И. Мельниковым-Печерским, закрытие церкви связано было с деятельностью сектантов-хлыстов, «оккупировавших» её первый этаж для проведения своих богомерзких собраний. Несколько лет стояла церковь без службы. Но в 1725 году император умер, и распоряжение, сделанное им, по-видимому, в порыве гнева, утратило свою силу. Строгановы к этому времени уже перебрались в столицы, поближе ко двору, и храм, строенный ими, стал обычным приходским — оставшись при этом необычайно красивым.
С момента своего вторичного открытия в 1727 году Строгановская церковь являлась одной из самых красивых и благоустроенных приходских церквей Нижнего Новгорода. Прихожане и гости города называли её Рождественской, хотя с 1719 года она оставалась посвящённой Собору Пресвятой Богородицы, и все, конечно, об этом знали. Храм усвоил себе название улицы, на которой стоял, а та, в свою очередь, именовалась Рождественской по древней церкви, расположенной на ней. Церковь эта существовала в камне с 1635 года, а в 1685 году Г. Д. Строганов пристроил к ней придел во имя свт. Григория Богослова. Возможно, что его участие в украшении Богородице-Рождественского храма тоже способствовало некоторому смешению наименований обеих церквей.
В начале ХIХ века старую Рождественскую церковь разобрали, и в 1820-х годах кирпичами, оставшимися от неё, выложили стенку-крепиду в подножии церкви Собора Богородицы. С этих пор название «Рождественская» ещё прочнее закрепилось в обиходной речи за Строгановским храмом. Городские пожары оказывались, в сущности, ко благу церкви, «способствуя ей много к украшенью». Капитальные ремонты, по счастью, не искажали облика храма, и ХХ столетие церковь встретила практически неизменённой — разве что между колокольней и зданием храма устроили крытый переход. Что касается колокольни, то она была не менее значимой достопримечательностью нижней части города, чем сама Строгановская церковь. Её высокий шпиль с флюгером — золотым флажком, далеко виднелся над улицей, а часы с замысловатым механизмом, показывавшие, помимо времени, фазы луны, служили предметом почтительного удивления обывателей. Возможно, кстати, именно они способствовали пробуждению интереса к механике у И. П. Кулибина, уроженца Нижнего Новгорода. С середины ХIХ века жители города начали замечать, что колокольня Строгановского храма приметно кренится вбок. За двадцать лет она отошла от вертикальной оси более чем на метр, чему «помогала» неустанная работа грунтовых вод, подмывавших склон, на котором выстроена церковь. В 1887 году для исправления колокольни верхние ярусы её разобрали и собрали вновь. К началу ХХ века храму потребовалась очередная масштабная реставрация. Оконные рамы в нём сгнили, резьба уникального иконостаса сыпалась на глазах, и обломки её приходилось кое-как скреплять между собой. Деньги на ремонт нужны были немалые — такие, что враз не соберёшь даже в таком богатом торговом городе, как Нижний Новгород. Только благодаря усилиям настоятеля храма протоирея Николая Цветаева удалось собрать необходимую сумму. Помогло деятельному о. Николаю и то обстоятельство, что в 1913 году город должны были посетить августейшие особы — в связи с празднованием 300-летия дома Романовых.
Всероссийский юбилей Строгановская церковь встретила во всём своём великолепии, блистая каменной резьбой стен и золотом иконостаса. После о. Николая настоятельствовал в храме его родственник по жене протоирей Сергий Вейсов. Ему выпала печальная участь служить в Строгановской церкви последнюю литургию. Храм оставался действующим до 1934 года, но затем власти распорядились закрыть его. Вставал вопрос и о разрушении «рассадника мракобесия», но о. Сергий, будучи человеком образованным и решительным, сумел доказать историко-художественную ценность церкви. Сам он и его семья остались при этом без крыши над головой и вынуждены были скитаться по углам. А в храме располагался сначала аптечный склад, а затем филиал музея, благодаря чему его внутреннее убранство не подверглось полному уничтожению (так, уникальный иконостас сохранился почти в целости, лишившись трёх икон из сорока шести).
