Николаевский мужской монастырь в Верхотурье

Верхотурье стало центром православия для всего Урала и Сибири благодаря Свято-Николаевскому монастырю — первой православной обители за пределами европейской части страны. Если Троицкий собор являлся ровесником города, то монастырь его моложе лишь на несколько лет. Он был основан в 1604 году, после того как за два года до этого иеромонах Иона, родом из Пошехонья, обратился с челобитной к Борису Годунову об устроении монашеской обители в новом городе. Из Москвы последовало разрешение, но средств не хватало, поэтому строительство затягивалось, и отцу Ионе даже приходилось лично ездить к царю в Москву с просьбой о помощи. Наконец, удалось поставить небольшой деревянный храм, освящённый во имя святителя Николая Мирликийского, и несколько келий. В монастыре потекла тихая молитвенная жизнь. К сожалению, о первом веке его истории почти ничего неизвестно, так как пожары уничтожили все монастырские архивы. Однако можно предположить, что обитель росла и развивалась вместе с городом, для которого ХVII век стал поистине «золотым». Главное же событие в истории монастыря случилось ровно через сто лет после его основания…
В начале ХVIII века обитель обрела «своего» святого, который провёл свою жизнь в миру, однако после смерти явился небесным заступником всего Урала. Мощи святого праведного Симеона Верхотурского были торжественно перенесены в Николаевский монастырь из Меркушина в 1704 году и с тех пор считались главной его святыней, привлекавшей в обитель множество паломников. В 1716 и 1762 годах почти все деревянные строения Свято-Николаевского монастыря сгорели в результате сильнейших пожаров, которые нередко случались в этом деревянном городке. Стоит сказать, что рака с мощами праведного Симеона пребывала целой и невредимой несмотря ни на какие катаклизмы природы. К началу ХХ века число желающих поклониться мощам праведного Симеона выросла настолько, что небольшой собор обители уже не мог вместить всех желающих. После празднования 300-летия основания монастыря и 200-летия перенесения мощей святого, в 1905 году был торжественно заложен огромный Крестовоздвиженский собор, ставший третьим по вместимости молящихся в России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Освящение собора состоялось в 1913 году — отныне мощи святого Симеона пребывали в этом новом храме. Но уже близилась революция, приведшая к братоубийственной войне. С провозглашением советской власти в Верхотурье территорию монастыря заняли красноармейцы. Монахов мобилизовали и отправили рыть окопы.
Время тяжёлых испытаний породило во всей стране много новомучеников. Их ряды пополнили и расстрелянные большевиками иеромонахи верхотурского Николаевского монастыря Иакинф, Каллист и Аполлинарий. Уже в 1990-е годы Церковь канонизировала их в лице преподобномучеников. В 1925 году Свято-Николаевский монастырь был окончательно закрыт и вскоре превращён в колонию для несовершеннолетних. Мощи праведного Симеона 30 мая 1929 года передали Тагильскому музею антирелигиозной работы, их выставили в одном из залов в целях атеистической пропаганды. Но результат оказался прямо противоположным — люди приходили в музей и молились перед святыми мощами прямо в нём. В 1935 году в журнале «Советское краеведение» был опубликован материал о состоянии этой музейной экспозиции: «слабо оформлен и антирелигиозный аспект в музее. Когда заходишь в комнату, где выставлены остатки костей «нетленного» Симеона Верхотурского, невольно чувствуешь, что вошёл в какую-то молельню. Здесь собрана вся священная утварь, паникадила, громадное Евангелие. Во всей системе этой выставки нет ничего антирелигиозного». После публикации этого материала директор музея был арестован, а мощи в конце 1935 года передали в Уральский антирелигиозный музей, располагавшийся в Ипатьевском доме. После расформирования фондов музея 7 октября 1946 года мощи Симеона передали в запасники Областного краеведческого музея. Лишь 11 апреля 1989 года мощи вернули РПЦ и поместили сначала в свердловском храме Всемилостивого Спаса, а 25 сентября 1992 года основную часть перенесли крестным ходом в Верхотурский Николаевский монастырь, в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздвиженский собор.
Сейчас в Николаевской обители нет и следа былой разрухи, все здания отреставрированы. Как и до революции, количество паломников растёт с каждым годом, и Верхотурье постепенно возвращает себе статус духовного центра Урала. Никольский собор, бывший главный храм обители, был разобран на кирпич в 1936 году. При возрождении монашеской жизни встал вопрос о восстановлении храма. Дело в том, что в монастыре имелся огромный Крестовоздвиженский собор, где несколько предреволюционных лет почивали мощи праведного Симеона Верхотурского. То есть, с чисто практической точки зрения, необходимость восстановления Никольского храма не представлялась слишком уж насущной. В конце концов приняли решение возвести на месте Никольского собора небольшой Никольский храм с повторением некоторых архитектурных черт уничтоженного собора — в некотором смысле мемориальный, как напоминание о былом. Этот изящный храм с фаянсовыми иконами на фасаде, освящённый в 2004 году, стал подлинным украшением монастыря.
Крестовоздвиженский собор, выстроенный в неовизантийском стиле, громаден, но его масса удивительным образом не давит; внутри посетителя настигает ощущение лёгкости, воздушности, светоносности пространства. Разумеется, размеры превращают соборный храм в архитектурную доминанту монастыря. Левее алтаря под большой сенью в соборе, как и сто лет назад, покоятся мощи праведного Симеона Верхотурского, а рядом с ними на столике лежит толстая книжка, куда всякий получивший помощь святого заносит свою историю. Особенно много в ней имён маленьких детей, рождённых по молитвам святого Симеона.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?