Первый монастырь Нижнего Новгорода. Основание относится к 1221 году. До революции в обители хранилась чудотворная Корсунская икона Божией Матери.
Решением НКВД по Нижегородской губернии был закрыт в 1921 г. Возобновлен в 1993 г. Количество насельников: 14. Настоятель: игумен Александр (Лукин). На территории монастыря располагается Духовная семинария. Монастырь имеет 2 скита и 2 подворья. В одном из скитов — на территории бывшей воинской части в Борском районе — действует Центр духовной реабилитации наркозависимых.
Основан великим владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем в начале 13 века на высоком живописном берегу Оки. К сожалению, древние постройки не сохранились: монастырь не раз подвергался разрушениям и перестраивался. Основные сооружения монастырского ансамбля относятся к середине и второй половине 17 века. Многие из них являются уникальными памятниками отечественного зодчества. В настоящее время — действующий мужской монастырь.
В 1228 году был выжжен мордовским князем Пургасом, в XIV веке восстановлен и приписан к митрополичьему, а затем к патриаршему дому. Сохранившийся ансамбль относится к XVII веку, когда здесь развернулось массовое строительство.
В ансамбль монастыря входят:
— Благовещенский собор (1647-1649 гг.). Центральная глава имеет луковичное, а боковые – шлемовидное завершения. Изначально центральная глава была покрыта муравленой черепицей, боковые – железом. Архитектура собора имеет особенность – отсутствует пара столбов в шестистолпном по облику храме; необычная форма закомар, напоминающая «бочки» деревянных построек. С запада и с севера примыкает открытая паперть в духе галерей ярославских храмов. Паперть имела фресковую роспись, в самом же соборе находилось множество древних икон. После многочисленных пожаров собор неоднократно ремонтировался, что исказило его архитектуру. В 1870-1872 годах в ходе реставрационных работ Л. Даль вернул зданию первоначальные формы – это была первая в России научная реставрация. Но из-за грунтовых вод центральные стобы вновь просели, что вызвало заметный наклон двух малых глав.
— Сергиевская церковь (в честь Сергия Радонежского, при постройке Алексеевская) – восьмигранник с главой, крытой черепицей.
— Успенская церковь с трапезной, украшенная двумя декоративными шатрами с главами покрытыми муравленой черепицей.
— Шатровая колокольня, пристроенная к трапезной.
— Надвратная церковь Андрея Первозванного.
— Корпуса монастырских келий, возведенные в XVII и перестроенные в XIX веке.
— Больничный корпус, сохранивший архитектуру XVII века (первый этаж – одностолпная палата, второй этаж перекрыт сводом).
— Храм св. Алексия (1821-1834 гг.), архитектор А. Леер. Был украшен четырьмя портиками по сторонам света, большой центральной главой и малыми боковыми главками (восстанавливаются — были утрачены, когда в церкви располагался планетарий).
Благовещенский монастырь, 3 класса, общежительный, в Нижнем Новгороде, при соединении рек Оки и Волги, против места, занимаемого ярмаркой. Основан в начале XIII века; в 1229 году разрушен мордовским князем Пургасом и после того находился в запустении. В 1370 году иждивением святого Алексия, митрополита Московского, по вторичном возвращении его из Орды в Москву, постоен был вблизи развалин монастыря храм Благовещения и был возобновлен монастырь.
