Николаевский Малицкий монастырь имеет древнюю и чудесную историю. Он был основан между 1584-1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку – приток Волги. Название «Малицкий» должно было так же отличать этот монастырь от другого близлежащего Никольского монастыря, который находился до литовского разорения начала XVII в. на Мытицком ручье и называвшийся поэтому – «на Мытище». И вот здесь, окруженный почти со всех сторон высоким густым сосновым лесом располагался этот монастырь. Даже только его внешний вид переносил мысль всякого приезжего богомольца к векам, давно минувшим: когда ревнители благочестия и монашеских добродетелей – нестяжания, послушания и девства – оставляли города и веси, небоязненно селились в дремучих лесах, в соседстве с дикими зверями, для того, чтобы без всяких развлечений пещись о спасении души.
Сначала обитель была очень бедная.После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода. Безмятежная, хотя и убогая, жизнь монастыря продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара вся обитель сгорела. Но Господь, по молитвам преподобных отцов, не оставил иноков в такой скорби без утешения: среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. Хотя задняя сторона иконы была обожжена, лик святителя остался неповрежденным. Икона имеет размер 24,5 х 20 см., написана по наклеенному на доске холсту, по сторонам лика Святителя – небольшие изображения святых благоверных князей Бориса и Глеба. Такое чудо привело в радость все городские сословия Твери, как об этом пишет летописец, которые решили возродить обитель.
В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя. В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м, шириной 85 м, обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова.
К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного необщежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой. С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь. Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено.
В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет. В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима. Три года назад в северном крыле зияющего пустыми глазницами окон братского корпуса бывшего монастыря усилиями прихода блаженной Ксении Петербуржской была оборудована небольшая часовня. Обретена древняя чудотворная икона Святителя Николая. Теперь пришло время возрождать и монашескую жизнь. Богу нашему слава. Теперь монастырь снова восстанавливается. Постоянно происходят Богослужения. Недавно в монастыре была возведена звонница.
Статья с сайта Тверской епархии tver.eparhia.ru
Малицкий Николаевский монастырь, заштатный, при ручье Малице, в 6 верстах от Твери, приписанный к архирейскому дому. Основан в 1584 — 1595 годах. В монастыре находится образ святого Николая чудотворца, найденный после пожара в 1675 году среди пепла неповрежденным.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Иеромонах Николо-Малицкого монастыря Гурий, был в 1920 г. благословлён совершать богослужен ия в Смоленской церкви с. Выдропужск, т.к. там отсутствовал второй священник. По некоторым сведениям, Гурий так и продолжал служить до закрытия прихода в Выдропужске. Вместе с ним служил священник из г. Торжка Иоанн Соколов. Дальнейшая судьба обоих священников неизвестна.
Николо-Малицкий монастырь (официальное название – Николаевский Малицкий мужской монастырь) – православная обитель в деревне Николо-Малица, вблизи северо-западной границы города Твери, основанная в конце XVI века. В советское время монастырь был закрыт и почти полностью разрушен, возрожден в начале 2000-х г.г.
История монастыря уходит своими корнями в XVI век. Основанный на пустоши Шевякова между 1584 и 1595 г.г. во времена царствования Федора Ивановича, он получил свое название от речки Малицы, впадавшей в Межурку, приток Волги, и огибавшей обитель с севера. Со всех сторон монастырь был окружен сосновым лесом, частично сохранившимся до наших дней.
Первое время обитель была бедна. В смутное время она подверглась разорению от поляков, но постепенно трудами и молитвами немногочисленной братии начала возрождаться. Согласно данным тверских писцовых книг за 1627, 1628, 1685 г.г., хранящихся в Государственном архиве Тверской области, владения Николаевского Малицкого монастыря в XVII веке заметно расширились – вероятно, к нему были приписаны монашеские обители и земли, запустевшие в Смутное время. Тогда же рядом с монастырем возникла Малицкая слобода.
Изначально монастырь был посвящен святителю и чудотворцу Николаю, что имело для всей его истории важнейшее значение. В архиепископе Мир Ликийских, которого на Руси называли Угодником Божиим, видели само воплощение святости. Близость к Большой Московской дороге, пролегавшей южнее монастыря, привлекала к нему купцов, заезжавших сюда помолиться Николаю Угоднику, покровительствующему путешественникам, и порой делавших ценные вклады.