В 1993 году Строгановскую церковь передали православной общине. 3 июня 1993 года её торжественно освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) в присутствии предтавителей дома Романовых — великих княгинь Леониды Георгиевны и Марии Владимировны, а также великого князя Георгия Михайловича. Осенью 2008 года храм был ограблен. Неизвестные похитители вынесли из него восемнадцать икон, из которых впоследствии лишь одна чудесным образом «нашла дорогу» в Нижегородскую епархию (икону «Воскресение Христово» из Строгановского храма приобрёл неизвестный коллекционер, но затем, обнаружив её в каталоге похищенных предметов старины, принял решение возвратить святыню Церкви). В самом храме Собора Пресвятой Богородицы пребывает сейчас, однако, лишь список с возвращённого образа.
Являясь одной из главнейших достопримечательностей Нижнего Новгорода, церковь Собора Пресвятой Богородицы включена во все нижегородские туристические маршруты.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №17, 2013 г.
Так называемое строгановское барокко, к каковому стилю принадлежит церковь Собора Пресвятой Богородицы, являет собой отдельную ветвь русского барокко. Вместе со строгановскими церквами совокупность русских барочных памятников составляют здания, выстроенные в стилистике нарышкинского (московского) барокко и голицынского барокко. Не будем говорить сейчас о корнях того или иного стилистического явления в русле барочной эстетике (а они различны), остановимся лишь на очевиднейших моментах. Строгановское барокко ближе к нарышкинскому, нежели к голицынскому. Для последнего характерен — в том, что касается храмовых построек, — совершенный отказ от традиционной для русского зодчества структуры храма. Среди памятников нарышкинского барокко такие, «ни на что не похожие» церкви тоже есть, однако в целом устройство их вполне традиционно, и отличает их от храмов предыдущих эпох лишь обильный и своеобразный декор. Таковы же и строгановские церкви — разве что ещё более вызывающе нарядны, более обременены архитектурными «излишествами». Следует отметить, что при постройке нижегородская церковь смотрелась ещё более «пестро», чем теперь: стены её по малиновому фону были расписаны жёлтыми, голубыми и зелёными цветами.
Существенную особенность Строгановской церкви, выделяющую её среди всех памятников, в том числе и строгановского барокко, составляют её яркие разноцветные главы, сразу же напоминающие главы собора Василия Блаженного. Тесно составленное пятиглавие расцветает над храмом как экзотический цветок. Четыре малые главы — чешуйчатые, главная же, будучи центром «цветка», украшена особенно прихотливо, хотя основной, фоновый, её цвет — всё же голубой, богородичный. Такое оформление главы, надо сказать, приобрели далеко не сразу — лишь к концу ХIХ века. Первоначально они были просто зелёными. Храм обильно декорирован. Кроме четверика, декорированы и сильно выступающие апсиды. Стоит обратить внимние на то, как по-разному оформлены нижний и верхний ряды окон: нижний — сравнительно скромно, верхний — со всей возможной пышностью. Отличаются «степенью декорированности» друг от друга и карнизы верхнего и нижнего уровней. Колонны коринфского ордера оформляют нижний этаж храмовой постройки, как колокольню, так и собственно здание церкви. Характерно, что не только капители колонн оформлены стилизованной растительной пластикой, но даже подножия их — «плодово-ягодные». Над проходной аркой в нижнем ярусе колокольни укреплена икона Божией Матери «Одигитрия». Над иконой мы видим своего рода лепной балдахин с преобладающими растительно-фруктовыми мотивами. Внутреннее пространство Строгановской церкви, как это видно уже по её наружным очертаниям, состоит из довольно низкой трапезной и молельного зала, расположенного в основном четверике.
