Николо-Выксинский Азарьев монастырь

Основателем Николо-Выксинского Азарьева монастыря считается преподобный Азарий Выксинский, постриженник Воскресенского Череповецкого монастыря. Основанием этого является тот факт, что имя Азария было включено в название монастыря и то, что обитель была основана во владениях Воскресенского Череповецкого монастыря, что было возможно только в том случае, если ее основателем являлся один из монахов монастыря.

Именование Выксинский монастырь получил по названию небольшой речки Выксиньи (Выксы) – правого притока реки Шексны, на берегу которой он стоял. Река Выксинья и соседнее озеро Выксингское являлись древним владением Череповецкого Воскресенского монастыря, право на которое подтверждал еще великий князь Василий Темный (1415 — 1462 гг.).
Никольским же монастырь именовался по имеющемуся на его территории храму, освященному в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Более точных сведений об обстоятельствах возникновения монастыря и деятельности его основателя преподобного Азария история не сохранила. После упразднения обители и пожара документы оказались утрачены.

Известно, что храм в честь святителя Николая Чудотворца здесь был устроен в начале XV века по благотворению московского великого князя Василия Васильевича. Затем в 1432 году на берегу реки Выксы был образован женский монастырь.
Выксинский Николаевский Азарьевский монастырь располагался в 33 верстах от города Череповца. С 1432 года по 1605 год это был женский монастырь, позже — мужской.

На исходе XVI века Выксинский монастырь приобрел всероссийскую известность. В апреле 1592 года сюда в заточение была привезена из Угличского Богоявленского женского монастыря, (где насильно в 1591 году была пострижена в иночество), пятая законная супруга царя Иоанна Грозного Мария Федоровна, урожденная Нагих, в иночестве Марфа, мать святого царевича Димитрия Угличского.
В житии царевича Димитрия Угличского читаем: «Царицу же Марию мать царевича повелели насильно постричь в чин иноческий, и наречено было ей имя Марфа, и послал ее Борис во изгнание в пределы Белозерские в место бедно и пусто в некий святого Николая Чудотворца монастырь, зовомый на Выксе, мал и скуден и там ее в темной келье блюсти повелел, поставив к ней приставников злых и немилостивых, никому не дозволявших приходить к ней и пищу ей дававших скудную, как некоей осужденной, и много иного ей Борисовым повелением творивших, что и не описать».
Здесь инокиня Марфа молилась и находила духовное утешение от печали по царскому сыну своему святом отроку Димитрию. Подвизавшиеся в монастыре инокини, посвятившие себя на служение Богу, как могли, утешали скорбящую, добродушно соболезновали и с готовностью помогали многострадальной матери царевича Димитрия. За явленное сочувствие и христианскую помощь ближнему Выксинский монастырь был лишен Борисом Годуновым самостоятельного значения в крае, инокини были изгнаны, инокиня Марфа в 1605 году вывезена в Москву, а монастырь был обращен в мужской.
Имена игумений женского монастыря история не сохранила. Но остались известны имена игуменов мужского монастыря.

Игумены мужского монастыря:
Мисаил — 1628 — 1635 гг.
Корнилий — 1643 — 1648 гг.
строитель Авраамий — июль 1649 г.
игумен Гавриил — авг. 1652 г.
игумен Савватий — 1660-1663 гг., 1664, 1668 гг.
игумен Павел — 1663 г.
игумен Сава — 1666 г.
игумен Иосиф — 1670- 1673 гг.
игумен Савватий — 1679 — 1681 гг.
игумен Иосиф — 1681 — 1684 гг.
игумен Михаил — 1686 — 1688 гг.
игумен Иов — 1669 — 1700 гг.
строитель Антоний — 1690 г.
строитель Александр — 1713 г.
игумен Пахомий — 1720-1723 гг.
игумен Геннадий — 1723 — 1726 гг.
строитель Авраамий — 1727 г.
Казначей Севастиан — 1733 г.
игумен Пахомий -1734-1738
строитель Афанасий 1745-1750 гг.

После возвращения в Москву инокиня Марфа, обретя прежние почет и богатство, внесла щедрые пожертвования, обеспечившие дальнейшее процветание обители. Благодаря пожертвованиям Николо-Выксинский монастырь в XVII веке приобрел немалое влияние и превратился в крупного землевладельца. В 1744 году за ним состояло 697 душ крестьян, по числу которых он многократно превосходил все окрестные обители, за исключением патриаршего Череповецкого Воскресенского монастыря.

В XVII веке Выксинский монастырь решился вступить в открытое соперничество с последним. В этот период произошел ряд споров между двумя монастырями за право владения окрестными землями.
В 1681 году настоятель Череповецкого монастыря Савин послал черного попа Варлаама с работниками поставить рыбный двор на озере Выксингском. Выксинский игумен Иоасаф с келарем старцем Исаиею прогнали попа Варлаама с его работниками и «гонялись за ними с ослопьем [кольями] и всячески ругали их». Настоятель Савин в 1682 году донес об этом патриарху Иоакиму, на что из Патриаршего дворцового приказа пришла грамота, приказывающая воспретить священнослужение игумену Иоасафу и прислать его «за руками» в Москву, а «келаря старца Исайю посадить на цепь в Ворониной пустыне в хлебне и заставить муку сеять», о самом же деле произвести строгий розыск. Этот спор был окончен полюбовным соглашением и составлена договорная запись, по которой с 1682 года Выксинский монастырь за озеро и реку Выксинью предоставил Череповецкому монастырю право владения наволоком от устья Кошты реки вверх по берегу р. Шексны (в 8 верстах от обители), с неустойкою в 100 рублей.