В 1675 г. во время сильного пожара монастырь сгорел дотла, спасти не удалось почти ничего. Но на пепелище монахи нашли неповрежденный образ небесного покровителя обители – Николая Угодника. Обгорела только задняя сторона иконы, лик святого остался нетронутым. Чудо, по сообщению летописца, обрадовало всех жителей Твери, было решено всем миром возродить обитель.
В 1676 г. на пожертвования Григория Дмитриевича Овцына, тверского дворянина и царского стольника, вместо уничтоженной пожаром деревянной церкви был выстроен каменный пятиглавый храм в честь Всемилостивого Спаса с теплыми приделами: святого Николая Чудотворца и иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Остальные строения были возведены из дерева, вокруг монастыря построили деревянную ограду. В монастыре возобновились службы. В 1683 г. скончался Г. Д. Овцын и, согласно завещанию, был погребен в Николо-Малицком монастыре рядом с Соборной церковью напротив придела иконы Богородицы «Одигитрия».
В 1742 г., в дни торжеств по случаю коронации Елизаветы Петровны, ближайшая подруга императрицы, статс-дама ее двора графиня Мавра Егоровна Шувалова, серьезно заболела во время следования по дороге из Петербурга в Москву и была вынуждена сделать остановку в Малицкой слободе. Доктор, знавший о том, что графиня ждет ребенка, не находил действенных средств лечения и опасался за жизнь обоих. Узнав о находившемся в Николо-Малицком монастыре чудотворном образе Святителя, графиня попросила, чтобы святыню доставили к ее постели и отслужили молебен. Она молила Николая Чудотворца о помощи и обещала перестроить деревянный монастырь в каменный. Вскоре после молебна наступило выздоровление, графиня благополучно доехала до Москвы, где родила сына, назвав его в честь Угодника Христова Николаем. Николаевский Малицкий монастырь с тех пор приобрел особое покровительство, ведь ставший его ктитором Петр Иванович Шувалов, супруг Мавры Егоровны, был генералом-фельдмаршалом, сенатором, президентом военной коллегии, являясь фактическим руководителем правительства императрицы. Во исполнение обета, данного графиней Шуваловой, с 1751 г. в монастыре началось каменное строительство в стиле «петровского» барокко, все работы велись на средства Петра Ивановича и Мавры Егоровны Шуваловых.
После реконструкции территория Малицкого монастыря приобрела вид четырехугольника 138,5 x 85 метров, обнесенного каменной оградой с башнями по углам, завершенными восьмиугольными деревянными куполами, увенчанными шпилями. К началу ХХ века ограду, башни и остальные каменные постройки обители покрыли железом. В одной из башен в восточной части монастырской стены была устроена келья. В центре монастыря стоял перестроенный Спасский собор, в плане имевший вид усложненного греческого креста, с двумя приделами – святителя Николая Чудотворца и святых праведных Захарии и Елизаветы. Восточнее соборного храма появился братский корпус. В южной части монастырской территории располагались настоятельские покои. Святые врата были надстроены двухъярусной колокольней, по сторонам от них построены церкви преподобного Петра Афонского и Покрова Пресвятой Богородицы. На колокольне было шесть колоколов, самый древний из которых датировался 1687 годом и весил 14 пудов, самый тяжелый колокол весом 126 пудов был отлит в 1743 г. и пожертвован обители графом и графиней Шуваловыми. В 1891 г. на монастырскую колокольню подняли новый колокол, отлитый на колокольном заводе Самгина в Москве и имевший вес 293 пуда. В целом именно во второй половине XVII в. Николо-Малицкий монастырь превратился в цельный архитектурный ансамбль. В первой половине XVIII в. здесь был посажен фруктовый сад.
Мавра Егоровна Шувалова скончалась 9 (20) июня 1759 г. и по завещанию была похоронена в склепе под южным приделом Спасского собора, в храме у святых ворот погребены ее сын и другие родственники. Среди семейных реликвий, переданных Шуваловыми в дар монастырю, были предметы большой культурной и исторической ценности разного времени.
Ежегодно с 1862 г. 9 мая (по ст. ст.) проходил крестный ход с иконой святого Николая Чудотворца в память избавления Твери от свирепствовавшей в 1860–1861 .гг. эпидемии холеры, в котором участвовали жители ближайших деревень и города Твери. Чудотворную икону переносили из Николо-Малицкого монастыря в Знаменскую церковь Твери, а с 1901 г. – в церковь Николая Чудотворца в Капустниках.