В 1649 году Благовещенский храм, как соборный, был вновь перестроен; возобновлен в 1859 и 1867 годах. Построение другого соборного храма, Успенского, относится к XVI веку; по своей византийской архитектуре он представляет редкий памятник древнего зодчества. В монастыре находится замечательная по своей древности Корсунская икона Божией Матери, писанная в 993 году иеромонахом Симеоном, как видно из надписи, вычеканенной на иконе по-славянски и по-гречески; живопись на ней древневизантийская; она, как полагают, представляет собой копию со святой иконы, принесенной в 988 году святым князем Владимиром из Корсуни в Киев по преданию, хранящаяся в монастыре святая икона есть дар монастырю святого Алексия, митрополита Московского; во время опустошительных пожаров, которым подвергся монастырь в 1715, 1722 и 1767 годах, святая икона оставалась целою и невредимою. Монастырю принадлежит часовня за оградой под горой; она находится на том самом месте, где святой Алексий в одно из путешествий в Орду остановился для отдыха и утоления жажды из струившегося здесь источника; внутри этой часовни устроен бассейн с водою.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Не все постройки монастыря XVII века дошли до наших дней: нет Андреевской надвратной церкви, перестроены кельи, на месте церкви святого Иоанна Богослова и больничных палат построена в XIX веке Алексеевская церковь. В 1821 году настоятель монастыря архимандрит Макарий обратился к губернским властям с просьбой о расширении территории монастыря в восточном направлении и дозволении построить на этом месте Святые врата со стенами и двумя башнями. Проект разрабатывал столичный архитектор В.Н. Воронов. В 1823 году все было построено. За время своего существования внешний облик ворот неоднократно изменялся. Ворота и башни просуществовали до начала 1950-х годов, когда, в связи с переоборудованием Алексеевского храма под планетарий и благоустройством прилегающей территории, восточная, южная и северная части ограды были разобраны вместе с воротами и башнями, а на их месте устроен зеленый газон с невысокой оградой, частично еще сохранившейся с северной стороны Алексеевской церкви. В 1994-95 годах на месте расположения восточной монастырской ограды были проведены археологические работы под руководством И.О. Еремина. При проведении раскопок кроме остатков фундамента были найдены некоторые артефакты, например, металлический кокошник с рельефными украшениями в виде лепестков цветка, который, судя по архивным фотографиям, находился в основании шатра восточных Святых ворот, и фрагмент белокаменного кронштейна карниза одной из башен. В 2009 году подготовлен проект воссоздания главных, восточных ворот и угловых башен Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде. Автор проекта – нижегородский архитектор Виктор Коваль. По подготовленному проекту будут восстановлены две башни Благовещенского монастыря – южная и северная. По архитектурному облику и размерам они практически одинаковые, обе завершаются четырехскатными крышами со шпилями, украшенными металлическими флюгерами в виде трубящих ангелов. Ряд небольших отличий имеется в отделке фасадов и наличии хозяйственных пристроек.Источник: http://www.nne.ru/
Благовещенский мужской монастырь находится в западной части города на самом берегу Оки, при впадении ее в Волгу. Основание этого монастыря относят к самому началу Нижнего Новгорода, т.е. к 1221-22 гг., ибо уже в 1229 г. он был разрушен мордовским князем Пургасом. С тех пор он находился в запустении до второй половины XIV ст., когда путешествующий через Нижний Новгород в Орду св. митрополит Алексий обратил на него свое внимание и возобновил его, построив в нем церковь Благовещения, которую сам же и освятил в 1371 г. во время другого путешествия в Орду. С этого времени монастырь стал богатеть, благодаря щедротам московских и нижегородских князей и после того благодетельствовавших ему царей, князей, патриархов, митрополитов и многих из родовитых бояр, а с перенесением в Нижний Новгород ярмарки — и российского купечества.
В Благовещенском монастыре находятся церкви:
— Соборная пятиглавая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Первоначально она была построена св. митрополитом Алексием в 1370 г., а в настоящем виде построена в 1649 г. В 1859 г. и 1867 г. она была возобновлена и украшена благотворителями.
— Церковь во имя преп. Сергия Радонежского, построенная в XVII ст. патриаршим ризничим Иосифом Булгаковым. Первоначально престол в ней был освящен во имя св. митрополита Алексия, и церковь помещалась внизу, а с 1810 г. перенесена наверх.
— Церковь Успенская с двумя конусообразными верхами. Время ее построения неизвестно, но, судя по архитектуре, она относится к XVI ст. В ней два престола: в честь Успения и Толгской иконы Божией Матери; последний устроен в 1826 г.
