Николай Ефимов: мастер русско-византийского стиля в тени у Тона #наши_зодчие
Самым известным мастером русско-византийского стиля по праву считается Константин Тон, автор храма Христа Спасителя в Москве. Однако в его тени остаются многие не менее талантливые зодчие, творившие в похожем стиле. Среди них уроженец Курской губернии Николай Ефимов.
Ефимов, вероятно, был незаконнорожденным, поскольку воспитывался в доме курского помещика, отставного офицера Е. Г. Заплатина. Мальчик оказался талантливым и рано проявил способности к рисованию, поэтому приёмный отец в 1806 году привёз его в Санкт-Петербург, определил в Императорскую Академию художеств. Последние шесть лет Ефимов изучал архитектуру, а его рисунки и гравюры были отмечены четырьмя серебряными медалями. В 1821 году он окончил академию с большой золотой медалью.
Первый практический опыт юный архитектор получил в 1826 году, когда его направили для изучения и обмеров обнаруженного в 1824 году фундамента Десятинной церкви в Киеве — первого каменного храма на Руси. Ефимов не только определил размеры и конфигурацию фундамента церкви, но и разработал проект воссоздания храма в «византийском стиле» соответственно представлениям своего времени. Но императору Александру I проект не понравился и строительство церкви поручили архитектору В. П. Стасову. После этого Ефимов много путешествовал и делал зарисовки старинных русских церквей Новгорода, Владимира и т.д. Изучал он архитектуру и за границей, особенно в Италии.
Архитектурное творчество Н. Е. Ефимова началось с работ по восстановлению интерьеров Зимнего дворца после опустошительного пожара 1837 года. Работами по поручению императора руководил архитектор В. П. Стасов, а Ефимов стал его главным помощником. Первая самостоятельная работа зодчего — фасады Шуваловского дворца на набережной р. Фонтанки (1844—1849). Схожим образом, в стиле неоренессанса, которым он вдохновился во время поездки по Италии, были оформлены фасады здания Городской думы в Санкт-Петербурге (1847). Одна из самых известных работ архитектора — два симметрично расположенных дома, завершивших оформление одной из главных площадей — Исаакиевской площади в центре Санкт-Петербурга: Дом Министерства Государственных имуществ (1847—1850) и Дом министра Государственных имуществ (1847—1853). Но также архитектор прославился как автор, работающий в русско-византийском стиле: его авторству принадлежит Воскресенский собор Новодевичьего монастыря и Никольская единоверческая церковь (обе постройки располагаются в Петербурге). Строил зодчий не только в столице: в частности, он построил гостиный двор в Орле и институт благородных девиц в Нижнем Новгороде.
Ефимову пришлось работать недолго, всего одно десятилетие. Он не был женат и не имел детей. Неожиданная смерть настигла его на 51-м году жизни. Похоронили архитектора в Санкт-Петербурге, возле его последней постройки, на кладбище Новодевичьего монастыря.