Сгорела в 1998 году, осталось только каменное крыльцо. Фото церкви можно посмотреть в отчете 1996 года http://kirill-anya.ru/old_trip/leto_96/leto_96.html, а также по ссылке на паспорт объекта культурного наследия на странице http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2910048000
Цитата из паспорта объекта:
Шатровая часовня с колокольней на подклете. На фундаменте из каменных блоков поставлены срубы. Стены обшиты. Часовня крыта тесом. Глава теперь покрыта железом, но первоначально, как и шея, имела лемеховое покрытие. Открытое крыльцо сложено из известняковых плит. Раньше крыльцо имело навес. Объемно-пространственная композиция памятника традиционна для северных культовых построек. Главный объем часовни составляет восьмерик на четверике с шатровым покрытием. С запада к нему примыкает паперть, крытая на два ската, над ней поднимается звон колокольни. В главном объеме заметно стремление к мощи и устойчивости. Этот объем является доминирующим в композиции. Западная часть, композиционно подчиняясь основному объему, развивает иную тему: легкое крылатое вознесение вверх. Сочетание этих двух тем создает образ сильный и динамичный.
Эта высокая постройка — единственная вертикаль на многокилометровой равнинной площади, она организует окружающее пространство, являясь неотъемлемой частью ландшафта. Широкая входная лестница ведет на паперть. Это небольшое (2,91х6,66 м) помещение с плоским потолком, освещенное двумя окнами. Фасады часовни лишены декоративного убранства. Состояние памятника аварийное. Колокольня грозит обвалиться. Используется под зерносклад.
Упоминается в Олонецких епархиальных ведомостях №23 1908 г.
«Онега – река обжитая. Вдоль реки идёт тракт, тот, по которому в давние времена возили каргопольцы соль. Часты сёла и деревни. Редко где лес подходит к реке. Берега высокие, пожни небольшие. Хорошие леса давно вырублены (лесной промысел на Онеге начат в XVIII веке). Только пороги и быстрины оживляют течение Онеги. На поворотах реки фарватер огорожен бонами, как на всякой сплавной реке.
Но там, где тракт отходит в сторону от реки, места становятся глуше, лес вплотную подступает к воде и весело плыть быстрой неширокой рекой в зелёном коридоре, когда тень от деревьев падает на всю реку, а впереди в солнечном просвете играет речное серебро. Чем ближе, тем явственнее трепетание серебра, доносится шум порога, виден высокий берег, деревня и шатёр церковки над зелёной кручей.
Это церковь Архистратига Михаила (конец XVIII в.) в деревне Никольской. В более поздние времена она была превращена в часовню.
Редко встретишь памятник столь удачно поставленный. Красива сама окрестность, в которой выбрана единственно необходимая точка. Часовня стоит на высоком берегу, который зелёным холмом круто спадает к реке. По берегу и по скату холма, живописно расставленные самой природой, лежат огромные валуны. Холм – величественный природный пьедестал памятнику зодчества.
Объём самой часовни прост и выразителен. Широкий приземистый четверик, крупный восьмерик с необычайно крутым красивым повалом, широкий, хочется сказать, коренастый шатёр, вытянутая толстая шейка, обитая лемехом, и маковка. Необычайно нарядно выглядит завершение здания. Крутой повал даёт возможность далеко выпустить концы полиц с резным окончанием. Их узорчатая линия повторяется в четырёх волнистых поясках на шатре, образуемых разными концами тесин. У основания шейки главки и под самой главкой идут обломы – резной тёс с копьевидным окончанием, окружающий шейку главки венчиком. Шейка в чешуйчатом обивании лемехом дополняет узорчатый ритм шатра. Лемехом была крыта и главка (позднее обшита листовым железом).
Узорчатый живописный вид шатра дополняет звонница, возведённая над притвором часовни. Она имеет весёлый вид сказочного теремного крылечка, крытого четырёхскатным шатёрчиком на резных столбиках. Звонница ещё более усиливает впечатление нарядности здания, как своим затейливым видом, так и росписью в народном стиле по карнизу, столбикам, доскам перильного ограждения.
И, наконец, что придаёт часовне необычно-торжественный вид, — её высокое крыльцо, сложенное из гладко отёсанных белых известняковых плит. У небольшой церкви-часовни да каменное крыльцо, — пожалуй, такого, нигде больше не встретишь! Хотелось жившим здесь людям, чтобы церковь у них была на особицу, чтобы смотреть на неё было радостно.
Стоишь возле неё, обходишь с разных сторон, любуешься, окидываешь взором лесные дали, небольшие пожни, быстротекущие воды, слушаешь глухую ворчню старика-порога и думаешь, что вот это всё и есть та «сказка Севера», за которой ты ехал в эти края.
Памятник деревянного зодчества живёт не только в неразрывном слиянии с природой, столь же неотторжим он и от соседнего деревенского окружения. Давно замечено исследователями, что красивые дома чаще встречаются в тех сёлах и деревнях, где стоят красивые церкви и часовни. Не станем доказывать, что красота древнего памятника благотворно воздействует на вкусы людей. Не станем приводить и многочисленные примеры. Достаточно указать на то же Никольское.
Здесь, невдалеке от церкви-часовни (по северную сторону) стоит старый дом, сложенный из таких же отборных брёвен, какие употреблялись в церковном строительстве. Внешне дом типичен для распространённого на Онеге четырёхстенка, с высоким подклетом, с четырьмя окнами по фасаду. Но обратите внимание на крыльцо с балкончиком, оживляющее его суровый облик. Балкончик изукрашен в народном северном стиле: на фронтонной доске изображён лев и гроздь винограда (сходный мотив мы уже встречали в Ошевенском), доски ограждения расписаны пышными цветами (со временем краски, конечно, выцвели). Нарядностью своей он перекликается с теремком-звонницей стоящей рядом часовни.
Ниже Никольского по берегам Онеги нам встретится немало скромных, простеньких часовенок поздней постройки. Наиболее простой тип – клетская часовня. Это обычный сруб, то есть, клеть с двускатной кровлей. От простого хозяйственного строения – амбарной клети часовенку отличает только тоненькая маленькая главка с крестом, изящно прорезающая её кровлю. Несколько более усложнённый тип представляет часовенка квадратная в плане, крытая тесовой крышей на четыре ската с главкой наверху, — мы увидим её в деревне Преслениха ниже Никольского. Ещё одной разновидностью клетской часовни будет часовня с клинчатой кровлей, как, например, в селе Конёве…»
Описание церкви Архистратига Михаила, позднее переделанной в часовню, из книги Г. П. Гунна «Каргополье — Онега». — М., Искусство, 1974.
Никольская часовня никогда не являлась церковью. Почему Генрих Павлович Гунн называл её «церковью Архистратига Михаила» — остаётся загадкой. В переписных книгах 1648 [1] и 1712 [2] годов есть упоминания о существовании в деревне Никольской часовни Николая Чудотворца — вероятно, предшественницы нынешней. В более поздних источниках (например, церковных ведомостях Троицкого прихода 1865 г. [3]) при д. Никольской также упоминается только часовня Николая Чудотворца. Кроме этого, на фотографии 1993 г., сделанной во время реставрационных работ, видно, что на восточной стене часовни нет каких-либо следов от примыкания алтарного прируба, которые могли бы присутствовать в том случае, если часовня была бы перестроена из церкви.
По материалам: [1] РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.168. Л.311 об. [2] РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.167. Л.577. [3] ГААО. Ф.1342. Оп.2. Д.178. Л.18об.