— Церковь св. апост. Андрея Первозванного, однопрестольная, перестроенная в 1836-37 гг. купцом Посылиным.
— Церковь св. митрополита Алексия (до 1854 г. называвшаяся Воскресенскою) построена в 1821-34 гг. на месте сгоревшей больничной церкви во имя апост. Иоанна Богослова. Церковь эта замечательна по своей архитектуре: в основании своем она имеет форму четырехконечного креста, верх ее украшен круглым большим и четырьмя малыми куполами, а все четыре фасада – портиками с колоннами. В 1883 г. она капитально была обновлена и в ней устроены нижегородским купцом М. Рукавишниковым два придела: во имя св. вмч. Пантелеймона и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы».
Из древних икон в Благовещенском монастыре особенно заслуживают внимания следующие: весьма древняя «Корсунская» икона Божией Матери, писанная, как свидетельствует имеющаяся на ней греческая и славянская надпись, монахом Симеоном в 6501 (993) г., икона эта, по преданию, дарована монастырю св. митрополитом Алексием; икона св. митрополита Алексия с частицею мощей его, греческого стиля, писанная в XV — в начале XVI вв.; древние иконы Спасителя и Божией Матери, местные, в Успенской церкви; Толгской иконы Божией Матери. Точная копия с подлинной иконы того же названия, писанная в XVI или XVII вв.; икона св. Иоанна Лествичника XVII ст. с изображением лествицы и восходящих по ней праведников и с надписями в стихах; Иверская и Смоленская иконы Божией Матери, последняя считается чудотворною. Кроме того, в монастыре много древностей из церковной утвари.
М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г.
В Благовещенском монастыре, кроме четырех церквей, была церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа при входе в монастырь с восточной стороны, о пяти главах, основана при архимандрите Макарии в 1821 г., а окончена усердием разных вкладчиков и освящена в 1834 г. Нижегородским епископом Амвросием при архимандрите Иннокентии. Вместо Воскресенской церкви до конца XVIII ст. близ нее была церковь больничная во имя Иоанна Богослова у задних врат между двумя каменными больницами. В длину простиралась она с больничными кельями на 24 саж., а в ширину на 11 саж. Глава на ней была обита зеленою черепицею, а крест железный прорезной позолоченный. В этой церкви замечательны были сгоревшие в 1722 г. две иконы Иоанна Богослова в серебряном окладе и Владимирской Божией Матери также в серебряном окладе. Последняя икона украшена была жемчугом и драгоценными камнями. Богослужение в Богословской церкви совершалось каждодневно жившими при ней больничными монахами, а в нынешней Воскресенской церкви совершается только в летние праздники.
Колокольня при всех пяти церквах в монастыре одна; она стоит рядом с Успенскою церковью и устроена едва ли не в одно время с нею. В начале XVIII ст. были на ней железные боевые часы и шесть колоколов во 194 пуда 28 фунтов, но в пожаре 1722 г. часы перегорели, а колокола растопились.
В начале XVIII ст. церкви монастырские все были каменные, но прочее строение было и каменное, и деревянное. Каменными были трапеза, «кельи архимандричьи, кельи келарские, братские и служебные». А деревянное строение было над погребами; деревянными также были кельи казенная и поповская, обручная, баня, столярня, кузница и др.
Вне монастыря было два монастырских двора, один съезжий, а другой лесовой, и набережный амбар. С западной стороны монастырь окружен был бобыльскими дворами расстоянием в 12 сажень, с восточной стороны такими же дворами, отстоявшими от монастыря в полуторах саженях. С северной стороны также дворами в 6 саж., а с южной стороны примыкали гора и монастырский огород в окружности около версты. Кроме того, внутри монастыря за больничною церковью был рыбный садок.
Все монастырские здания с церквами сгорели без остатка в 1722 г. В актах монастырских значится, что пожар этот начался в Благовещенской слободе у крестьянина Никиты Семеновича Кожевникова, жившего близ самого монастыря и что от сильного пламени растопились все колокола и перегорело железо на крестах, кровле и боевых часах.
