Николаевский дворец на площади Труда – трехэтажная великокняжеская резиденция с интересной историей. На сегодняшний день это штаб-квартира Федерации профсоюзов Петербурга и области, музей и место проведения торжественных мероприятий.
Николаевский дворец – уникальная по своей архитектуре парадная резиденция с богатой, более чем вековой историей. Выстроенный в стиле неоренессанс, он стал доминантой площади и превратил полузаброшенную окраину столицы в оживленный район. Сегодня во дворце находится Совет Федерации профсоюзов. Также часть помещений используется под аренду, остальные занимают офисы.
Приказ о возведении дворца отдал еще император Николай I. Здание задумывалось как резиденция для его сына великого князя Николая Николаевича. Оно должно было стать образцом самого современного на тот момент высокотехнологичного строительства.
Полузабытая окраина кажется не самым удачным местом для сооружения дворца. В то время там располагались казармы для моряков, подсобные строения и склады Адмиралтейской верфи. Однако после открытия Благовещенского моста 12 октября 1850 г., связавшего Благовещенскую площадь с центром, Английская набережная стала любимым местом прогулок высшего общества. Первая постоянная переправа и определила место в глубине Благовещенской для строительства будущей парадной резиденции.
Строительство Николаевского дворца
Официальная церемония закладки состоялась 21 мая 1853 г. Амбициозный проект дворца доверили именитому архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Он работал в популярной тогда эклектике и считался лучшим специалистом по созданию не только красивых, но и удобных зданий. К тому же ранее он уже трудился над княжеским домом – Мариинским дворцом.
В основание здания положили ковчег с золотыми и серебряными монетами, а также памятную доску в честь знаменательного события.
Сооружение предполагалось по-настоящему уникальным. Оно включало жилую часть, манеж в арабском стиле, конюшню и помещения для прислуги в отдельном флигеле. Николай Николаевич был известным любителем лошадей, занимался сельским хозяйством и охотой. Все эти увлечения нашли свое отражение в проекте, предложенном Штакеншнейдером.
Кроме того, по проекту дворец оснащался водопроводом, канализацией, телеграфной связью, высокоэффективной системой отопления и громоотводом. В здании был построен гидравлический лифт с кабиной, отделанной красным деревом. Всего оно раскинулось на участке почти в 2 гектара. Высота Николаевского дворца составила три этажа.
Факт:
С первым в городе лифтом связан и первый несчастный случай. 22 ноября 1868 г. кабина в Николаевском дворце сорвалась с высоты и упала, пробив мраморный пол. В тот момент в ней находилась княгиня Татьяна Потемкина. Получив серьезные травмы, она чудом осталась жива.
Строительство Николаевского длилось дольше всех княжеских дворцов и заняло 8 лет с перерывом на Крымскую войну, которая началась в 1853 г. После ее окончания в 1856 г. работы над резиденцией продолжились. Открытие с последующим освящением Николаевского состоялось в конце 1861 г. С этого момента во дворце проживал великий князь Николай Николаевич с супругой Александрой Петровной и их детьми.
Известный своей страстной любовью к лошадям великий князь Николай часто устраивал в манеже конные выставки. Там же регулярно показывались публике породистые собаки и племенной скот. В самом дворце его супругой проводились балы и костюмированные вечера.
Вторая жизнь Николаевской резиденции
Семейная жизнь Николая Николаевича продлилась недолго. После обвинения в неверности его супруга вынужденно уехала из Петербурга, и обосновалась в Киеве. Хотя брак формально не расторгался, князь Николай встретил новую любовь – балерину Екатерину Числову. Всех детей, появившихся в этом союзе, он признал и пожаловал им дворянский титул. После смерти Николая Николаевича в 1891 г. дворец отошел наследникам и вскоре был продан в казну за долги.
В 1894 г. по указу императора там открыли женский институт. Событие приурочили к свадьбе княгини Ксении, дочери Александра III, а заведение получило название в ее честь – Ксениинское. Торжественное мероприятие лично посетил великий император Николай II Александрович.
Образование в стенах дворца женского института потребовало его перепланировки. Над ней трудились знаменитые архитекторы Р.А. Гёдик и И.А. Стефаниц. В нижней части института устроили канцелярские и жилые помещения для преподавателей, в верхней строились классы, кабинеты рисования и рукоделия. Конюшню дворца переоборудовали в столовую, а манеж переделали под спальни. Изменения не коснулись только парадных залов. Институт в обновленном дворце открылся 25 марта 1895 г.
От уже действующего Смольного его отличало меньшее количество специальностей, а также особый контингент воспитанниц. Здесь обучались только полусироты из дворянских семей. Были предусмотрены казенные места и оплачиваемые за счет родителей. Образование в институте было направлено на получение девушками преимущественно прикладных навыков и подготовке к ручному труду. Исходя из того, что далеко не каждой удастся составить хорошую партию и стать обеспеченной, их обучали счетоводству, бухгалтерии, рукоделию, работе по дому. В отличие от воспитанниц Смольного в Ксениинском институте они сами чинили одежду, заправляли постели, дежурили на кухне, занимались домашним трудом. Последний выпуск состоялся 4 марта 1918 г. В то время институт уже был эвакуирован из дворца в связи с революционными событиями.
После революции
В 1917 г. бывший дворец передали Петроградскому Совету профессиональных союзов. В результате он получил новое имя – Дворец Труда. Аналогичное название дали и Благовещенской площади. В 1918 г. на месте домового храма дворца открывается фотогалерея, посвященная Героям Социалистического труда. Позже в помещениях Николаевского обосновалась типография, печатавшая «Вестник профессиональных союзов» и газету «Труд», появился Народный Университет и Центральная Библиотека.