За пределами основной монастырской территории также имелись постройки, принадлежавшие обители. На северной стороне к теплому храму была пристроена каменная часовня, где стоял старинный иконостас с «древними» иконами. Еще одна часовня была выстроена в 800 м от монастыря, вблизи дороги на Санкт-Петербург, при ней имелись монашеская келья и деревянный сарай.
В 1886 г. открылась Николо-Малицкая церковно-приходская школа с четырехгодичным курсом обучения, где преподавали два учителя. По данным на декабрь 1916 г., в школе проходили обучение 38 мальчиков и 38 девочек из Николо-Малицкой слободы и деревень Старое Каликино, Новое Каликино, Брянцево, Сакулино, Черкассы. Деревянное, крытое железом здание школы отапливалось двумя голландскими и одной русской печами. Закон Божий преподавал настоятель Николаевского Малицкого монастыря архимандрит Даниил.
В 1901 г. рядом с обителью и на ее средства было построено здание церковно-приходского училища.
К началу ХХ столетия монастырь располагал многочисленными хозяйственными постройками, на его территории размещались изба для рабочих, баня, хлебный амбар, погреб, два сарая для лесоматериалов и дров, конюшня, сарай для телег, каретный сарай. За монастырской оградой также располагались принадлежавшие монастырю постройки: скотный двор с двумя избами, сараи для соломы и сена, рига с крытым гумном. Во владении обители находились мукомольная двухпоставная мельница на реке Малица в 2-х верстах от монастыря, свыше 520 десятин сенокосных, пахотных и лесных угодий. Только лесная дача монастыря имела площадь более 290 десятин. Кроме того, владения монастыря находились в пустошах: Рогачеве и Предтеченской (вблизи Предтеченской церкви Твери). Пахотную землю обрабатывали наемные рабочие. Мельница, пустоши и сенокосы сдавались в аренду. Из вышеперечисленного видно, что Николо-Малицкий монастырь вел активную хозяйственную деятельность, что было обусловлено его статусом. Обитель принадлежала к числу заштатных особножительных монастырей, поэтому была более зависима от изменений в экономической и общественной жизни России.
Перемены в Тверской губернии, произошедшие с началом Первой мировой войны, не обошли стороной и Малицкий монастырь. С сентября 1915 по август 1917 гг. в конюшнях и помещениях обители размещалось четвертое отделение Рижского общего конского запаса. На постое находилось от 40 до 240 человек ежедневно, за месяц здесь содержалось до 4 800 человек. С конца XIX в. до 1918 г. численность монастырской братии составляла от 8 до 10 человек. На начало 1918 г. штат монастыря состоял из настоятеля, четырех иеромонахов (один из которых исполнял должность казначея), двух иеродиаконов, одного монаха и двух послушников.
В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. монастырь продолжал вести хозяйство. 20 июля 1918 г. игумен Николо-Малицкого монастыря был уведомлен Брянцевским волостным исполкомом о том, что монастырь обязан уплатить в семидневный срок единый чрезвычайный продовольственный налог в сумме 1 000 рублей. Менее чем через полгода, 5 декабря 1918 г. от властей поступило еще одно уведомление об уплате налога в сумме 4 000 рублей.
Братия предпринимала попытки реорганизовать обитель в сельхозартель, однако разрешения на это не получила. Монахи не сразу оставили монастырь, какое-то время они проживали здесь как частные лица. Собор и другие постройки были отобраны, до 1929 г. действующей оставалась только Покровская церковь. Точная дата полного закрытия монастыря на данный момент остается неизвестной, это случилось, предположительно, в период 1929–1933 г.г. Неизвестной остается и судьба большинства братии. Ясно только, что обитель пополнила число новомучеников и исповедников российских.
После завершения церковной жизни помещения монастыря использовали под склады, общежития, Дом культуры. На его территории даже стали хоронить мирских людей.
Во время Великой Отечественной войны по деревне Николо-Малица проходила линия фронта, здесь шли кровопролитные бои за Октябрьскую железную дорогу. Большая часть архитектурного ансамбля Николаевского Малицкого монастыря была уничтожена немецкой бомбежкой: разрушены два храма, трапезная, колокольня, настоятельский корпус, большие повреждения получил собор. Сгорело и большинство малицких домов. Многие из вернувшихся сюда жителей остались без крова. Некоторые члены расположенного рядом колхоза «Нива» заняли кельи уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся стенах собора хранили рожь. Для обустройства своих домов люди использовали доски, двери, рамы – все, что было можно разобрать из монастырских строений.
