В 1675 году в Малицком монастыре приключился пожар, столь сильный, что монастырь весь до тла сгорел. Самое активное участие в восстановлении обители принял стольник Григорий Дмитриевич Овцын. Он построил, вместо сгоревшей деревянной церкви, по образу Преображенской церкви, что в Москве у Великого Государя во дворце, новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса, празднуемого в 1-й день августа, с двумя каменными же, теплыми приделами, из которых один во имя Святителя Николая, а другой во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.
Основана церковь 1675 года мая в 16 день, а окончена в 1676 году, при державе Великого Государя Царя Феодора Алексеевича, при Святейшем Московском Патриархе Иоакиме, при Преосвященном Симеоне Архиепископе Тверском и при Игумене Малицкого монастыря Иоиле. Церковь в длину, между стенами, 6 саж., из коих две саж. занимаемы были алтарем. В ширину, между стенами, 3 саж., стены толщиной были в 1 арш. с половиной, а высота церкви от мосту до замка 3 саж. с половиной. Среди церкви были два столба каменных, четвероугольных, в длину и ширину имеющих по аршину с половиной; пять глав, из коих одна глава проводная, а четыре на сводах глухие. Две двери с рундуками и с каменными столбами; из коих над западными и на стене церковной сделана была каменная колокольня, вышиною до главы четырех сажен. Главы церкви и кресты на ней, равно как и на колокольне, обиты были листовым белым железом, или жестью.
Таким образом, сколь исправна была церковь по внешнему её состоянию: столь лучше и богаче по состояние внутреннему. В ней, против правого клироса, стояли местные образа Всемилостивого Спаса и Св. Григория Нисского, на красках, в киотах, пожертвованные храмоздателем. Киоты, деревянные, обложены были по слюде оловом, образчатым литым.
Дверь южная, на ней написан на красках Крест Господень. Против левого клироса стоял местный образ Одигитрии на красках и местный же образ Моисея Мурина, оба в киотах. Киоты, деревянные, обложены были по слюде оловом, образчатым литым. Двери царские и еень резные, резь не на сквозь, позолочены иконным листовым золотом и серебром. Дверь cеверная, на пей написан образ Архидиакона Стефана на красках. Пред Спасовым и Богородичным образами лампады медные, красные. Над царскими дверьми деисус; в нижнем поясе до верхнего, тринадцать икон, праздники Господские и Пророки; писаны тож на красках. Паникадило медное весом 5 пудов слишком. В алтаре на престоле одежда, атлас полосатой, покров красный, у царских дверей запона лазоревая. За престолом Крест Господень выносной писан на золоте. Тихвинской Богоматери образ на красках. Два сосуда, оловянные, два покрова и воздухи камчатые.
В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко.
Дело потекло таким порядком: построенная Стольником Овцыным во имя Спаса Всемилостивого церковь разобрана, и вместо оной сооружена того же наименования новая обширнейшая церковь с трапезой и двумя приделами, в длину 12 сажень, в ширину 11, в высоту 12 саж. Сия то церковь и состоит ныне в обители главною Соборною (разрушена в советское время — адм.). Она одноглавая во имя Всемилостивого Спаса; приделы в ней: 1-й) во имя Николая Чудотворца, 2-й) — Св. Праведных Захария и Елизаветы, который впрочем в последствии времени, с разрешения Епархиального Начальства, обращен в ризницу.
Достойно примечания, что в монастыре находится (находилась — адм.) деревянная Соборной церкви модель, соответственно которой если бы церковь вполне была построена, была бы самая великолепная. Но к сожалению, при построении оной поелику допущены многие отступления, то тем церковь и обезобразилась, особливо относительно купола церковного. Безобразие купола хотя в 1842 году, при Строителе Иоасафе, и исправлено: однакож церковь все остается не той, какой казалась бы она; еслиб сделана была без всяких отмен по модели.
В Соборной церкви и в приделе Николая Чудотворца Святые иконы сперва все вообще были живописные на холсте: а после местные образа в Соборной церкви, и над ними первый ярус, заменены образами, на досках Греческой иконописью написанными. Образа поставлены в тумбах, выкрашенных голубой краской; а карнизы и рамки вызолочены червонным золотом на полименте. Полы в Соборе и в приделе его чугунные.
В 20-е годы ХХ века монастырь был закрыт, началось его расхищение и медленное уничтожение. В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырский собор.
В ближайшие годы в монастыре планируется восстановление соборного храма. Как и прежде собор будет располагаться в центре территории монастыря, но в отличие от своего предшественника будет выдержан в византийском стиле.
Собор рассчитан на 2500 человек, а также П — образные хоры на втором этаже. 6 приделов — 3 на хорах, 42 метра в длину. Собор планируется как летний. Зимой службы будут проходить в Покровском зимнем храме.
http://hram-tver.ru/index.php/khramy-goroda-tveri/utrachennye/2281-tver-vsemilostivogo-spasa-nikolaevskogo-malitskogo-monastyrya-sobor