Рогожское кладбище было основано во время московской чумы, в 1771 г., когда все кладбища в черте города Москвы были закрыты. Против главных ворот со Старообрядческой улицы расположены главные храмы Рогожского кладбища.
Храм-колокольня построен в 1907-1913 годах в память распечатания алтарей Рогожского кладбища по проекту Ф.Ф. Горностаева. Если пройти далее по центральной аллее, то нашему взору предстанут три храма. Слева мы видим храм в классическом стиле, одноглавый, с желтой окраской; это летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенный в 1790-1792 годах по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова, имеет приделы: во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского; справа — в стиле барокко, также одноглавый, зимний храм во имя Рождества Христова, выстроенный в 1804 г. (до нашего времени дошел в усекновенном виде). Имеет приделы: северный — Николая Чудотворца, южный — Михаила Архангела. Оба храма являются старообрядческими. Здесь же, рядом, находится резиденция митрополита старообрядческой церкви России.
Далее за церковью Покрова находится церковь Николая Чудотворца, выстроенная в 1776 году на месте первоначальной деревянной часовни. Имеет приделы — Покрова Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Троеручица», преподобного Серафима Саровского. Никольский храм в 1854 году был передан единоверцам.
Если пройти через крытый проход, соединяющий церковь Николая Чудотворца и бывшие кельи, можно попасть на старообрядческое Рогожское кладбище.
Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим М.Ф. Казаковым в стиле классицизм, долгое время являлся самым большим в Москве.
Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II. После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся.
Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя XIV века. В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по старинному хороший хор певчих». При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена.
В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. А после смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, на нем лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.
К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища не прекращались богослужения, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой). Службы велись здесь и во время войны.
В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события. В 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей. С 1863 года и по настоящее время в храме находится кафедра предстоятеля староорбядцев Белокриницкого согласия.
Более подробно об истории Рогожской слободы — духовного и административного центра РПСЦ — можно прочитать в статье Д.А. Урушева «У Рогожской заставы» и книге Макарова «Очерк истории Рогожского кладбища в Москве».
Храм в стиле русского классицизма, увенчанный ротондой с куполом и крестом, с желтой окраской; выстроенный в 1790-1792 годах по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова, имеет приделы: во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Высота купола 43 метра. Внутри храм расписан палехскими мастерами, трудившимися над фресками более 10 лет.
Основными и главными святынями храма являются иконы. В храме собрано более 1500 икон древнего византийскаго письма различных школ живописи, существовавших на Руси в период XV-XVIII вв.
В пятиярусном иконостасе собора находятся 318 икон, подобранных и пожертвованных из различных храмов и моленных, а также из личных собраний старообрядцев. Справа от царских врат в нижнем ярусе находится икона с поясным изображением Спасителя из Деисусного чина XV в. школы Андрея Рублева.
Своеобразно «визитной карточкой» храма является уникальное по размерам для той эпохи паникадило весом 3 тонны (бронза, серебро, золото), которое освещается восковыми свечами по двунадесятым и иным великим праздничным богослужениям. Не менее уникальна деревянная лестница, которой, как и храму, 213 лет. По краям несущих столбов храма располагаются церковные знамена — хоругви — дар старообрядческих общин Рогожской общине в ознаменование распечания свв. алтарей в 1905 году.
В храме находится местночтимая икона Тихвинской Божией Матери. По сложившейся традиции к этой иконе прикладываются перед таинством причащения. Слева за стеклом находятся наиболее древний иконы нашего храма: св. Парасковия Пятница XIV в. Новгородских писем. В Покровском храме почти нет икон, которые были написаны специально для него. В основном иконы были пожертвованы благочестивыми прихожанами, попечителями храма.
В разные годы попечителями были купцы Рябушинские, пожертвовавшие немало древних образов храму, среди которых икона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила — школы Андрея Рублева XV в. Даром одного из известнейших меценатов середины XIX в. Козьмы Терентьевича Солдатенкова являются иконы Строгановской школы живописи XVII в. Среди авторов икон знаменитый царский иконописец Никита Павловец, принятый в Оружейную палату в 1668г. Здесь его икона с поясным изображением св. Николы чудотворца, а также миниатюра с житием преп. Сергия Радонежского. Не менее известен иконописец той же Оружейной палаты Прокопий Чирин. Здесь его иконы Спаситель на престоле с припадающими Макарием Исповедником и св. муч. Иоанном-мучеником и Богоматерь с предстоящими св. Григорием Богословом и св. муч. Никитой воином.
Велика заслуга в организации церковной жизни старообрядчества известных Московских меценатов середины XIX в. купцов — старообрядцев Рахмановых. Благодаря их благотворительной деятельности организовывались школы по изучению церковного пения и устава. Среди Рахмановского собрания икон выделяется «Вход Господень во Иерусалим» начала XIV в. Новгородских писем. У святого алтаря справа находится редкая икона Византийского письма XIV в. «Спас — ярое око», здесь же икона неизвестного Греческого иконописца XV в. «Спаситель — оглавный».
В ризнице Покровского храма находится уникальное собрание древних священнических облачений, аналога которому, по заключению специалистов из музеев Московского Кремля, сегодня в России нет.
По площади Покровский храм Рогожского кладбища превосходил Успенский собор Московского Кремля. Это вызвало недовольство духовных властей, в частности Митрополита Петербургского и Новгородского Гавриила. В своем донесении от 9 ноября 1792 г. он писал, что «начали строить церковь, превышающую пространством и огромностью Успенский собор: он длиной 17, а шириной 12 саженей, а их церковь длиной 25, шириной 15 саженей — чтобы огромностью сего храма унижать первую в России церковь в мыслях простого народа, а особливо в преклонных к расколу усилить к ним уважение». Были приняты меры: «выпуски алтаря отломать (поэтому у храма нет наружной алтарной части), а вместо пяти глав оставить одну, но шпиц «унизить». 7 июля 1856 г. алтари храма были опечатаны по требованию московского митрополита Филарета; их распечатали только после Манифеста 1905 г.
До восстановления храма Христа Спасителя храм Покрова на Рогожском кладбище был самым обширным из московских храмов. Церковь никогда не закрывалась. В 1929 г. ее хотели закрыть, однако не тронули, вместо этого закрыли соседнюю зимнюю Рождественскую церковь.
http://www.semeyskie.ru/hram_moscow.html