Нижегородский. Церковь Николая Чудотворца на Рогожском кладбище.

За церковью Покрова находится церковь Николая Чудотворца, выстроенная в 1776 году на месте первоначальной деревянной часовни. Имеет приделы — Покрова Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Троеручница», преподобного Серафима Саровского. Никольский храм в 1854 году был передан единоверцам.
Если пройти через крытый проход, соединяющий церковь Николая Чудотворца и бывшие кельи, можно попасть на старообрядческое Рогожское кладбище.

Храм святителя Николая Мирликийского расположен в углу северной части Рогожского поселка, перед входом на кладбище с одноименным названием. Никольский храм, увенчанный пятью куполами, — жемчужина церковного зодчества XIX в. Он напоминает бе­лоснежный корабль, словно плывущий между двумя невы­сокими холмами. Когда-то, до 1934 года, перед ним рассти­лался прекрасный пруд, из которого вытекала быстрая ре­чушка Мая. Из-за многочисленных подземных ключей вода в них была очень холодной даже в летнее время. Старожилы вспоминают, что редко кто осмеливался купаться и в самую жаркую пору. Храм начали строить в XIX в. на пожертвования при­хожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповщинского со­гласия, на месте небольшой убогой старообрядческой ча­совни 1771 года. На строительство было дано, — по согла­сованию с правительством императора Николая I и Святей­шим Синодом, — высочайшее благословение Московского митрополита Филарета (Дроздова). Об этом событии свиде­тельствует Грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма. Когда донесение митропо­лита Филарета было представлено императору, тот написал на нем: «Слава Богу, хорошее начало».
Еще в 1800 году московским митрополитом Плато­ном в России было утверждено Единоверие. Старообряд­цам, перешедшим в Единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. В те времена Рогожская единоверческая община на­ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению Единоверия среди рогожских раскольников. Однако Единоверие здесь стало утверждаться более полувека спустя. Высочайше было разрешено обратить самую мень­шую и убогую Никольскую часовню в Единоверческий храм. Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800—1864 г.г.). В 1855 го­ду им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира. В короткое время храм был настолько украшен тру­дами новообращенных, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали ее в новом виде. В последующие годы под руководством архитектора Н.В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь­но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло­кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися­чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ­ного объема храма. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, — южный придел во имя Божией Матери «Троеручицы». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод­чества XVII в. На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Главный из них весил 360 пудов. К сожалению, они украшали храм до 1933 года. Дальнейшая их судьба не­известна. Возможно, когда-нибудь колокола вновь обретутся. Через 70 лет на колокольне появились новые колоко­ла, но по силе звучания они далеко уступают прежним.
Окончательное архитектурное завершение храм по­лучил уже в начале XX в. Заметим, что архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX в. русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоми­нают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников — сооружения еще бо­лее раннего периода. Завершения основного объема церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гране­ными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее всех остальных, имеет окна. Кресты на главах деревянные, в железных рубашках. Храм имеет полихромную окраску: бе­лая плоскость стены, красные лопатки, синие и зеленые де­тали карниза, кокошников и убранства колокольни. В советское время, несмотря на неоднократные по­пытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по1994 г.г. Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упраздненной. Как-то в 30- годы прошлого века из-за временного отсутствия отца настоятеля враги ве­ры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим со­бытием весьма почитаемая монахиня Севастиана Лещева (1970 г.), несущая тогда почти все церковные послуша­ния, увидела через проем двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение Угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на мона­хиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в ее душе благую надежду на свою небесную помощь. В 30е годы прошлого века в храм стали приходить православные верующие из соседних храмов. В 1960 годы единоверцы, из-за малочисленности, пе­решли в правый придел во имя Иконы Божией Матери «Троеручицы», а православные — в главный Никольский придел. Тогда же в главный придел и была перенесена ико­на Божией Матери «Троеручица». После того как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совер­шать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году в храме Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улицы г. Москвы, храм был полностью передан Русской Православной Церкви.
Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого, украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма. За притвором главный придел, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен­ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на. Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери, в кивотах: «Троеручица», «Иверская», «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: Трех святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием. С иконой святителя Николая связано одно весьма ин­тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона­стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по­сетил наследник Российского престола великий князь Ни­колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через Митро­полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите­ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско­го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось ее пере­несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вме­стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посреди­не имеется пустой квадрат. Что это означает? По право­славной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мок­рый Никола, Никола Звенигородский и т.д. В нашем прихо­де, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, ее называют по-особенному — Никола Приснодействующий, т.е. всегда действующий. Поскольку церковное сознание имеет веру в то, что святитель Николай чудеса творил, тво­рит, и будет творить до скончания века. Неизвестный бла­гочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в буду­щем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нем. Когда это произойдет — скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно — в этом никто из прихожан не сомне­вается.
Каждый придел Никольского храма имеет только ему свойственную красоту и особенность. В правом приделе Божией Матери «Троеручицы» находятся весьма больших размеров иконы: Господь Вседержитель и святитель Нико­лай Мирликийский. Но что особенно замечательно, здесь душу прихожан радует и утешает икона Божией Матери «Феодоровская». С этой иконой тоже связано одно удиви­тельное событие. Из уст старых прихожан я не раз слышал следующее. В 1946 году для этой иконы сделали резной кивот. Однако он оказался на три сантиметра уже самой иконы. Тогда столяры решили, чтобы не утруждать себя разбором кивота, отпилить «лишние» сантиметры от иконы. Работа была выполнена уже почти наполовину, как вдруг молние­носный огонь вырвался из-под пилы. Сначала рабочие ис­пугались, но через некоторое время, немного успокоившись, возобновили работу. И опять очень яркий свет осветил все вокруг, пламя с силой оторвалось от иконы, оставив после себя обугленную печать и оторвавшийся правый угол ико­ны. Дальнейшую работу мастера остановили, призвали отца настоятеля и с ужасом поведали о случившемся событии. На следующий день об этом сообщили в Московскую Пат­риархию. Но так как времена тогда были не простые для Церкви, то Святейший Патриарх Алексий I предложил не предавать широкой огласке это событие. Оторвавшийся ку­сок приклеили к иконе, но след от него в виде шва виден до сих пор. А это необыкновенное чудо навсегда запечатлелось в памяти прихожан. Проходят годы… Все меньше и меньше остается сви­детелей того удивительного события. Посему я, по совету покойного многоуважаемого ктитора храма Павла Ивановича Булычева (2000 г.) и решился письменно сохранить от забвения такое дивное напоминание о Себе Самой Божией Матери. Пять лет тому назад, в 2002 году, на церковные средства эту икону отреставрировали, и прихожане увидели родное, первоначальное изображение Пречистого Лика. К числу особо чтимых святынь храма следует еще отнести шестнадцать частиц мощей святых, прославивших­ся перед Господом. Они выносятся из главного алтаря на поклонение по субботним и праздничным дням. Уже в наше время, с 1970 годов храм неоднократно реставрировался как внутри, так и снаружи. Реставрацион­ные работы идут постоянно. В настоящее время реставриру­ется северный Покровский придел. Работы подходят к кон­цу. С помощью одной боголюбивой семьи сооружен пре­красный, под старину, дубовый иконостас и написаны усер­дием прихожан несколько новых икон.
http://uv-vikariatstvo.ru/index.php/hramy/khram-mirlikiyskogo