В 1954 г. был взорван последний храм на территории монастыря – Покровский. От некогда величественного монастырского ансамбля остался только братский корпус, в нем располагалось общежитие для местных колхозников. В 1980-е г.г., после того, как колхозникам было предоставлено жилье, здание пустовало, с крыши сняли черепицу, вынесли окна и двери. К началу 1990-х г.г. от братского корпуса остался лишь кирпичный остов. Землю исторической территории бывшего Николо-Малицкого монастыря стали раздавать под индивидуальное жилищное строительство.
Начало возрождению монастыря положил игумен Юстиниан, первый настоятель возвращенной верующим в 1992 г. церкви Вознесения Господня в центре города Твери, ныне архиепископ, взявшийся вместе с прихожанами наводить порядок на монастырской территории. В Светлое Христово Воскресение 1 мая 1994 г. у стен полуразрушенного братского корпуса установили поклонный крест, игумен Юстиниан отслужил возле него молебен – первый после полувекового перерыва.
В конце 1990-х г.г. Тверской Союз православных мирян под руководством Сергея Дмитриева, являвшегося в ту пору депутатом Тверской Гордумы, приступил к восстановлению совершенно заброшенного братского корпуса. Сначала восстановили северную часть здания, в 2001 г. здесь была устроена часовня, освященная во имя святителя Николая.
На заседании епархиального совета 14 июля 2005 г. было рассмотрено обращение жителей Николо-Малицы к архиерею и принято решение назначить клирика собора Белая Троица иеромонаха Бориса ответственным за восстановление Николо-Малицкого монастыря. Первым делом часовня была преобразована в домовую церковь. Уже 20 августа в ней была совершена первая Божественная литургия. С тех пор богослужения в домовой церкви стали совершаться каждую субботу. В октябре 2005 г. силами неравнодушных людей территория монастыря была обнесена забором, к весне 2006 г. на территорию провели электричество. В том же году была зарегистрирована церковная община, благодаря статусу юридического лица появилась возможность организовать целенаправленный сбор средств и работы по воссозданию обители.
От идеи восстановления монастыря в прежнем виде пришлось отказаться. По мнению искусствоведов и историков, архитектурный ансамбль Николаевского Малицкого монастыря ко времени его упразднения включал в себя разностильные строения, складывавшиеся с конца XVII до начала ХХ вв. Полного описания и результатов обмера большинства разрушенных зданий не сохранилось.
В ту пору будущий настоятель монастыря побывал на Афоне и его не оставляло желание перенести частичку святогорского благочестия на тверскую землю. После долгих размышлений за основу первого монастырского храма было решено взять храм Святого Пояса Богородицы Ватопедского монастыря, размеры которого примерно совпадали с размерами церкви Покрова Пресвятой Богородицы Николо-Малицкого монастыря.
К середине 2008 г. архитектором Михаилом Будкиным был разработан проект будущего храма с использованием опубликованных планов церкви в Ватопеде. 4 сентября того же года состоялась торжественная закладка церкви в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, который совершил молебен.
В конце 2008 г. игумен Борис, ставший к тому времени наместником действующего Николаевского Малицкого монастыря, поселился в обители. Богослужения в монастыре с тех пор стали проводиться ежедневно. К этому времени был восстановлен братский корпус, построено здание трапезной, на втором этаже которой устроены кельи. В ноябре 2009 г. над куполом Покровской церкви был установлен крест. В мае 2010 г. завершилось строительство колокольни, вскоре была построена каменная ограда с четырьмя башнями. На средства благоустроителей в городе Бежецке были отлиты 15 колоколов.
1 июня 2012 г., в день Святой Троицы, в полностью построенной Покровской церкви была отслужена божественная литургия. Ранее, в 2010 г., по благословению архиепископа Виктора, из собора Белая Троица в Николо-Малицкий монастырь была возвращена главная святыня – чудотворный образ Святителя Николая.
http://www.bankgorodov.ru/sight/nikolaevskii-malickii-monastir
Весной 2016 года по восточной стороне Николаевского Малицкого мужского монастыря было начато строительство нового братского корпуса. 29 октября 2017 года после богослужений братия и прихожане имели радость присутствовать на установке купола и креста на главку домовой церкви братского корпуса, церкви в честь Преподобных Отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. Молебен и освящение креста совершил настоятель обители игумен Борис (Тулупов). Все было подготовлено и четко организовано – купол в мгновение ока взлетел и накрыл главку церкви. Крест поднимался на купол под пение всеми присутствующими «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…». Вот и свершился еще один важный этап в возрождении поруганной святыни.
По материалам сайта Николаевский Малицкий мужской монастырь