Благодаря относительно «мирному» советскому прошлому храма (сначала — аптечный склад, затем — филиал музея), в его интерьере сохранилось то, что было безвозвратно утрачено в других храмах. Тем не менее, прежде он был несравненно богаче. Так, в просторном зале трапезной о былом великолепии напоминает ныне лишь восточная стена, отделяющая трапезный зал от основного. Вся она покрыта каменной резьбой. Исполненную изначально в белом цвете, впоследствии её обильно покрыли позолотой, сделав, тем самым, похожей на иконостас. Кроме того, раньше все стены трапезной были расписаны библейскими сюжетами. В советское время их стыдливо скрыла побелка. Молельный зал невелик по размерам, но высок и светел, благодаря чему кажется обширнее, чем есть на самом деле. Внимание посетителя, вошедшего в него, сразу привлекает резной золочёный иконостас. Резчики использовали в его оформлении традиционный для христианского искусства мотив виноградной лозы. Материал был выбран тоже традиционный — податливая резцу мастера липа. Собирались детали иконостаса при помощи системы «шип-паз», без гвоздей, а после сборки дивную алтарную преграду покрыли левкасом и сусальным золотом.
Иконостас состоит из четырёх ярусов — местного, праздничного, деисусного и пророческого. Венчает его Распятие. Почти все иконы в иконостасе — оригинальные, сохранившиеся с ХVIII века, за исключением 18 икон, которые воры выкрали из церкви осенью 2008 года. Особенным богатством резьбы поражают Царские врата, выполненные в отличие от других деталей иконостаса, из дуба. Кажется, будто все они состоят из сложных переплетений ветвей и листьев, окружающих иконы-медальоны евангелистов, Божией Матери и Архангела Гавриила. Высота церковного зала позволила разместить во втором его ярусе хоры, благодаря чему пение во время службы раздавалось сверху. Вероятно, так было задумано Г. Д. Строгановым, чрезвычайно любившим хорошее церковное пение и содержавшим отменный церковный хор (строгановских певчих не раз даже требовали ко двору).
Храм Собора Пресвятой Богородицы — двухэтажный, трёхапсидный, однопрестольный. Первоначально предполагалось, что службы будут проходить и в нижнем этаже, но он так никогда и не использовался. Храм имеет пять глав, малые главы поставлены по сторонам света. Колокольня в архитектурном отношении представляет собой восьмерик (верхние ярусы) на четверике (два нижних яруса). На колокольне — старинные часы, на которых, помимо цифр, сохранились славянские буквы (их 17), соответствовашие древнерусскому времяисчислению.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №17, 2013 г.
Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы был построен купцами Строгановыми, поэтому его часто называют Строгановским. К 1701 г. строительство храма было завершено, но случился пожар, и восстанавливалась церковь уже женой Григория Дмитриевича Строганова Марией Яковлевной. Освящен храм был в 1719 г.
Строгановская церковь двухъярусная — наверху расположен трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой.
На колокольне Строгановской церкви находятся часы, которые кроме времени показывали движение солнца и фазы луны. Храм неоднократно восстанавливался, особенно после пожаров 1768, 1782, 1788 г.г. Крупная комплексная реставрация храма, включая интерьеры, проводилась в 1913 г.
В 1930-е г.г. церковь была закрыта. Здесь долгие годы располагался аптечный склад, что, скорее всего, поспособствовало сохранению уникального иконостаса. Из 46 икон конца XVII в. до нашего времени дошли 43. Прочее убранство было утрачено в 60-е г.г. XX в.
В 1960-е г.г., здание Строгановской церкви было передано краеведческому музею под один из филиалов. В 1993 г. здание было возвращено церковной общине. Церковь была заново освящена.
В 2013-2018 г.г. проведена реставрация кирпичной кладки и белокаменного декора, воссоздание металлических решеток, разборка и устройство конструкций кровли, демонтаж и воссоздание деталей креста, выколотка декоративных деталей, золочение — декоративные детали, купол, кресты, подзоры, яблоко конус, огрунтовка металлических поверхностей, устройство тепло-, гидро- и пароизоляции, антисептирование и огнезащита деревянных конструкций.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru