Николаевский Крупицкий Батуринский монастырь в Осиче

По преданию, монастырь основан в древности, на месте явления иконы свт. Николая Мирликийского, и поначалу стоял на полкилометра западнее нынешней усадьбы. Предание также гласит, что иноки и окрестные жители, укрываясь в обители при нападении «татар», утоляли голод чудесно ниспавшими с неба крупами, отчего монастырь и прослыл Крупицким в 1767 году архимандрит Варсонофий утверждал, что те крупы «хранимы были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы». Рассказ о чуде записал, в XIX веке или ранее лист с записью был утрачен, в принадлежащем обители напрестольном Евангелии свт. Димитрий Туптало, бывший здесь в конце XVII века настоятелем в сане игумена, а позже ставший митрополитом Ростова Великого. В монастырском синодике конца XVII века и конца XIX века, после революции находился в Конотопском краеведческом музее, в 1937 году часть книги отделена и передана в Черниговский исторический музей, свт. Димитрий отметил, что, «по давнем места сего опустении», в пределах будущей новой усадьбы обители долго жила пустынницей инокиня Макрина, после которой здесь поселились иноки.
С 1633 года документы указывают имена настоятелей монастыря. Видным подвижником был настоятель игумен Исаакий Григорович. Он управлял обителью в 1669-1672 годах. Затем принял схиму и оставался наставником братии до самой кончины в 1677 году. В надгробной эпитафии о. Исаакию, составленной свт. Димитрием, есть слова: «Душа его со святыми обитает, тело же его нетленно в сем месте пребывает», нетленность тела игумена подтвердилась в начале XIX века при ремонте входа в погребальный склеп.
В 1679-1681 годах в числе братии монастыря подвизался в сане иеромонаха свт. Димитрий Туптало, будущий митрополит Ростовский, знаменитый проповедник и писатель, приглашенный гетманом Украины Иваном Самойловичем в соседний с обителью город Батурин, служивший гетманской резиденцией.
В 1680-1681 годах в монастыре был окончен и освящен каменный 5-главый Свято-Николаевский собор. Он сооружался на средства генерального судьи Украины Ивана Домонтовича, который вскоре почил и был погребен в соборе. Архитектура храма была выдержана в стиле украинского барокко.
На 1682-1683 годы приходится 1-й из 2-х периодов настоятельства свт. Димитрия Туптало в Крупицкой обители. Возведенный в 1681 году в сан игумена, подвижник был назначен на должность настоятеля Максаковского монастыря на Черниговщине, а в 1682 году переведен на ту же должность в Крупицкий, но в 1683 году оставил управление братией ради уединенной жизни в стенах обители. В 1684 году настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам, зная благочестие и таланты свт. Димитрия, предложил ему составить новый свод житий святых Православной Церкви. Подвижник согласился, переехал в Лавру и приступил к работе.
В 1685 году в Крупицком монастыре проживал епископ Гедеон. Притесняемый католическими властями Польши, он оставил находившуюся в их землях Луцко-Острожскую епархию Правобережной Украины и в 1684 году прибыл в Киев, а после временного проживания в Крупицкой обители стал в 1685 году митрополитом Киевским.
1686-1692 годы явились 2-м периодом игуменства свт. Димитрия в Крупицком монастыре. В 1686 году подвижник вновь принял на себя, по убедительной просьбе митрополита Гедеона и гетмана Самойловича, управление Крупицкой обителью. Не оставляя при этом работы над «Житиями», свт. Димитрий, по его собственным словам, к середине марта 1688 г. «написал житий святых месяцев шесть». В 1689 году типография Лавры издала 1-й том «Житий». В том же году подвижник совершил поездку в Москву, где объяснил некоторые места в изданных «Житиях», вызвавшие сомнения у патриарха. Желая уделять «Житиям» больше времени, в 1690 году свт. Димитрий удалился в скит монастыря на месте древней Крупицкой обители, в 1691 году выстроил там для себя новую келью и в 1692 году повторно оставил игуменство. В 1693 году подвижник уже дорабатывал 2-й том «Житий», а в 1694 году был назначен на должность настоятеля монастыря свв. апп. Петра и Павла в городе Глухове.
13 января 1691 года свт. Димитрий торжественно перенес из Батурина крестным ходом в обитель частицу мощей св. вмц. Варвары. По преданию, мощи св. Варвары принесены в Киев из Византии. Они лежали в Свято-Михайловском Златоверхом монастыре, построенном в начале XII века. В 1651 году 2 частицы мощей испросил у киевского духовенства литовский гетман Ян Радзивилл, взявший город во время войны против Богдана Хмельницкого. Одну частицу Ян отослал епископу Виленскому Георгию Тишкевичу, другую отдал жене Марии. После смерти Марии 2-я частица принадлежала митрополиту Киевскому Иосифу Нелюбовичу-Тукальскому, который оставил ее в своей временной резиденции в Каневе. После смерти владыки Иосифа святыню перенесли в Батурин, где с 1669 года проживали гетманы Украины и поместили в казенной палате. Там, по выражению св. Димитрия, частица хранилась, «аки под спудом». По просьбе игумена, гетман Иван Мазепа позволил перенести святыню в монастырь, что и было сделано при большом стечении народа. Так как перенесение состоялось во вторник, свт. Димитрий установил в обители обычай читать по вторникам акафист св. Варваре. Старинное описание монастыря добавляет: «На деревянной доске, находящейся при мощах, изображено 9 чудес, совершившихся по перенесении мощей в обитель».
Подводя итог трудам свт. Димитрия в Крупицкой обители, ее старинное описание гласит: «Вообще время настоятельства св. Димитрия в Батуринском монастыре было самое счастливое для сего монастыря. Одаренный царскими щедротами, этот монастырь находился тогда в цветущем состоянии. Высокие добродетели монашествующих и их настоятеля привлекали много поклонников, делавших многие пожертвования». К счастью, история сохранила изображение обители рубежа XVII-XVIII веков – это рисунок на заглавном листе монастырского синодика конца XVII – XIX веков, часть книги с этим рисунком хранится в Конотопском краеведческом музее, см. Предание.
В литературе иногда встречается утверждение, что с Крупицким монастырем тесно связана судьба еще одного известного деятеля эпохи барокко, а именно: некоторые авторы называют обитель местом кончины Адама Зерникау – архитектора и богослова, немца по происхождению, работавшего в Украине в конце XVII века и окончившего земную жизнь в православном иноческом чине; однако существует также предположение о кончине Зерникау в Киево-Печерской Лавре, а дневник генерального хорунжего украинской армии Николая Ханенко называет местом кончины зодчего Невский монастырь Новгородской епархии.
В 1708 году обитель разорило российское войско, взявшее Батурин штурмом после перехода гетмана Ивана Мазепы на сторону шведов в войне между Россией и Швецией. Старинное описание гласит, что в нем «колокольня, настоятельские и братские келлии, гостиный двор разрушены были до основания за то только, что назывался Батуринским».
В 1709-1712 годах обителью управлял игумен Иларион, в миру Иван Мигура, известный украинский гравер. В 1744 году российская императрица Елизавета Петровна внесла пожертвование на ремонт Свято-Николаевского собора. В 1746-1749 годах ветхий деревянный храм свт. Николая в скиту заменили новым, также деревянным; к 1859 году он оставался единственной постройкой скита; рядом показывали курган, где, по преданию, явился образ свт. Николая, и фундаменты 3-комнатной кельи, которую воздвиг для себя свт. Димитрий в 1691 году.
В 1-й половине XIX века большинство основных построек монастыря заменили каменными, но сердцем их преображенного ансамбля остался Николаевский собор. После революции 1917 года обитель закрыли. В советское время часть монастырских сооружений, включая собор, разобранный на кирпич, и деревянный храм скита, были утрачены. В 1999 году на территории обители началось обустройство женского монастыря.
Основная территория обители образует в плане сужающуюся с севера на юг трапецию, окаймленную новой кирпичной оградой. В юго-восточном углу ограды устроены святые врата монастыря, обращенные на юг – к переправе через реку. На основной территории сохранились 3 старинные сооружения: колокольня, теплый храм Преображения Господня и келейный корпус, бывший когда-то настоятельским. Все они возведены в XIX в. и являются каменными. Там же расположен игуменский корпус – обложенный кирпичом деревянный домик советского времени. С северо-запада к основной территории примыкает огороженный хозяйственный двор.
Ограда основной территории с круглыми башенками и находящиеся в ее юго-восточном углу Святые врата, арочный проезд с 2-мя боковыми калитками, сооружены в 2005-2006 годах. Прежняя каменная ограда начала XIX века утрачена в советское время.
Колокольня со сквозными воротами в 1-м ярусе находится в центре северного участка ограды. Сооружение имело непростую историю. В 1823-1825 годах из оставшегося после разорения 1708 года кирпича возвели 2-ярусную колокольню. Сложенная, в основном, без извести, при скудных средствах, она оказалась непрочной в момент, когда управлявший монастырем в 1853-1870 годах игумен Августин решил произвести надстройку. Поэтому колокольню разобрали и выстроили по-новому. Теперь колокольня – 3-ярусная, для колоколов предназначен средний ярус. В ее архитектуре сплелись черты украинского барокко, классицизма и псевдорусского стиля.
Посреди обители расположен храм Преображения Господня; при изначальной постройке в 1803 году здание объединяло под одной кровлей церковь и трапезную; в 1858 году его расширили, удалив стену между собственно храмом и помещением трапезной: к тому времени в монастыре была построена новая трапезная, не сохранившаяся до наших дней. Здание образует в плане букву «Т», «ножка» которой направлена на восток. Западный, южный и северный фасады имеют по центру 4-колонные портики с лоджиями в стиле классицизма. Восточная часть здания увенчана декоративной главой – круглым в плане «барабаном» большого диаметра с шлемовидным куполом, «фонариком» и маковкой, глава надстроена в 2002 году взамен утраченного в советские годы аналога.
Юго-западнее Преображенской церкви расположен вытянутый с севера на юг 1-этажный келейный корпус 1830-х годов постройки; в центре восточного фасада здания сохранился характерный для классицизма портик с колоннами.
Севернее келейного корпуса и северо-западнее Преображенского храма находится домик игумении – обложенное в 2005 году кирпичом деревянное строение 1961 года, изначально – жилье учителей сельской школы, которая занимала келейный корпус.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?