В жалованной грамоте 1556 года, данной царём и великим князем Иваном IV Васильевичем Грозным, игумену Кирилло-Белозерского монастыря Матфею, на все владения, приобретённые в XV веке, сообщается: «Кириллу игумену в монастырь дал Ондрей Федоров по себе, и по своей жене и по своих детех Судебские пожни да на Шексне поля». Согласно этому документу, первые монастырские владения в Судбицах появились ещё при его первом игумене, преподобном Кирилле Белозерском, то есть в период с 1397 по 1427 год.
В начале XV столетия, в Судбицах, на правом берегу Шексны, была основана Николаевская мужская пустынь. Имя основателя монастыря – неизвестно. Письменных сведений о Николаевской Судбицкой пустыни практически не сохранилось. Вероятно они были утрачены в начале XVII века, во время Польско-Литовского разорения.
На картах конца XV в. и середины XVI в., представленных в книге Копапева А.И. «История землевладения Белозерского края XV — XVI вв.», пустынь обозначена как Николаевская —
в Судбищах, а на карте начала XVII в. — Николаевская — Судбицкая.
В сотной из Белозерских писцовых книг Федора Хидырщикова и Григория Лукина 1544 года сообщается, что: «в волости Угле в Судбицах поставлены деревня Ларино, а называют Заречьем, деревня Селище, деревня Потеряево»
В переписной книге церквей и причта Белозерского уезда и Чарондской округи конца XVII века о Николаевской пустыни сказано: «Пустыня словет в Судбицах, в Белозерском уезде. А в ней церков святого Николая Чюдотворца. Служит черной поп Сергий. Детей у нево 2 сына, Иван да Михаил, грамоте оба учены. А братии монахов, ни крестьян нет. Питаются от земли».
Известно, что Николаевская в Судбицах пустынь была упразднена ещё до 1764 года, то есть до церковной реформы Екатерины II.
В наряде 1704 года на количество работников, требуемых с Кирилло-Белозерского монастыря на строительство в Петербург и на Олонецкие верфи, упоминается село Судбища, в котором по переписи 1678 года насчитывалось 14 дворов, а в 1704 году — 7.
Н. Богословский так описывает в своей книге «Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и
волостей» историю Судбицкого Предтеченского прихода, седьмого класса: «Из дел архива Судбицкой церкви видно, что до настоящей каменной, построенной в 1767 году
усердием прихожан, существовали уже две деревянные церкви с другими постройками церковными, но кем они основаны и когда, определить трудно. Местное предание говорит, что здесь когда-то при большом и много людном селении существовал монастырь. Не опровергая
этого предания, всего лучше и правдивее допустить то, что действительно существовала здесь только вотчина монастырская. Это было, как видно из предания, в виде нынешнего селения, где находилось несколько церквей в заведывании монахов и самая контора. Монахи были
правителями имения, т. е. собирали подати от всякого угодия и отправляли в Москву в Симонов монастырь. Местных доказательств хотя и нет на это, и нет ни селения, ни существовавших тогда деревянных церквей и прочих построек; но можно признать действительным, когда в архиве Кирилло-Белозерского монастыря упоминается между прочим и о Судбицах, как вотчине».
В материалах Зверинского В.В. время возникновения в Судбищах на Шексне Николаевской мужской пустыни — 1432 год. Основатель монастыря не известен. Можно предположить, что пустынь основана монахом — выходцем из Симонова монастыря, так как в извлечениях из переписных книг по городу Белоозеру и Белозерскому уезду за 1676 — 1682 гг. указывается: «В Надпорожском же стану вотчина Симонова монастыря в Едомской волости село Едома;… Да села ж Едомы на отхожей церковной земле на Шексне реке против Судбицы реки пустыня, а в ней церковь Николая чюдотворца; Да на церковной же земле двор дьячков / в нем 3 чел./».
В V выпуске Новгородского статистического сборника под редакцией Н. Богословского 1866 года сообщается о наличии в Судбицах каменной с колокольней церкви, построенной в 1767 году, на месте двух ветхих деревянных храмов: Никольского и Иоанно-Предтеченского.
Приход Судбицкой Иоанно-Предтеченской церкви составляли 8 деревень. В 119 дворах проживало 382 мужчины и 397 женщин, большая часть из которых, государственные крестьяне. В школе при церкви обучалось 10 мальчиков. Белого духовенства в приходе 9 человек, из них мужчин — 4.