Теперь монастырь с южной стороны защищен горою, с северной стороны вниз к Оке он обведен стеною с контрфорсами, устроенными в 1832-33 гг. Кроме этой стены, его окружают с других сторон каменные стены. Внутри них, кроме 5 церквей, находятся три каменных двухэтажных корпуса и каменное строение для бани и уборки лошадей. В корпусах помещаются кельи настоятельские и братские. От Благовещенского собора на восток устроено кладбище для всех посторонних лиц, а на западе – кладбище для настоятелей с братиею.
Всех настоятелей Благовещенского монастыря по актам и синодикам, управлявших монастырем в продолжении 461 г. ((1393-1854 гг.), известно только 48. Кроме монахов и монастырских прислужников, в Благовещенском монастыре жили, по именным указам, и отставные служилые люди. Из них, напр. в 1763 г. были: Оренбургского гарнизона Казанского драгунского полка подполковник Василий Воробьев, Апшеронского пехотного полка майор Федор Черкасов, Вятского пехотного полка поручик Иван Васильев, Бахмутского батальона подпоручик Фома Шипилов и др., а также один фурьер, один квартермистр, сержант, 6 капралов, 2 гренадера, 2 драгуна, 2 фурлейтера и 15 простых солдат. Все эти служилые люди, кроме хлеба, получали от монастыря небольшую денежную ругу.
Из достопримечательных вещей в монастыре были: Икона Корсунской Божией Матери, находящаяся в соборной Благовещенской церкви, писана в конце Х в. Икона св. Алексия митрополита с житием в киоте, греческого письма. Древний киот со св. мощами на сребропозлащенной доске, вклад Тихона, митрополита Казанского и Свияжского, который был родом из Нижнего Новгорода и в конце XVII ст. пострижен в монашество от архимандрита Иринарха в Благовещенском монастыре. Местная икона Спасителя в Успенской церкви греческого письма. Икона Иверской Божией Матери в Благовещенском соборе и там же икона Смоленской Божией Матери.
Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии / соч. архим. Макария. — СПб., 1857.
Благовещенский монастырь — древнейшая Нижегородская обитель, ровесник основанного в 1221 году города. Сожжение монастыря мордовским князем Пургасом упоминается в летописи уже под 1229 годом (Полное собрание русских летописей. Т.1. Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1897. С. 429 – Е. М.). Обитель неоднократно разорялась завоевателями, горела, страдала от оползней, была возобновлена в XIV веке после длительного упадка святителем Алексием, митрополитом Московским. До наших дней в составе архитектурного ансамбля монастыря, в современном виде сформировавшегося в течение XVII-XIX веков, частично сохранились две подземные галереи, т.н. пещеры.
Портал одной из них находится внутри Сергиевской (до 1854 г. — Алексиевской) церкви. Церковь построена во второй половине XVII века патриаршим ризничим иеродиаконом Иосифом Булгаковым, тогда же, очевидно, сооружена и пещера. Исследователь XIX века писал: «Под сею церковью покоится и самый прах строителя и есть небольшая пещера, вырытая им в горе, с родником, выложенная белым камнем, ныне от сырости обвалившаяся» (Аркадий, иером. Описание Нижегородского Благовещенского третьеклассного мужского монастыря. Н. Новгород, 1884. С. 7, 8 – Е. М.).
При обследовании в 2004 году пещера представляла собой горизонтальную галерею длиной около 10 м с небольшим уклоном в сторону портала, со стенами и сводом, сложенными известняком. В средней части галерею пересекали современные инженерные коммуникации. Лоб забоя также был выложен известняком, со следами высачивания воды между блоков забутовки с незначительным дебитом (водоотводящий желоб был едва смочен водой). Ранее мы предположили, что данная галерея имела двойное назначение — наряду с культовым являлась и гидротехническим сооружением противооползневого назначения, неся функцию каптажа грунтовых вод, а также, возможно, и источником водоснабжения (Медоваров Е. В. О подземных архитектурно-исторических сооружениях Нижнего Новгорода // Нижегородский краеведческий сборник. Т. 1. Н. Новгород, 2005. С. 285-286. – Е. М.).
