Николай Никитич Никонов: мастер русского стиля #наши_зодчие
Архитектор Никонов не так известен широкой публике, как, к примеру, Расстрелли или Монферран, но он внёс не меньший вклад в облик имперского Петербурга (хоть и не все его строения дожили до наших дней). Николай Никонов родился 8 апреля 1849 года в крестьянской семье в деревне Онофрево Пошехонского уезда Ярославской губернии. В октябре 1872 года был принят вольнослушателем в Академию художеств. Однако, посещал он эти занятия нерегулярно и в 1881 г. был из Академии исключен. Несмотря на это, Никонов стал заниматься строительной деятельностью и весьма преуспел в этом. Архитектор-самоучка, благодаря природной одаренности и настойчивости он сумел добиться больших успехов: стал помощником архитектора И.Монигетти, а затем получил право на производство строительных работ и звание архитектора.
Никонов стал лучшим представителем и выразителем так называемого «русского стиля», поиски которого шли начиная еще со времен Николая I. Несмотря на то, что традиционно в храмовом зодчестве было принято обращаться к византийскому стилю, Никонов опирался в своем творчестве на историческое наследие русской архитектуры 14-17 веков и творческие приемы народного зодчества, особенно в декоративном оформлении. Пристрастие к яркому, насыщенному колориту заставило Никонова обратиться к технике полихромной поливной керамики, успешно использовавшейся древними русскими мастерами.
Никонов является автором множества красивейших церквей в неорусском стиле. В частности, это церковь Покрова на Боровой (ныне восстанавливается из руин) и Троицкая церковь на Николаевской улице (Марата, разрушена в 60-е), Шестоковская Грузинская церковь и Иоанновский женский монастырь на Петроградской стороне. Особняком стоит его шедевральная работа в Зеленогорске – храм Казанской иконы Божией матери.
Помимо религиозных, у Никонова множество красивейших гражданских построен. В их числе знаменитый дом-пряник на Колокольной улице, доходный дом Басина на площади Островского, дом подворья Боровой церкви и другие. Кстати, помимо работ в столице империи, у Косякова есть ряд храмов в сёлах в Петербургской области – в частности, храм Троицы в селе Пенино.
В общем, великий был архитектор! В его заслугах – очень качественное воплощение русского стиля в архитектуре, возвращение к корням.