Николо–Погорелое. Церковь Обретения главы Иоанна Предтечи.

Церковь-мавзолей Барышниковых в Николо-Погорелом. 1784-1802 гг.
Храм-мавзолей Барышниковых в Николо-Погорелом был одним из шедевров русского классицизма. Его ротондальный объем, окруженный ионической колоннадой, стоял на высоком подиуме. Ротонду перекрывали две купольные оболочки — внутренняя имела в вершине круговой вырез. Почти рядом с мавзолеем стояла ярусная церковь с нарышкинским фасадным декором, построенная в 1751-56 гг. на средства П.А. Лыкошина.
Без сомнения, самым выдающимся творением классицизма в Смоленской области было убранство интерьера в мавзолее усадьбы Барышниковых в Николо-Погорелом (М.Ф. Казаков и Ф.И. Шубин). Роспись, рельефы и иконостас храма, характерными чертами которых были легкость и воздушность, образовывали единый ансамбль. Роспись, выдержанная в приглушенных тонах — оливковых, серовато-желтых и розовых, гармонично сочеталась с белыми барельефами на тонированном фоне. Их отличительные черты — романтизация образов, мягкая пластичная трактовка фигур. Сдержанную гамму росписи дополнял изысканный колорит надгробия из серого, белого и розово-серого мрамора. Свод был расписан розетками, чередовавшимися с растительным орнаментом. В основании свода проходил многообломный карниз. Над пилястрами располагались гризайльные гирлянды. Композиция устремленного вверх, казавшегося почти невесомым иконостаса была решена в виде портальной арки на двух высоких колоннах. Под ней располагались надпрестольная сень в виде беседки с куполом из резных нисходящих золотых лучей, который увенчивало скульптурное распятие с предстоящими. Изящные золотые арабески украшали арку, сень и царские врата.
Это одна из самых значительных потерь русского классицизма в провинции. Считается, что храм был взорван немцами во время войны, но руины разобрали потом. Сейчас на этом месте разворот для автобусов, рядом в кустах скрывается кусок стены второй усадебной церкви, Покровской, построенной в середине XVIII века. Ничего не осталось и от огромного дворца Барышниковых. Самая пышная усадьба XVIII века в Смоленской губернии ушла вся.
http://artpoisk.info/artist/kazakov_matvey_fedorovich_1738/cerkov_-mavzoley_baryshnikovyh_v_nikolo-pogorelom/

В конце XVIII в. в усадьбе Николо-Погорелое был построен мавзолей-храм. Воздвигнут на средства И.И. Барышникова, владельца усадьбы, в память его отца И.С. Барышникова, умершего в 1782 г. Работы по сооружению мавзолея продолжались восемнадцать лет — с 1784 по 1802 гг. Вероятное авторство Казакова.
Мавзолей был построен у въезда в усадьбу, в излучине Днепра, на высоком, крутом холме, близ старой церкви. Его портик, ориентированный согласно традиции на запад, был обращен к дороге, ведшей к усадьбе, обсаженной в свое время рядами берез. Двухмаршевая лестница вела на террасу, окружавшую здание, и ко входу в храм. Между маршами на уровне земли был расположен второй вход, ведший в усыпальницу.
В 1941 г. нашими войсками был взорван храм-усыпальница И.С. Барышникова. Это варварство объяснялось стремлением лишить противника ориентира или наблюдательного пункта. Подобный способ борьбы с врагом практиковался довольно широко. В 1943 г., проводя тактику «выжженной земли», фашисты взорвали в Николо-Погорелом все усадебные постройки, уничтожили прекрасный парк.
http://artpoisk.info/artist/kazakov_matvey_fedorovich_1738/cerkov_-mavzoley_baryshnikovyh_v_nikolo-pogorelom/

Ротондальний храм — одно из лучших произведений русского классицизма. И.И. Барышников выстроил его в память своего отца как мавзолей. Его автором является М. Казаков, построивший для тех же Барышниковых их известный дом на Мясницкой (ныне ул.Кирова) в Москве. Работы по постройке мавзолея продолжались восемнадцать лет — с 1784 по 1802 гг. Совершенство, тщательность исполнения и обилие украшавшей мавзолей скульптуры обусловили столь длительный срок его постройки. Проект мавзолея может датироваться 1783-1784 гг., когда творчество знаменитого московского зодчего стояло в зените.
Круглое в плане здание, охваченное ионической колоннадой, словно венком, завершенное спокойной полусферой купола, олицетворяло великую, вечно юную идею о возрождении человеческого духа на путях к гармонии и совершенству. Здание мавзолея поставлено на высокий и широкий подий. Редко расположенные небольшие квадратные окна последнего темными пятнами своих проемов оттеняют гладкий, ничем не расчлененный массив этой части здания. Легкая обрамляющая решетка еще больше усиливает тяжесть, весомость подии. Он венчает инертной массой слегка подсыпанную вершину холма, длинным скатом спускающегося к Днепру. Рядом с именем Казакова — творцом мавзолея в Николо-Погорелом — должно быть поставлено и имя Шубина, выполнившего богатейшее скульптурное украшение здания.
Этот изумительный храм погиб в сентябре 1941 г., когда немецкие войска, прорвав оборону под Смоленском, рвались к Москве.
http://safonovo-admin.ru/kultura/pamyatniki/nikolo-pogoreloe/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?