Никандрова пустынь. Благовещения Пресвятой Богородицы Никандрова пустынь.

Никандрова Благовещенская пустынь была основана преп. Никандром (в миру Никоном). Преп. Никандр умер 24 сентября 1581 года, над его могилой была усторена церковь. Таким образом было положено начало обители. В 1585 году на место подвига преп. Никандра пришел один мирянин, принявший монашеский постриг с именем Исайя. При игумене Исайе был построен храм во имя Благовещения Богородицы при гробе преп. Никандра. В середине XVII века в монастыре были построены деревянные церкви во имя Святой Троицы и преп. Александра Свирского. В 1665 году обитель был разграблен поляками, а 30 марта 1667 года от пожара сгорели все 4 церкви и монастырские постройки. Возрождение обители началось при Государе Алексие Михайловиче.
Наиболее подробное описание Никандровой пустыни начала XIX века было издано Евгением (Болховитиновым). Монастырский ансамбль включал в себя пятиглавый собор Благовещения Богородицы, построенный в 70-е годы XVII века; колокольню каменную с боевыми часами над Святыми воротами, построенную в 1785 году строителем Сосипатром; настоятельские двухэтажные кельи с 25 покоями; каменную овальную церковь во имя св. Геннадия. Патриарха Константинопольского. Весь монастырский двор занимал шестиугольную площадь в 233 сажени в окружности. Ограда большей частью состояла из братских келий с 4 башнями. После 1923 года монастырь был разорён, все постройки взорваны. Частично сохранились руины стен и некоторых построек, монастырское кладбище. В настоящее время продолжается возрождение Никандровой пустыни, действуют церкви Царственных Страстотерпцев и иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Благовещенская Никандрова пустынь, заштатная, общежительная, в 20 верстах от города Порхова. Основана в начале XVI века преподобным Никандром (см. 24 сентября). Здесь почивают мощи его и находится икона преподобного Никандра, которая с 15 по 23 мая пребывает в Порхове. При монастыре странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

На протяжении нескольких лет возрождался из руин главный храм обители – собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В начале 2000-х гг. трудно было представить, что на месте бесформенной груды обломков будет возведён величественный, радующий глаз, новый храм. После проведения расчистки завалов, в 2007 году был заложен фундамент, а уже весной 2010 года установлены купола на новом храме. Осенью 2010 года, в день памяти основателя святой обители преподобного Никандра, Псковского пустынножителя и чудотворца, состоялась первая архиерейская служба в воссозданном храме.

Монастырь основан в 1585 году и получил название Никандрова пустынь в честь проживавшего в этом месте преподобного Никандра Псковского пустынножителя и чудотворца, мощи которого положены в южную стену главной церкви монастыря.Сначала был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который явился основой для создания монастыря, появилась братия, настоятель. В 1665 году поляки подвергли монастырь нападению, разорили его и забрали в плен игумена. В 1673 году случился сильный пожар, сгорели все деревянные постройки монастыря — три церкви со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами. Никандрова пустынь была очень бедной, и вынуждены были монахи обратиться за помощью к боголюбивому царю Алексею Михайловичу, который пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за монастырем вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Это значительно укрепило материальное положение монастыря. Были построены каменные здания церквей, построена колокольня и новые кельи для монахов. Территория монастыря значительно увеличилась. У Никандровой пустыни появились богатые попечители, на их пожертвования велось строительство в обители. Расцвет Свято-Благовещенской Никандровой пустыни пришелся на период 1853-1870 годов, когда настоятелем монастыря стал архимандрит Игнатий Васильев. В это время были перестроены многие монастырские здания, построена дорога от обители до Порхова, посажены фруктовые сады. За стенами обители находилось несколько гостиниц для паломников, хозяйственные постройки и мастерские. Имелась мельница, большой скотный двор и недалеко находилось братское кладбище с деревянным храмом во имя Кирилла и Мефодия.