Во время Великой Отечественной на его территории разместился госпиталь, а уже в 1942 г. дворец вновь заняли профсоюзы. С 1945 по 1950 гг. в Николаевском проводилась реставрация. Здание дворца сильно пострадало от обстрелов, предстояло восстановить наружную и внутреннюю отделку, заменить коммуникации. Полностью фасады отремонтировали только в 1975 г.
В 1962 г. в помещениях на площади Труда открыли Дворец культуры Леноблсовета профсоюзов. Вновь начала действовать галерея с фотографиями передовиков производства и ударников социалистического труда.
Архитектура Николаевского дворца
Создавая свой проект, Штакеншнейдер отдал предпочтение приемам итальянского ренессанса. В то время эклектика только входила в моду, и новый дворец выгодно выделялся на фоне окружающей застройки.
Перед фасадом Николаевского располагалась открытая площадка – Парадный двор, позволявший в деталях рассмотреть облик здания и его общий план. По периметру сквер окружала ажурная кованая решетка. Восточную часть дворца украшала уникальная домовая церковь.
Факт:
Для отделки Вестибюля использовался камень, оставшийся от строительства Исаакиевского собора.
На нижнем этаже Николаевского находились детские, гостевые и спортивные комнаты.
На второй этаж уводила Парадная лестница, украшенная художественными полотнами. В бельэтаже дворца находились столовая и несколько гостиных, украшенных лепниной и панно. Особого внимания заслуживали двусветные залы – Банкетный и Танцевальный. Высота потолков дворца в них составляла 17 м. Помещения украшали скульптуры, а мебель создавал знаменитый мастер Андрей Тур, основной поставщик интерьерного убранства императорской семьи.
Апартаменты княжеской семьи находились в восточной части дворца. Попасть в них можно было с главной лестницы или через сад. Там же располагались Приемная, Бильярдная, Штандартная, помещение личного адъютанта князя Николая Николаевича и Кабинет. Комнаты были богато украшены. Стены украшены анималистической росписью с лошадьми, которых так любил Николай Николаевич. Сразу за комнатами великого князя начинались покои его жены: Опочивальня, Уборная, Будуар и Зимний сад.
Манеж, хоть и стоял отдельно, был частью дворца и соединялся с ним переходом. В нем также предусматривались две комнаты для обслуги.
По мере взросления наследников дворец подвергся небольшой перепланировке. В конце 1880-х на первом этаже не только выделили личные покои для сыновей великого князя Николая, но и открыли Красную и Мавританскую гостиные, Турецкую и Оружейную комнаты, а также другие залы.
Домовая церковь
Над Николаевским дворцом возвышается хорошо заметная луковичная главка с православным крестом. На строительстве домовой церкви настаивал сам великий князь Николай, желая видеть ее по подобию храма Всемилостивейшего Спаса-на-сенях в Ростове Великом. В результате она заняла центральное место всей архитектурной композиции дворца и стала единственной среди домовых церквей всех княжеских резиденций, попасть в которую можно было прямо с главной лестницы.
Открытие состоялось 24 октября 1863 г. Освятили ее в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В помещении могло одновременно находиться до 60 человек. Работал над проектом Константин Андреевич Тон, великий храмовый зодчий, автор Екатерининского собора в Царском Селе, Большого Кремлевского дворца и других знаменитых архитектурных сооружений.
Двусветная церковь Николаевского полностью повторяет стиль дворца и выполнена в духе неоренессанса. Ее украшала звонница с семью колоколами и искусная византийская роспись внутренних стен, выполненная Людвигом Тиршем. Окно над алтарем включало уникальный витраж, созданный из цветных стекол и драгоценных самоцветов.
Позднее в 1872 г. под солеей и алтарем спроектировали крипту. Работал над ней Федор Семенович Харламов, знаменитый архитектор, трудившийся среди прочего над интерьерами русских храмов в Иерусалиме. Церковь дворца стала копией крипты Гроба Господня и использовалась для хранения святынь. Там же каждую неделю служили молебен.
Позже к церкви Николаевского дворца добавили приделы в честь великомученицы Варвары и апостола Петра. Среди святынь значились камни с Голгофы, нательный крест князя Николая Николаевича с частичкой Креста Господня и частица мощей святой мученицы Александры.
Церковь Николаевского дворца сильно пострадала в советское время. Купол и крест уничтожили, двусветный зал разделили на два уровня, вбив крепления для бетонных перекрытий прямо в стены с уникальными росписями. На месте алтаря установили бюст Ленина и открыли красный уголок. Убранство практически полностью уничтожили. До наших времен сохранился только мраморный резной аналой и незначительная часть росписей.
Богослужения в церкви Николаевского дворца возобновились лишь в 1999 г. Но только в 2011 г. началась масштабная реставрация. Утраченный купол над дворцом удалось восстановить всего за 4 месяца упорного труда. В работе использовались архивные данные КГИОП, что позволило в точности воссоздать его внешний облик.
Николаевский дворец сегодня
Путем долгого и кропотливого труда реставраторам удалось частично воссоздать отделку интерьеров. Однако большая часть убранства дворца была безвозвратно утрачена в годы революции и Великой Отечественной войны. Позже она восстанавливалась с нуля по фотографиям, документам и письменным свидетельствам.
Ныне в помещениях Николаевского расположился Совет Федерации профсоюзов города и области, часть площадей отдано под офисы, отдельные залы используются в коммерческих целях. В полукруглом зале дворца дают концерты, проходят популярные в России фольклорные шоу «Почувствуй себя русским» и «Русские Музыкальные Сезоны», прочие мероприятия.
В Малой гостиной, Охотничьем зале и ряде других помещений Николаевского дворца можно отметить семейное торжество, организовать фуршет, провести презентацию или корпоративное мероприятие.