Пышный объемами и воздушно-белый Никольский храм в Николополье удивительной сияющей жемчужиной возвышается посреди глухих мещёрских лесов Гусь-Хрустального района Владимирской области. Высоту сооружению придают два основных яруса, а так же тонкий, вытянутый в небо шпиль колокольни и гроздь стройного утончённого пятиглавия. Храм весьма характерен для классицизма в архитектуре района. Основной объем значительно расширен двухъярусным южным приделом. Ансамбль в удовлетворительном состоянии, подновлён, покрашен, за ним имеется присмотр. Хорошо сохранилась каменная ограда с двумя каменными воротами и наугольными башенками, ограничивающая территорию церкви и хорошо ухоженного кладбища. Никольская церковь действующая, но ввиду малолюдья прихода службы проводятся довольно редко, примерно два-три раза в год. Для этих целей из посёлка Иванищи приезжает священник.
Даже в конце 1930-х гг., после года великого террора репрессии против священнослужителей не прекращались. 17 июля 1938 г. были арестованы владимирский благочинный С.А. Гусев, проживавший в Вязниках, и В.А. Цветков, священник Успенского погоста Вязниковского района (по другим данным, Покровской церкви в Вязниках), 16 июня в п. Мстере того же района — архимандрит Д.Н. Бекетов, 30 апреля — С.Ф. Крылов, священник с. Николополье Владимирского (ныне Гусь-Хрустального) района (последние три находились в подчинении у Гусева). От Николополья до 3 вышеуказанных населенных пунктов около 110 км по прямой; и тот факт, что священник из этого села проходит по одному делу с вязниковским духовенством, ярко показывает, что священников оставалось крайне мало. Их обвинили в том, что они являлись участниками контрреволюционной организации церковников, ставившей перед собой задачу реставрации монархического строя, систематически среди населения вели антисоветскую агитацию и распространяли провокационные слухи. Гусева, кроме всего этого, еще обвинили в сборе и передаче сведений шпионского характера в пользу Польши.
С.Ф. Крылов, согласно показаниям Гусева, в марте 1937 г. на квартире у последнего подвергал резкой критике политику ВКП(б) и Советской власти по отношению к религии, говорил, что Советская власть притесняет духовенство непосильными налогами, а необоснованными арестами духовенства ведет политику насильственного искоренения религии. В той же беседе высказывал недовольство своим материальным положением, восхваляя жизнь в дореволюционные времена. Касаясь вопроса предстоящих выборов в Верховный Совет РСФСР, Крылов заявил, что выборы пройдут лишь формально, никакой свободы при голосовании не будет: «нам, видимо, придется покориться Советской власти и выйти голосовать за их представителей, в противном случае нас могут арестовать». Говорил, что до коллективизации крестьяне жили свободней и лучше; а теперь, когда их всех насильно загнали в колхозы, жизнь в корне изменилась: крестьяне лишились самого главного — частной собственности, перестали быть хозяевами своего хозяйства, работают в колхозах день и ночь, а влачат полуголодное существование; это все результат неправильной политики партии большевиков. Недовольство Советской властью он выражал систематически. Бекетов также вел антиколхозную агитацию.
27 февраля 1940 г. С.А. Гусев постановлением Особого совещания при НКВД СССР по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей без права переписки, скончался 3 января 1941 г. Остальные также приговорены к 8 годам лишения свободы.
Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 210-212.
Погост Николо-польский на реке Поле находится в 30 верстах от уездного города и в 30 верстах от Владимира. Свое название погост получил от реки Поли и от церкви во имя св. Николая чудотворца. Погост Николопольский с приходскими деревнями до 1764 г. был патриаршей, а потом синодальной вотчиной. Церковь на этом месте существовала уже в начале XVII в., что подтверждается отметками в патриарших окладных книгах, начиная с 1628 г.
В переписных книгах монастырских и церковных земель за 1637-47 гг. о Николопольском приходе сообщается: «в «кромине» Каменицкой на речке Поле погост, а на погосте церковь Николая чудотворца и другая теплая церковь вмц. Варвары – строение мирское, при церкви два двора поповых, на церковной земле двор бобыльский…» Из вышеприведенной выписи из переписных книг видно, что в Николопольском погосте в половине XVII ст. было две деревянных церкви. По писцовым книгам 1653-54 гг. при этих церквах значатся 2 священника, в приходе 123 двора, в переписных книгах при церкви значатся также 2 священника, в приходе 139 дворов…
В 1713 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, вместо прежней Никольской церкви на погосте была построена новая в честь того же святителя. В 1731 г. и теплая церковь на погосте настолько обветшала, что служить в ней стало невозможно, поэтому прихожанами была построена новая деревянная же церковь, которая и была освящена в 1735 г.
В 1818-22 гг. вместо двух деревянных церквей в Николопольском погосте был устроен каменный двухэтажный храм, который в несколько распространенном виде существует в настоящее время. Престолов в этом храме четыре: в верхнем этаже – во имя св. Николая чудотв. и Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем – во имя св. вмц. Варвары и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами старинная храмовая икона св. Николая чудотворца, риза на ней серебряная вызолоченная. Сохранилось в церкви старопечатное напрестольное Евангелие изд. 1648 г.
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от земли пахотной и сенокосной, хлебных сборов и от служб и требоисправлений до 800 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из 16 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 843 души муж. пола и 949 жен. пола. В погосте с 1876 г. существует земская народная школа.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.