В Судбицком Предтеченском приходе, седьмого класса, каменная церковь была построена в 1767 году усердием прихожан. Название Судбиц приход получил от реки Судбицы. Приход расположен в местности довольно открытой и ровной по реке Судбице и частью по реке
Шексне. Река Судбица, получившая своё начало из гор и простирающаяся на несколько вёрст, по глубине до вольно загадочна. Будучи наполнена множеством рытвин и подводных колод при тёмном цвете воды, она кажется неизмеримою; рыбы в ней мало. Береговое пространство
речки состоит из сырой земли, наполненной множеством болот и топких мест, но берег реки Меты возвышенный. Сколько принадлежит приходу земли, определить трудно, да едва ли знают и сами владельцы оной. Приход расположен при просёлочной дороге из Усть-Угольского прихода в Даргунский на расстоянии 30 вёрст от г. Череповца и 10 от большого тракта. С ним граничат приходы: Едомский, Даргунский и Устье-Угольский. Основным промыслом прихожан являлась лесозаготовка. Дровяной и частью строевой лес отправлялся в Ярославль и другие города.
Иоанно-Предтеченская Судбицкая церковь — название церкви по клировым ведомостям конца XIX — начала XX века, здание каменное, год начала или окончания строительства, или ее освящения — 1895, расположена была в современных административных границах на острове Судбицы на реке Шексне Никольского сельсовета Шекснинского района Вологодской области. В начале XX века была приходской церковью Судбицкого прихода Череповецкого уезда Новгородской губернии. Церковь называлась по главному престолу.
Престолы: Рождество Крестителя Господня Иоанна Предтечи — главный, благоверного князя Александра Невского, святителя Николая Мирликийского.
Судбицкая церковь имела земли в Пачевской волости — 126,4 десятины, в том числе: усадьбы — 5; пашни — 12, сенокоса — 25; леса — 80,9 десятины. В имении были 2 рабочие лошади, коров и бычков — 10, телят — 4. Про изводили посевы ржи, овса, картофеля. Заготавливали
сена 1800 пудов. В усадьбе было 3 жилых постройки и 2 хозяйственных. Управлял имением причт Судбицкой церкви. Усадьба называлась — с. Судбицы.
В Кирилло Белозерском музее-заповеднике хранится старинная книга Гавриила (Петрова) и Платона (Левшина) «Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни, часть III» с записью:«1776 году куплена сия книга разных поучений три части к церкви Иоанну Предтече да Николаю чудотворцу что в Судбищах на церковные деньги. Положить у себя церкве без выносу». На книге есть пометы об описи в 1877 г. и штамп-печать Нило-Сорского монастыря.
Потеряевским жителям приходилось переправляться к церкви на лодках и плотах. Почему храм был построен на другом берегу, рассказывают старожилы окрестных деревень. Когда в Селищах начали постройку церкви, место освятили и оставили икону, а она оказалась на другом берегу. Икону вернули, а история повторилась, «переходила икона на тот берег». Так церковь и была построена на другом берегу, там, где «указала икона».
В ведомости середины XIX столетия сохранилось описание каменной Иоанно-Предтеченской церкви: «Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи находится в селе Судбищах, в 30-ти верстах от города Череповца. Построена в 1769 году, с благословения Преосвященнейшаго Иосифа, Епископа Вологодскаго и Белозерскаго, на место обветшавшей деревянной церкви.
Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи с теплым приделом Святителя и Чудотворца Николая – каменная, имеет вид продолговатого четвероугольника. Алтарь холодной церкви выдается полукружием и ниже храма. Холодный храм выше теплого придела и покрыт осьмигранным куполом, на котором устроен фонарь, а на оном глава с крестом. Теплый придел несколько ниже холоднаго и покрыт на два ската. Придел отделяется от холодного храма особою капитальною стеною, длина всей церкви 10 саж., ширина холод. 4, а теплого придела 5. К западу от придела находится колокольня.»
В конце XIX века каменная Предтеченская церковь была полностью перестроена, или выстроена заново, так как в церковных документах XX столетия, годом постройки храма указан 1895-й. Внешний вид новой церкви, также отличается от описания середины XIX века. Церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделами святителя Николая Мирликийского и благоверного князя Александра Невского, была выстроена в стиле позднего классицизма. Основной объём храма венчал широкий восьмигранный световой барабан с луковичной главой. По углам располагались четыре малые главки. С запада к храму примыкала двухъярусная колокольня. При церкви имелась каменная сторожка, галереи из 19-ти каменных лавок и 54-х деревянных, крытых досками, каменная часовня. Ещё одна часовня находилась в деревне Остров, деревянная, покрыта железом, обшита тесом, построена в 1912 году.
