Нина Григорьевна Коваленская (1888 — 1993)

Когда-то моя дорогая и любимая парижская подруга, увы, уже ушедшая Софья Дмитриевна Голицына (1919 — 2019) просила меня, когда я буду в Петербурге, чтобы я зашел на Литераторские мостки Волковского кладбища и нашел могилу Нины Коваленской.
Мне это имя тогда ничего не говорило, а Соня сказала, что эта женщина была первой актрисой дореволюционного Петербурга, которую обожал Всеволод Мейерхольд, в спектаклях которого Коваленская блистала на сцене Александринского театра, а еще она была любовью всей жизни родного дяди Сонечки Голицыной — князя Кирилла Голицына, человека редкой красоты, который любил Нину всю жизнь и после непредвиденного расставания с ней, так и не женился.
Я выполнил обещание данное Софии и нашел могилу Коваленской. И годы ее жизни меня поразили (1888-1993). Нина Григорьевна Коваленская прожила 105 лет! Судьба этой красивейшей женщины заинтересовала меня. И я попросил Софью рассказать мне о жизни и судьбе Нины Коваленской.
Коваленская родилась в Петербурге, в дворянской семье. Родители были против актерской карьеры их дочери, но глава семьи- дедушка Нины, статский советник сказал : » Я поговорю с Машей Савиной, путь она решает стоит ли моей внучке этим заниматься или нет. » Прославленная прима Александринки сказала:» С ее голосом и красотой один путь — на сцену. Я уже сейчас вижу ее в роли Нины в Маскараде». Мария Гавриловна оказалась провидицей. Роль Нины в Лермонтовском «Маскараде» в постановке Всеволода Мейерхольда принесет Коваленской огромную славу.
Закончив с отличием Императорские курсы по мастерству актера, в 1909 году Нина Коваленская становится актрисой Александринского театра в котором на протяжении 8 лет будет занимать положение первой актрисы.
Первое время этому обстоятельству противилась другая примадонна Александринки, Екатерина Рощина- Инсарова, старшая сестра впоследствии великой русской актрисы Малого театра- Веры Пашенной. Екатерина Николаевна не была театральной интриганкой в привычном понимании этого слова. Да, она занимала лидирующее положение в труппе, но после того, как Коваленская великолепно сыграла Катерину в Грозе, проницательная и умнейшая Рощина- Инсарова скажет:»А ведь талантлива-то как, чертовка». В очередь с Рощиной- Инсаровой Коваленская играла Нину в Маскараде. Мейерхольд отдавал предпочтение Коваленской. На тот момент она была его главной актрисой. Задолго до появления Зинаиды Райх, Коваленская займет свое особенное место в сердце гения отечественной театральной режиссуры.
Нина играет у Мейерхольда почти все: Эльвира («Дон Жуан» Мольера), Вера Литовская («Два брата» М. Ю. Лермонтова), Варенька («Романтики» Д. С. Мережковского), Лидочка («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина).
Одновременно актриса занималась и в Студии Веволода Эмильевича, где она играла Юдифь («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Амалия («Разбойники» Ф. Шиллера), Офелия («Гамлет» У. Шекспира), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова).
В Коваленской подлинный душевный трепет сочетался с очень сильным и цельным характером, ее героини могли быть драматическими, трагическими, порой комедийными, но всегда настоящими. Публика ее обожала, в гримерной актрису всегда ждал букет свежих роз от К. Г. ( Кирилл Голицын). По воспоминаниям Сони это был красивый, платонический роман двух ярких личностей. Кирилл служил Императору. Был офицером царской армии. Дело шло к свадьбе, но в 1914 году Кирилла призвали на фронт. Первая Мировая была уже в разгаре. Через полгода пришла весть о гибели князя Голицына. Нина не могла выходить на сцену. Она была в глубокой депрессии. В театре ее жалели. Актриса нашла в себе силы вернуться к жизни и на сцену, что в общем и было ее жизнью.
Потрясения в личной жизни никак не повлияли на профессию Коваленской. Она была одаренным, талантливым человеком, рожденной быть актрисой. В ее жизни появился снова офицер теперь уже » дроздовец» — Александр Павлов. Это был благородный, светлый и очень порядочный человек, но князя Голицына Нина не забыла.
Революцию 1917 года Нина и супруг не приняли. 25 февраля 1917 года Нина Коваленская в последний раз выходит на сцену своего родного Александринского театра, чтобы сыграть Нину в Маскараде. Больше на эту сцену Нина не выйдет. Никогда. С мужем Нина уедет в Болгарию, а оттуда переедет в Прагу, где родится ее сын. Вскоре Нина получит приглашение из Риги в Рижский русский театр. Актриса всегда остается актрисой, тем более если это хорошая актриса. Нина приезжает в Ригу, занимает первое положение, но в конце 20-хх годов по настоянию мужа они возвращаются в Прагу, где Нина организовала драматическую студию. В Праге, в 1926 году у Нины родилась дочь — Ирина, которая здравствует и сегодня.
В середине 30-хх годов Нина оказалась в Париже и в русском храме встретила некогда свою соперницу по Алекандринке- Екатерину Рощину- Инсарову. Обе встретились как старые друзья. Обнялись, как вспоминала позже об этом в своих мемуарах Екатерина Николаевна. Рощина-Инсарова пригласила Нину к себе на обед. Ничего не подозревающая Нина Григорьевна пришла к Рощиной-Инсаровой, где в гостинной увидела Кирилла Голицына…
Оказалось, что Кирилла сочли погибшим. Он был на Австро-Венгерском фронте. Был тяжело ранен. Выжил. Его выходила венгерская крестьянская женщина. После революции он переехал во Францию. О судьбе Нины он знал и не хотел ее тревожить, но Рощина-Инсарова не говоря ни слова ни ему, ни ей организовала их встречу.
Была ли Екатерина Николаевна права? Судить не берусь, но друг друга ни Нина, ни Кирилл не забыли. Они долго бродили по Парижским улочкам. Больше они никогда не виделись, но письма друг другу писали. Князя Голицына не стало в 1975 году. К тому времени Нина уже давно жила в США, в Сан-Франциско, работала на радио. С Рощиной — Инсаровой она также переписывалась до конца жизни Екатерины Николаевны.
Нина Григорьевна не переставала думать о России. Ее волновало, что происходит в ее родной стране. В отличие от многих своих современников, она дожила до того времени, когда время после изгнания пришло, но ей самой было уже больше 100 лет. Однако она завещала, чтобы ее прах привезли в Россию, где в 1995 году прах актрисы был перезахоронен.
Удивительная, драматичная жизнь и судьба неординарной, талантливейшей женщины Нины Коваленской, пронесшей в себе большое человеческое достоинство длинною в целый век. Светлая ей память.

Эдгар- Кирилл Дальберг.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?