Один из немногих хорошо сохранившихся храмовых комплексов Костромской области, включающий церкви в стиле барокко и классицизма. Расположен на возвышенном месте, к юго-западу от села, от которого остался один дом. Около 1799 г. была построена церковь Николая Чудотворца с приделами Богоявления и Трифона Амафунтского, около 1822 г. — церковь Рождества Богородицы с приделами Ильи Пророка и Макария Унженского. Ограда с двумя воротами, вероятно, относится ко 2-й четв. 19 в. Церковно-приходская школа (?) сооружена, очевидно, в кон. 19 в. Все постройки комплекса сложены из кирпича. Комплекс занимает вытянутую по оси запад — восток территорию. В центральной Де части стоит церковь Николая Чудотворца, а в северо-западной — церковь Рождества Богородицы. С трех сторон, кроме восточной, территорию, имеющую с запада скругленные углы, ограничивает ограда, которую прерывают северные и южные ворота. В линии ограды в 1,5 м к востоку от северных ворот расположена церковно-приходская школа (?).
Церковь Николая Чудотворца (Богоявления Господня) — один из распространенных в провинциальном зодчестве кон. 18 в. типов храма, объемная композиция которого тяготеет к традициям допетровского зодчества, а барочный фасадный декор выполнен с использованием классицистических форм, получивших своеобразную местную интерпретацию. Церковь имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из собственно храма с апсидой, трапезной и колокольни. Основной объем представляет собой двусветный кубический четверик, четырехскатная кровля которого завершена пятиглавием. Пятигранная в плане апсида значительно уже и ниже храма, обширная двухпридельная трапезная, вытянутая по продольной оси здания, превышает его по ширине. Массивная, несколько тяжеловесная по пропорциям колокольня воспроизводит архаичную для своего времени форму аналогичных сооружений, распространенных в 17 столетии. Ее основанием служит невысокий четверик, несущий широкий восьмигранник яруса звона, завершенный приземистым шатром с небольшой главкой. Углы четверика храма, апсиды и трапезной закреплены фланкирующими пилястрами. По верху стен проходят профилированные карнизы, дополненные поясами сухариков. На храмовом четверике под карнизом помещен неширокий фриз с плоскими филенками. Боковые фасады храма имеют симметричную композицию в три оконные оси с арочным дверным проемом в центре.
Апсида освещается тремя окнами, расположенными на восточной и диагональных гранях. На северном и южном фасадах трапезной равномерно размещено по четыре окна. Все оконные проемы имеют лучковые перемычки и заключены в характерные для барокко рамочные наличники с ушами и замковыми камнями, дополненные над перемычками треугольными сандриками с сухариками. Широко расставленные восьмигранные барабаны пятиглавия, увенчанные шаровидными чешуйчатыми главами, оформлены карнизами с сухариками, тонкими угловыми пилястрами и ложными окнами с лучковыми перемычками. На центральном барабане грани, ориентированные по сторонам света, прорезаны световыми проемами. Четверик основания колокольни обработан на углах парными пилястрами, по которым раскрепован карниз с поясом сухариков, членящий его на два яруса. В нижнем ярусе на всех фасадах расположены широкие дверные проемы, плоскости фасадов глухого верхнего яруса декорированы треугольными фронтонами. Грани восьмерика колокольни с арками звона в верхней части оформлены огибающими лопатками; шатер прорезан тремя рядами небольших окон-слухов. В окнах храма сохранились первоначальные кованые волнисто-ромбические решетки, а над боковыми входами — остатки металлических зонтов 2-й пол. 19 в.
В интерьере четверик храма перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом с кольцом светового барабана в шелыге. Апсида, связанная с храмом тремя арочными проходами, имеет граненую конху с распалубками над окнами. В трапезной, сообщающейся с храмом широким дверным проемом, два столба с перекинутыми от стен подпружными арками организуют интерьер в виде трехнефного пространства. Центральный неф перекрыт крестовыми сводами, боковые — полулотковыми сводами с распалубками. Нижний ярус колокольни завершен плоским потолком. Лестница, ведущая на верхние ярусы, проложена в толще кладки юго-восточного пилона.
На стенах храма уцелели незначительные остатки клеевой живописи, по-видимому, первоначальной, но грубо прописанной мелом во 2-й пол. 19 в. В простенках между окнами второго света на боковых стенах читаются фигуры четырех евангелистов» в рост. Среди сюжетных композиций различимы сцены из жития Иоанна Предтечи, изображенные на северной стене, и «Несение креста» на южной. На восточном откосе южного дверного проема уцелели фрагменты надписи о поновлении живописи. В основании перекрытия храма проходит сложный! штукатурный карниз с рядами сухариков и пальметт, в уровне подоконников окон второго света — не столь развитый карниз с пальметтами. В перекрытии апсиды фрагменты масляной живописи нач. 20 в. отличаются примитивной манерой исполнения. На восточном лотке свода здесь помещено «Распятие», на северном — «Жертвоприношение Авраама», а на южном — «Моление о чаше».