В 1915 году Судбицкая церковь относилась к шестому благочинному округу (благочинный — священник Андрей Петрович Богоявленский). Священник Иоанн Яковлевич Уверов.
Священниками Судбицкой Иоанно-Предтеченской церкви числились: Алексей Иванов (упоминается в 1787 году), Иван Федоров (1795-1808), Михаил Григорьев (1808), Иван Васильев (1811-1821), Соловьев Николай Васильевич (1865,1867), Никольский Кирилл (1880-1881,1895,1899), Уверов Иван Яковлевич (1903,1905-1910,1916), переведён в 1901 году из Козохотской Богоявленской церкви.
Последним настоятелем Судбицкого прихода был Михайловский Яков Михайлович. Отец Яков родился в 1875 году в Боровичском уезде Новгородской губернии. С 1931 года служил в Череповце. С 1933 года священник Судбицкой Иоанно-Предтеченской церкви. Арестован 20 августа 1937 года. Расстрелян 15 февраля 1938 года.
После ареста настоятеля в 1937 году храм был закрыт и полностью разрушен.
В Судбицком приходе в деревне Остров была часовня, здание которой стояло посреди деревни. Православный праздник в деревне отмечают 22 июня в день памяти преподобного Кирилла Белозерского и называют его «Кириллова година». Часовня была закрыта. В архиве Никольского сельсовета Шекснинского района сохранился договор передачи от 23 января 1948 года здания часовни, после закрытия принадлежащего Селищенскому сельсовету, в колхоз «Красный Остров» для нужд колхоза.
В 2000 году в Судбицах по инициативе местных жителей и дачников — казаков Казачьей Северной Сотни( казачий атаман — Валентин Поплавский) был воздвигнут православный Поклонный крест на месте разрушенной церкви. Место на правом берегу реки Шексны указал бывший бакенщик Алексей Александрович Вихарев.12 августа 2001 года Поклонный крест в Судбицах был освящён. На левом берегу, напротив установленного Поклонного креста, у СОТ «Прибрежный» поставлен путевой крест.
В 2002 году, в деревне Потеряево была построена деревянная часовня в честь Спаса Нерукотворного Образа.
Жители деревни Потеряево Никольского сельсовета Шекснинского района Вологодской области на сходе жителей 14 августа 2001 года приняли решение ходатайствовать о строительстве часовни и обратились с прошением о благословении в Вологодскую епархию.
Проект деревянной летней часовни в деревне Потеряево на 45 человек принят 18.06. 02 г. решением комиссии по церковному искусству и реставрации. Строительство часовни благословил Управляющий Вологодской епархией Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.
29 августа — «День перенесения Нерукотворного образа Спаса нашего — Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь». Часовня в деревне Потеряево была освящена во имя Нерукотворного Спаса 31 августа 2002 года. На Руси Нерукотворный Образ особо почитаем. Он запечатлен над входами в храмы, его помещали над вратами крепостей, на древних русских знамёнах.
На фотографиях:
1. Судбицкая Иоанно-Предтеченская церковь. Череповецкий уезд. Устье-Угольская волость, Судбицкий погост. Шекснинский район, остров Судьбицы на Шексне, напротив Потеряево.
Церковь каменная, построена в 1895 году, не сохранилась.
2. Святитель Николай Мирликийский с диесусом и избранными святыми.
Конец XV – начало XVI века. Из Николаевской Судбицкой пустыни.
Использованные материалы:
1. Богословский Н. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей / / Новгород, сб. — Вып.
V. — Новгород, 1866. — С. 195.
2. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царство вания императрицы Екатерины. — СПб, 1897. — (номер описания монастыря 1772).
3. Материалы для оценки земельных угодий Новгородской губернии. Череповецкий уезд (с приложением списка населённых мест). — Новгород, 1896.
4. Священники церквей Череповецкого уезда / / Памятная книжка Новгородской губернии на
1915 год. — Новгород, 1915. — С.232-234.
5. Трапезникова Т. Д. Святые Судбицы: история и современность.
https://www.booksite.ru/civk/data/sudbici.pdf