После Октябрьской революции 1917 года монастырь несколько раз пытались закрыть, но усилиями священнослужителей он действовал до 9 ноября 1928 года. Обитель ликвидировали, монахов выселили, постройки передали военному ведомству на слом. Монастырские здания разобрали на кирпичи, из которых построили военный городок, уничтоженный немецкой авиацией. После закрытия пустыни и сноса части ее строений, на монастырских землях местные жители организовали колхоз. В 1942 году хотели восстановить монашескую жизнь в Никандровой пустыни, но этого не произошло. Немцы устроили на территории монастыря контору по лесозаготовке. Разрушение оставшихся строений монастыря и монастырского кладбища продолжалось.В конце 20 века Никандрова пустынь представляла собой развалины, поросшие лесом. Однако нашлись энтузиасты, которые начали движение за восстановление монастыря. Псковские лесники своими силами построили часовню в честь святого преподобного Никандра. Псковские казаки установили металлические кресты, журналисты псковских новостей расчистили монастырское кладбище, а сотрудниками Порховского музея удалось восстановить туевую аллею. От монастыря до деревни Любовец провели насыпную дорогу. Так началось восстановление монастыря.В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподалеку от нее построен храм во имя святых Царственных великомучеников. В 2005 году построили часовню во имя преподобного Александра Свирского, в деревне Любовец построили церковь. В 2010 году построили главный храм монастыря во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Монашеская жизнь в обители возрождается.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/monastery/

В начале XX века в самом монастыре были три храма: Благовещенский собор, Троицкая и Геннадиевская церкви. На братском кладбище находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, в монастырском селе Любовец, в 6 верстах от монастыря, была церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких.Первоначальный деревянный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в конце XVI века основателем пустыни и первым ее настоятелем игуменом Исаией по благословению митрополита Новгородского Александра. В 1673 году он, вместе с другими церквами и прочими зданиями, сгорел, но, благодаря щедрым даяниям царя Алексея Михайловича (отца Петра I) и пожалованным им землям, обитель смогла восстановиться. В конце XVII века построен каменный Благовещенский собор, который простоял до конца 20-х годов XX века. Пожар 1791 года повредил его, но в 1792 году собор был восстановлен. В 1807 году пристроен новый алтарь, паперть и два придела, правый — Преподобного Никандра, левый — Святых Апостолов Петра и Павла. Над соборной папертью построили палату, служившую ризницей. В 1854 году западная стена ризницы, давшая трещину, была исправлена. В 1894 году в соборе устроены «аммосовские печи», согревавшие его, приделы и паперть гретым воздухом. Такие же печи были установлены в Зимнем дворце в Петербурге. В 1896 году цоколь храма был облицован тёсаным камнем. В 1900 году придел Преподобного Никандра был отремонтирован, стены и потолок расписаны, в 1902 году такой же ремонт произведен в приделе Апостолов Петра и Павла. В 1908 году в соборе были сделаны новые дубовые рамы, весь храм покрашен, а в Никандровом приделе был сделан паркетный пол. В 1911 году оба придела вновь отремонтированы, поскольку в некоторых местах на потолке отстала штукатурка. После ремонта придел был вновь расписан. Весь храм заново покрыли листовым железом, окрашенным масляной краской. Главы были украшены золочеными через огонь крестами и золочеными звездами. В 1913 году внутренние стены собора расписаны заново «картинами священных изображений в древнем стиле по образцам лучших русских художников».