В храме сохранилась основа первоначального классицистического пятичинового иконостаса шириной в девять прясел, покрытого тисненым позолоченным левкасом, образующим сложный ковровый узор. Иконостас имеет усложненную композиционную структуру с широкими, скошенными на углах выступами в средней части и на флангах. Два нижних яруса отделены от верхних ярусов карнизом с широким фризом, сохранившим остатки резных накладных деталей. Такой же карниз с небольшим полуфронтоном в центре завершает верхний ярус. Простенки нижнего яруса были украшены колонками, а в верхних ярусах — пилястрами. В алтаре на полу лежит верхняя часть замечательной классицистической напрестольной сени. В трапезной сохранились каркасы двухъярусных иконостасов 2-й пол. 19 в.
Церковь Рождества Богородицы характерна для сельского храмового зодчества 1-й четв. 19 в., в котором сочетаются черты раннего и зрелого классицизма. Компактная объемная композиция включает одноглавый четверик храма и примыкающие к нему более узкий алтарь с сильно скругленными углами и прямоугольную в плане поперечно вытянутую трапезную со скругленными углами. Восьмигранный глухой барабан храма несет луковичную главку с чешуйчатым металлическим покрытием. Перед западным фасадом трапезной по сторонам входного проема выступают небольшие фрагменты стен, сохранившихся от притвора. Фасады двусветного четверика в три оси проемов оформлены портиками с четырьмя трехчетвертными колоннами тосканского ордера и с треугольным фронтоном. Нижние проемы (средний входной) прямоугольные, верхние — квадратные. И те и другие заключены в рамочные наличники с клинчатыми замками. Окна второго света выделены массивными подоконниками и профилированными сандриками. Карниз фронтона украшен ступенчатыми зубцами, тимпан прорезан крупным полукруглым окном с веерным рисунком переплета. Стены алтаря расчленены пятью прямоугольными окнами (на скруглениях — ложными), заглубленными в более высокие, также прямоугольные ниши. На уровне подоконников они объединены полкой. В завершении проходят гладкий фриз и ступенчатый карниз с зубцами. В северо-восточном ложном окне помещена живописная композиция «Рождество Богородицы», над ним изображена корона, а над северным окном — херувимы. Симметричные трехоконные фасады трапезной в простенках обработаны лопатками. Прямоугольные проемы заглублены в ниши-четверти, а понизу объединены полкой. Стены трапезной завершены профилированным карнизом с двухступенчатыми зубцами.
Бесстолпный храм перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом, при этом значительно более узкие диагональные лотки опираются на тромпы. Широкий арочный проем соединяет храм с алтарем, перекрытым полулотковым сводом с распалубками над окнами. Более узкий проем ведет из храма в бесстолпную трапезную, имеющую срезанные восточные углы. Ее помещение завершено сомкнутым шестилотковым распалубками над окнами, восточным проемом и двумя нишами на западной стене.
В храме частично сохранилась масляная живопись кон. 19 в. В алтаре на своде изображен Дух Святой в виде голубя, на стене с юга от центрального окна — «Тайная вечеря», с севера — «Воскресение». Свод храма занимают четыре композиции: «Тебе Бога хвалим» (с востока), «Лик святых апостолов» (с севера), «Лик святых пророков» (с юга) и «Лик святых мучеников» (с запада). На южной и северной стенах четверика в простенках помещено по две фигуры святых в рост, в том числе Феодосий и Николай Чудотворец. Над входными проемами изображены атрибуты церкви, над окнами первого света — херувимы. Композиции алтаря и фигуры святых заключены в богато орнаментированные обрамления. В основании свода храма проходит тянутый профилированный карниз.
Ограда представляет собой глухую стенку, с внешней стороны разделенную на прясла лопатками, над которыми возвышаются квадратные в сечении столбики. Покрытые ленточным рустом прясла расчленены крупными арочными нишами. С внутренней стороны ограды — гладкая стена.
Южные и северные ворота имеют трехчастную композицию с высоким арочным проемом в центре. Ворота увенчаны луковичной главкой на постаменте, украшенном на углах волютами. Центральный проем с обеих сторон оформлен массивными приставными колоннами, а по бокам от него расположены квадратные в плане объемы с небольшими помещениями, перекрытыми коробовыми сводами. В северных воротах в эти помещения ведут прямоугольные проемы, а в южных — арочные. Ступенчатый карниз в завершении стен обогащен зубцами.
Церковно-приходская школа (?) — одноэтажная прямоугольная в плане постройка под двускатной кровлей, дополненная с юга выступом сеней с единственным входом в здание. Стены прорезаны окнами с лучковыми перемычками. Фасады имеют симметричные композиции: продольный северный в три окна, боковые в два. Ранее проемы обрамлялись профилированными штукатурными наличниками. Внутри основное пространство занято единым помещением.
Лит.: Беляев, 1863, с. 254; ИИАК, 19091 с. 271, № 724; Баженов, 1911, с. 337; Белоруков, 2000, с. 9. https://geocaching.su/?pn=101&cid=22288