Ещё в 1771 году при Рогожском кладбище была построена деревянная часовня в имя святителя Николая, которая через пять лет была заменена каменной церковью, существующей поныне.Церковь построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской староверческой общине. Храм во имя Николая Чудотворца, сооруженный на средства московских купцов-старообрядцев. После того, как в 1800 году московским митрополитом Плато­ном в России было утверждено Единоверие, в 1854 году храм был передан единоверцам и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы.
Церковь была перестроена в русском стиле на средства купца Н. М. Алясина в 1866 г. по проекту архитектора Н. В. Карнеева. Заново была сооружена трехъярусная коло­кольня с шатровым завершением, на которую были подняты колокола общим весом 660 пудов, главный из них весил 360 пудов.
Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, — южный придел во имя Божией Матери «Троеручицы».
В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1993 гг. Покровский придел был передан старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упраздненной. Главный храм и южный придел до 1960-х гг. числился единоверческим. В 1988 году единоверцам для совершения служб был предоставлен храм Михайловской слободы Московской области. Беглопоповцы в 1993 году выехали в церковь Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улице. Тогда же Храм Святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище был полностью передан Русской Православной Церкви. Начиная с 1970-х годов, церковь неоднократно реставрировалась как внутри, так и снаружи.
В настоящее время храм имеет главный престол свт. Николая, приделы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери «Троеручница», преподобного Серафима Саровского.
При храме действует воскресная школа и библиотека.
С запада от Никольского храма находится соединённый с ним крытым переходом дом московского старообрядческого архиепископа.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?