В соборе находился древний чудотворный, во весь рост, образ преподобного Никандра в серебряной позолоченной, чеканной ризе, венец был украшен цветными камнями. Именно этот образ переносился крестным ходом в Порхов. Рака с нетленно почивающими мощами Никандра была серебряная, чеканная, с эмалевыми клеймами. Верхняя доска кипарисная с ликом угодника и венцом вокруг главы, украшенным камнями. Рака устроена в 1792 году усердием графа Шереметева. Часть мощей хранилась в особом серебряном позолоченном ковчеге, переносимым на престол той церкви, где совершалось богослужение. В двух киотах помещались святые иконы и кресты с частицами Святой Ризы Господней, Животворящего Креста Господня, Ризы и Пояса Пресвятой Богородицы и 130 частицами мощей святых угодников Божиих.Церковь Святой Живоначальной Троицы до 1791 года была деревянной. После пожара этого года она в 1801 году восстановлена уже из кирпича. Одновременно с церковью, по бокам её, построены два братских корпуса.Каменная церковь Святого Геннадия, Патриарха Цареградского, построена в 1802 году, освящена в 1804 году. Эта церковь находилась на особом дворе, отделенном от внутренней монастырской территории настоятельскими кельями. Вокруг церкви был плодовый сад.Деревянная церковь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия построена на братском кладбище в 1890 году, освящена епископом Псковским и Порховским Гермогеном. Над церковной папертью, на колокольне находились пять колоколов. Вблизи церкви был построен дом с четырьмя помещениями для братии и неусыпного чтения Псалтыри. Кладбище с церковью и домом было обнесено деревянной на каменном фундаменте оградой.Внутри монастыря в конце XVII века была построена деревянная церковь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1798 году её перенесли к источнику, в 300 саженях от обители. В 1844 году церковь перенесли в монастырское село Любовец, где до 1854 года погребали монахов. В 1903 году церковь сгорела, но в том же году построена вновь деревянная церковь на прежнем фундаменте. 28 июня 1903 года освящена епископом Псковским и Порховским Сергием. В этой церкви во все воскресные и праздничные дни, а также на первой и Страстной неделе Великого поста совершались богослужения очередным иеромонахом из числа братии пустыни.Колокольня в монастыре была каменная, построена в 1792 году. Под колокольней были Святые врата, ведущие в соборный храм. В 1807 году церковь Всех Святых, находившаяся в колокольне, упразднена, иконостас сняли, помещение заняли под монастырскую библиотеку и архив. В 1914 году некоторые рукописи и предметы древности были переданы в археологический музей г. Пскова. На колокольне находились 11 колоколов. На самом большом были изображены Благовещение Пресвятой Богородицы, Апостолы Петр и Павел, Святые Кирилл и Мефодий и Преподобный Никандр. Надпись на нем гласила: «В благополучное царствование Государя Императора Александра Александровича при Гермогене, епископе Псковском и Порховском, отлит сей колокол в Благовещенскую Никандрову пустынь тщанием настоятеля архимандрита Мефодия с братиею. Лит в Москве на заводе потомственного почетного гражданина Андрея Димитриевича Самгина, весу 351 пуд 37 фунтов. 1891 года февраля 18 дня. Лил мастер Иоаким Воробьев». На втором колоколе была следующая надпись: «1831 года отлит сей колокол при державе Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Всероссийского по благословению высокопреосвященнейшего Мефодия, архиепископа Псковского и Порховского, в Свято-Благовещенскую Никандрову пустынь по тщанию настоятеля оной архимандрита Афанасия с братиею на монастырскую сумму; весу в нем 142 пуда 3 фунта». Посредине этого колокола были изображения Благовещения и Преподобного Никандра. Третий колокол весил 40 п., отлит в 1686 году, четвёртый колокол — 25 п. 5 ф., отлит в 1674 году, пятый колокол отлит в 1788 году. Остальные колокола не имели обозначения веса и даты отливки.Как отмечено в документе 1915 года, «Все означенные храмы и колокольня тверды, ремонтировка их производилась своевременно для поддержания в благолепном виде и большею частью на средства монастыря».Часовен было семь. На запад от Святых ворот находилась часовня, в которой в день Святых Апостолов Петра и Павла совершалось водосвятие. На месте Зосимо-Савватиевской церкви, перенесенной в с. Любовец, в 1845 году поставлена часовня. По преданию, на этом месте подвизался преподобный Никандр. В этой часовне под стеклом находился гроб, в котором до устройства серебряной раки покоились мощи Никандра. Часовня во имя Живоносного источника и Первоверховных Апостолов Петра и Павла находилась в 200 саженях от монастыря. Водой из источника пользовался монастырь. Часовня на север от монастыря стояла над источником. В ней находился Крест с живописным Распятием и иконой Спасителя, несущего заблудшую овцу, и Спасителя, исцеляющего слепого. В Порхове была каменная, крытая железом часовня, при монастырском подворье. Эта часовня устроена в 1872 году, в ней был иконостас с живописным Распятием с предстоящими, иконами Благовещения Богородицы, Апостолов Петра и Павла, Чудотворца Николая, Преподобного Никандра и другими святыми. В 1876 году построена каменная часовня в селе Вячек, лежащем на пути крестного хода в Порхов. В ней совершалось торжественное молебствие при возвращении крестного хода в пустынь. Была построена деревянная часовня на так называемом «дальнем» источнике на запад от монастыря.