Портал второй подземной галереи Благовещенского монастыря открывается в каменной подпорной стенке между Сергиевской и Успенской церквями, ближе к алтарной части последней. Сама стена была возведена в 30-е годы XIX века: «Монастырь с южной стороны защищен горою, с северной, по берегу Оки, обведен стеною с контрфорсами, устр. в 1832-33 гг.» (Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии. В память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси. Н. Новгород, 1888. С. 251 – Е. М.). По состоянию на 2004 год, галерея уже в привходовой части была полностью засыпана грунтом (Медоваров Е. В. Указ. соч. С. 286 – Е. М.). В настоящее время на портале установлена деревянная дверь. Время возникновения и первоначальное назначение пещеры остается неясным; известно лишь, что она была «больше первой и сделана извилинами» (Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Нижнего-Новгорода. Ч. 2. Н. Новгород, 1859. С. 114 – Е. М.). Архимандрит Макарий упоминает о «нескольких извилинах» (Макарий, архим. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. СПб., 1857. С. 171 – Е. М.). О времени постройки ее достоверных сведений также нет: составитель описания монастыря иеромонах Аркадий сообщает лишь, что предположительно она была «выкопана иноками в прежние времена» (Аркадий, иером. Указ. соч. С. 9 – Е. М.).
Таким образом, особый интерес вызывает выявление ранних хронологических рамок существования пещер. Летописные источники монастырских пещер не упоминают, а цитируемые выше описания относятся ко 2-й пол. XIX века — времени, когда уже была возведена подпорная стенка.
В фондах ЦАНО выявлен документ, проливающий свет на более раннюю историю пещер. Это рапорт, направленный в 1825 году архимандритом монастыря Иоакимом в Нижегородскую духовную консисторию в ответ на требование Министерства внутренних дел о предоставлении сведений «об остатках всех древних зданий, как то: крепостей, замков, Монастырей и Церквей, хотя бы где оныя существовали, в одних уже развалинах» (Центральный архив Нижегородской области. Ф. 570. Оп. 556. Д. 300. Л. 53-54об.; аналогичный текст на Л. 20-21 – Е. М.). Настоятель, в числе прочего, описывает и две «пещеры»:
«8-е. Пещера близь алтаря Успения теплыя Церкви, под монастырскою стеною, и под высокую и крутую, за тою стеною на Юг гору, простирающаяся от устья ея во внутренность горы оныя, длиною на 13-ти трех Аршинных сажень, а шириною в иных местах на 2 аршина 10 вершков; в других же местах на 6-ть и на 5-ть четвертей; В высоту сия пещера, в иных местах в 2 аршина с половиною, в других же местах 2 аршина и 3 четверти; внутренность оныя пещеры выкладена большею частью диким камнем, а в некоторых починенных местах кирпичем.
9-е. Пещера из под Церкви, здателя Монастыря, Святителя Алексия Митрополита московского, и всея России чудотворца, под Южную Монастырскую стену, и за нею под высокую и крутую гору, простирающаяся длиною, от Устья ея, до окончания под оною горою находящегося в четыре трех аршинныя сажени, а широтою в 2 аршина, высотою же в 2 аршина, высотою же в 2 аршина 6-ть вершков, внутренность сея пещеры, первоначально выкладена была диким камнем, но как оный во многих местах свода, и стене обвалился, а поправлять диким же камнем под Церковью и стеною неудобно; то ныне в оной пещере для поддержания сводов и стене, внутренность обделана толстым сосновым тесом с колоннами. В сей пещере достопримечательно и то, что при конце ея под горою, в сей самой пещере имеется колодец с прозрачнейшею и лучшею по вкусу водою, для Церкви употребляемою на теплоту.