Акт этот в начале XVIII столетия утерялся, и выксинские монахи опять возобновили свои притязания на Коштовский наволок и завладели им, пока не появился указ Синодального экономического правления от 9 марта 1750 года.

На протяжении XVII-XVIII веков статус и положение Выксинского монастыря менялись неоднократно.

В июне 1690 года Николо-Выксинский монастырь утратил свою самостоятельность и был приписан патриархом Иоакимом к Череповецкому Воскресенскому монастырю, поступив с этого момента в разряд патриарших владений.

В начале XVIII века к Николо-Выксинскому монастырю была приписана Досифеева Троицкая пустынь.

В 1703 году вышел указ Петра I о приписке иноческих обителей Белозерского и Пошехонского уездов, включая Николо-Выксинскую, к Олонецкой верфи, в ведении которой они находились весьма недолго. Благодаря этому указу Выксинский монастырь смог освободиться от влияния череповецкой обители.

Не согласившись с этим, в 1724 году игумен Воскресенского монастыря обратился в Святейший Синод с просьбой о причислении к нему отписанных в Олонецкую верфь обителей, но его прошение было оставлено без рассмотрения. В 1720- х годах Николо-Выксинский монастырь не только сохранил свою самостоятельность, но и остался в ведении Святейшего Синода, то есть попал в разряд ставропигиальных монастырей.

В 1749 году Выксинский Николаевский мужской монастырь и приписная Досифеева пустынь были переданы в ведомство митрополита Ростовского и Ярославского.

В 1764 году указом императрицы Екатерины II вместе с большинством других северных монастырей Николо-Выксинский монастырь был упразднен и преобразован в приход.

На момент закрытия в обители имелось три храма: Благовещенский (теплый), Никольский (холодный) и надвратный Троицкий, построенный насельниками монастыря в 1749 году.

В 1818 году Благовещенская и Никольская церкви сгорели. От огня удалось спасти церковь Пресвятой Троицы. Впоследствии этот храм был поставлен на учет государства как памятник старины.

Вместо сгоревших храмов верующие отстроили новые. В 1826 году рядом с Троицким храмом была выстроена каменная однопрестольная Никольская церковь с Благовещенским приделом и колокольней в одной связи. На колокольне храма имелся колокол с надписью Марии Нагой.

В 30-х годах XIX века из-за малочисленности прихода Троицкая Выксинская церковь была приписана к Казанской Ольховской церкви. С 1842 года приход стал самостоятельным.

Вокруг бывшего монастыря имелась деревянная ограда с тремя небольшими башнями и воротами.

Как же жили прихожане Выксинского прихода?
Основными промыслами крестьян Выксинского прихода были ковка гвоздей и жжение угля. Из-за бедных почв хлебопашеством и огородничеством крестьяне занимались неохотно. Держали скотину и птицу: обычно семья имела одну лошадь, трех коров, много овец, кур. Ловили рыбу, охотились на зайцев, белок, уток, тетеревов, рябчиков. Женщины пряли, ткали, шили, собирали ягоды и грибы. В приходе 17 марта проводилась ежегодная Алексеевская ярмарка. С 1863 года было получено разрешение на еженедельную ярмарку при церкви.
Через приход проходили две большие поселочные дороги из Вологодского и Пошехонского уездов. В западной части прихода дороги соединялись в одну и вели через Улому в Устюжну.

Приход был закрыт постановлением Вологодского облисполкома от 29 октября 1938 года.

Накануне войны приходские храмы, попавшие в зону затопления Рыбинского водохранилища, невзирая на охранный статус, были снесены.

В настоящее время территория бывшего Николо-Выксинского Азарьева монастыря находится под водами Рыбинского водохранилища.

Использованные материалы
1. Выксинский Николаевский монастырь//Ярославские епархиальные ведомости 1863 г. №14
2. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии. Новгородские Епархиальные Ведомости, 1895, № 6 http://belolikovi.narod.ru/elek_knigi.files/mon_2.pdf
3. Мальцев М.Г. Николо-Выксинский Азарьев мужской монастырь.//Остров спасения. Выпуск 2. 2013 г. Стр.6.
4. Николо-Выксинский Азарьев монастырь/ Сайт Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии. https://kanonizacia.cerkov.ru/nikolo-vyksinskij-azarev-monastyr/
5. Церковь Троицы Живоначальной Троицкая церковь бывшего Выксинского Николаевского монастыря: https://sobory.ru/photo/555255?ysclid=m1z41wqfur147812553

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?