Крестные ходы совершались в Порхов 15 (28) мая; в пяток Святой Пасхи для водоосвящения к часовне, где была Зосимо-Савватиевская церковь; 29 июня (12 июля) для водоосвящения к часовне Живоносного Источника. По случаю 300-летия со дня кончины преподобного Никандра по ходатайству епископа Псковского и Порховского Нафанаила, настоятеля и братии монастыря в 1882 году Святейший Синод разрешил ежегодно 24 сентября (7 октября) совершать особо торжественный крестный ход с мощами Никандра вокруг монастыря.В монастыре были хлебопекарня, сапожная, столярная, портняжная мастерские, аптека, больница, богадельня для братии. Вне стен монастыря были две деревянные и одна каменная гостиницы для богомольцев, дома для рабочих, конюшни, каретный сарай, кузница, скотный и конные дворы, квасоварня, ледник, бани для монахов и рабочих, мельница, прачечная, сараи для сена. Постройки в основном каменные, крыши крыты железом.
Изъятие церковных ценностей в 1922 году не обошло монастырь. Серебряные подсвечники были целы, хотя, судя по статье в советской газете, белые должны были их увезти. Но теперь пришел их черед. 3 апреля 1922 года Порховское общество изучения местного края просило Псковский губфинотдел, куда стекались изъятые вещи, передать их в музей в Поганкины палаты. Судьба подсвечников неизвестна.
Шли годы. От прекрасной благоустроенной обители с хорошо налаженным хозяйством, которое позволяло помогать страждущим, жертвовать немалые средства на благотворительные цели (сейчас бы сказали на социальные цели), до наших дней дошли монастырское кладбище, часть наружной ограды, развалины главного собора, колокольни, настоятельского дома. Еще уцелела аллея из туй, которая когда-то были посажена монахами. Но в народе всегда жила память о святых местах, несмотря на запреты, сюда шли на поклонение, по-прежнему была целебной вода в святых источниках. По доброй воле руководителей Порховского лесхоза была построена новая деревянная часовня в память Святого Никандра. В 2000 году архиепископ Евсевий благословил послушника Крыпецкого монастыря Владимира Федорова на регистрацию устава, создание православной общины. 15 февраля 2000 года в Порховском районе была зарегистрирована новая организация: «Приход храма Преподобного Никандра Псковского».29 мая 2001 года в Псковском областном Собрании депутатов состоялось заседание «круглого стола», посвященного воссозданию Никандровой пустыни. Горячее участие в возрождении пустыни принял заместитель председателя Собрания Борис Полозов, начальник научно-производственного центра по охране памятников Василий Михайлович Мусийчук, редактор отдела газеты «Новости Пскова» Олег Васильевич Константинов, воины Псковского гарнизона, особенно десантники 76-й дивизии ВДВ.Газета «Новости Пскова», в свою очередь, организовала акцию сбора средств на восстановление монастыря под наименованием «именной кирпич». Владыка Евсевий назначил инока Гавриила строителем пустыни.В 2002 году освящен деревянный монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». Он стал первым храмом возрождающейся пустыни. Построен храм на месте бывшей монастырской часовни в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.В 2005 году освящен еще один деревянный храм — в честь Царственных Мучеников. Этот храм построен на месте бывшей церкви Святого Геннадия, Патриарха Цареградского.7 октября 2006 года, в день памяти Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца, после литургии в церкви Царственных Мучеников, архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием торжественно освящен закладной камень восстанавливаемого главного собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он возводится из кирпича на том месте, где когда-то возвышался древний Благовещенский собор. Строители стараются максимально воспроизвести внешний вид старого собора. 9 февраля 2010 года состоялось освящение и подъём куполов на строящийся Благовещенский собор. Чин освящения куполов совершил митрополит Евсевий с сослужившими ему наместником обители игуменом Спиридоном и духовенством епархии. 7 октября 2010 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил новый Благовещенский собор.В 2005 году построены деревянные церкви иконы Божией Матери «Знамение» в селе Дубровно и церковь Святых Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев в селе Любовец. Обе церкви ныне приписаны к Никандрову монастырю.Заново построены все часовни на святых целебных источниках вокруг монастыря. Первой была построена часовня на источнике Преподобного Никандра. В 2005 году построена часовня с купальней на источнике Преподобного Александра Свирского, на источнике Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, на «глазном» источнике, воды которого помогают при глазных болезнях. При монастыре действует странноприимный дом. Сегодня в пустынь стекается на богомолье множество народа. Но особенно многолюдно бывает 7 октября, когда, несмотря на погоду, в Никандрову пустынь стекаются тысячи православных не только Псковской области, но и из соседних областей, из-за рубежа.