10-е. При устье оныя пещеры, под упомянутою Алексеевскою церковью, в юго-западном угле гробница здателя сих Церкви и пещеры. Над сею на гробнице на камне, в стену южную, вкладенном вырезаны следующие слова: «1710-го года Маия 25-го дня в 2-ом часе нощи, успе во Христе, блаженночестный монах иеродьякон Иосиф Булгаков, бывый потриарше судия и ризничей, иже первый пещеры сей, и храма Святителя Алексия основатель и зде первый положися» (публикуется впервые; выписка из архивного дела любезно предоставлена директором Церковно-археологического музея Нижегородской митрополии О. В. Дегтевой).
Таким образом, документ 1825 г. подтверждает данные о строительстве пещеры нынешней Сергиевской церкви в XVII веке иеродиаконом Иосифом Булгаковым. Судя по всему, протяженность сооружения за прошедшие 180 лет практически не изменилась. Что касается второй пещеры, то установлены ее размеры по состоянию на конец 1-й четверти XIX века: длина около 28 м, ширина от 0,9 до 1,9 м, высота в своде от 1,8 до 2 м.
Медоваров Е. В. Пещеры Нижегородского Благовещенского монастыря: морфометрические данные XIX века и современное состояние. // Спелеология и спелестология: Материалы II Международной научной конференции. Набережные Челны: НИСПТР, 2011. С. 157-159. Материал доступен на электронном ресурсе «Открытый текст»: http://www.opentextnn.ru/space/nn/church/?id=4975
На полугоре, недалеко от места слияния Оки и Волги, на площадке, образованной от перепада высот крутого правого берега Оки, высятся постройки Благовещенского монастыря, образующие живописный архитектурный ансамбль.
Нижегородский Благовещенский мужской монастырь был основан в 1221 году великим князем Георгием Всеволодовичем. Первое упоминание о монастыре относится к 1229 году. В те времена укрепления монастыря защищали город от набегов врагов с верховьев Оки. Начальный этап истории монастыря оказался недолгим. В 1229 году комплекс был сожжен мордовским князем Пургасом и прекратил свое существование более чем на сто лет. В 1371 году сподвижником Дмитрия Донского митрополитом Алексеем была воздвигнута одноглавая каменная церковь. Однако в настоящее время на территории монастыря не осталось построек XIII-XIV веков.
Существующий ансамбль монастыря сложился во второй половине XVII века. С этого момента началось возрождение монастыря. Наиболее старое из стоящих зданий в настоящее время — это здание Благовещенского собора, построенное в 1649 году.
Архитектура храма представляет собой пятиглавый, четырехпрестольный, с покрытием по ложным бочкообразным закомарам, с севера и запада обрамленное галереей с арочными проемами. Главы собора имеют разные формы, центральная — луковичную, четыре малых боковых – шлемовидную. В 1780-1785 годах после неоднократных пожаров архитектором Я.А. Ананьиным был произведен ремонт собора. Позакомарная кровля была заменена на четырехскатную. В 1825-1827 годах ремонт собора провел архитектор И.Е. Ефимов. В 1870-1872 годах архитектор Л.В. Даль вернул собору первоначальный вид. В иконостасе собора было много украшенных драгоценными каменьями и жемчугом древних образов.
Прекрасный образец узорочного стиля представляет собой Успенская двухшатровая церковь с монастырской трапезной и колокольней, на которой раньше стояли башенные часы. Церковь отличается изяществом силуэта и великолепно выполненными из тесаного кирпича деталями. Строительство Успенской церкви относится к 1649-1652 годам. Здание церкви занимает юго-западную часть монастырской территории и вытянуто по оси север – юг. Главы церкви были украшены позолоченными кованными крестами. В подклети храма находились кладовые и монастырская кухня. С севера к колокольне примыкали сводчатые святые врата с одноглавой надвратной церковью в честь Андрея Первозванного.
Единственным сохранившимся памятником так называемого «нарышкинского стиля» является Сергиевская (Алексеевская) церковь. Она расположена у юго-западного угла Благовещенского собора. Это небольшой одноглавый храм, крытый муравленой черепицей главкой. Однако после возведения нового, более просторного храма (Алексеевской церкви), она была переосвящена и стала называться Сергиевской, в честь Сергия Радонежского, который побывал в Нижнем Новгороде в 1365 году.
В 1772 году были полностью разобраны корпуса северо-восточной половины монастыря, где в XVII веке размещалась монастырская больница и небольшая церковь, пострадавшие от пожара. В 1821 году на их месте была построена новая Алексеевская церковь. Проект церкви был выполнен архитекторами И.И. Межецким и А.Л. Леером. Алексеевская церковь представляет собой четырехкупольный храм с тосканскими колоннами и фронтонами по каждому из четырех фасадов, расположенными по сторонам света. Центральный купол большой, боковые малые — шлемовидной формы.
Монастырские пещеры уходят под гору между Сергиевской и Успенской церквями и служили для захоронения монахов, согласно с традициями киевских монастырей или катакомб древних христиан.
Монастырские кельи были построены в форме буквы «Г» одновременно с Успенской церковью. Здание построено архитектором Я.А. Ананьиным в 1780-1786 годах.
На подходе к Благовещенскому монастырю, над бившими из-под горы ключами, стояла Алексиевская часовня. Сначала она была деревянной, но уже в 1725-1727 годах была построена каменная, увенчанная шатром. Данный родник сохранился до сих пор. Согласно легендам, из него пили воду Дмитрий Донской, философ Павел Высокий, создатель древней русской летописи Лаврентий, Сергий Радонежский и митрополит Алексий.
В советские годы Благовещенский монастырь был закрыт. Богослужения были остановлены. В постройках монастыря расположились различные организации. Предлагалось использовать постройки монастыря для создания музея атеизма, концертного зала. Долгое время Алексеевская церковь использовалась как городской планетарий.
Первые реставрационные работы были проведены в начале 1980-х годов. Был восстановлен первоначальный вид монастырских построек. В 1987 году основные работы были закончены.
В 1991 году комплекс Благовещенского монастыря был передан Нижегородской епархии. В 1993 году состоялось повторное освящение. В период с 2004 по 2007 год были проведены реставрационные работы, как во внутренних помещениях комплекса, так и снаружи.
В настоящее время Благовещенский монастырь представляет собой величественный ансамбль из белокаменных храмов, прекрасно видимый с обзорных площадок Нижнего Новгорода.
По преданию, Благовещенский монастырь был основан в 1221 году в одно время с Нижним Новгородом. История его драматична: он пережил набеги, пожары, разорения, забвение, секуляризацию имущества — все беды и напасти, выпавшие на долю монастырских обителей в нашей стране. До нас монастырь дошел в перестроенном виде, при этом ядро ансамбля сохранило в общих чертах облик XVII века. Главное украшение его — Благовещенский собор о пяти главах с галереей (1649). Недалеко (гористый рельеф местности не позволял широко разнести монастырские строения) находится уникальная двухлитровая Успенская церковь с трапезной и колокольней (1652). Почти примыкает к Благовещенскому собору небольшая церковь, при возникновении носившая имя Алексия Митрополит (1690). Позже, когда в первой половине XIX века в честь Алексия был освящен новый храм, построенный в 1834 году в стиле классицизма, старую церковь переосвятили в память посетившего в XIV веке наш город Сергия Радонежского. Между Успенской и Сергиевской церквями уходят в гору пещеры. По одной из них течет родниковая вода (к Оке с территории монастыря протянут желоб), в других, по преданию, хоронили иноков. Монастырь является духовным центром епархии, при нем открыто высшее учебное заведение – Нижегородская духовная семинария.
А.И. Давыдов «Нижегородские храмы». — Н.Новгород, издательство «Кварц», 2014 г., стр. 2-3