http://i-nventory.ru/index.php?id=329

В начале ХХ века на территории пустыни находились храмы: Благовещенский собор, построенный в 1807 году; церкви Святой Троицы (построена в 1801 году) и Святого Геннадия Патриарха Цареградского (построена в 1804 г.). В монастырском селе Любовец была церковь Святых Зосимы и Савватия (построена в 1903 г.), на монастырском кладбище — церковь Святых Кирилла и Мефодия (построена в 1890 г.). В Благовещенском соборе было три престола: главный — в честь Святой Живоначальной Троицы, правый — в честь преподобного Никандра Псковского чудотворца, левый — в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Все другие церкви были одно-престольными. Монастырская колокольня была построена в 1807 году. Было также 7 часовен, в том числе над святыми источниками, при входе в пустынь и в городе Порхове. Вне монастыря были три гостиницы, флигель для рабочих, надворные постройки. Над одним из источников стояла часовня в честь Живоносного Источника и Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, названия других часовен в клировой ведомости не указаны.
В Порхове на Никандровском подворье стоял каменный двухэтажный дом, на втором этаже которого находилась церковно-приходская школа имени Цесаревича Алексея Николаевича. Другая церковно-приходская школа находилась в селе Любовец. Школы получали от пустыни учебные принадлежности для учеников, для учителя — квартира, стол, отопление и освещение. Жалование учителям платил Святейший Синод, но пустынь ежегодно выплачивала одному из учителей дополнительное денежное пособие. На 1 января 1916 года в пустыни было 115 монашествующих, послушников, бельцов и служителей.
В декабре 1923 года монастырь Никандрова пустынь был закрыт. Согласно сведениям 1924 года все леса пустыни были переданы лесничеству. В монастыре с 1919 года находилась коммуна «Благовещенская», в которую входили бывшие монахи и рабочие монастыря, они занимались землепашеством на отведенной им земельной площади. В том же, 1924 году коммуна была ликвидирована, все монастырское имущество было передано школе крестьянской молодежи. Постановлением президиума Псковского губисполкома от 1 декабря 1925 год Порховскому уисполкому разрешено использовать домовую церковь монастыря «для нужд школы крестьянской молодёжи».
http://document.archive.pskov.ru/archiveid/69322726/stocks?lc=ru

Святые источники Никандровой пустыни
В Никандровой пустыни имеется четыре святых водных источника: во имя преподобного Никандра Пустынножителя, во имя Казанской иконы Богоматери, святых апостолов Павла и Петра, или источник с «мертвой» и «живой» водой, а также источник во имя преподобного Александра Свирского. Данного рода источники в Никандровой пустыни образуются вследствие разлома земной коры. Ключевая вода сохраняет одинаковую температуру в течение любого времени года, равную +4 градусам, а также несет в себе удивительную оздоровительную и целительную силу.
Согласно поверью, вода одного из источников помогла избавиться от болезни глаз, а также сняла болезни, связанные с суставами, и даже вылечивала гнойные язвы. Наибольшее уважение и почитание получил источник, рядом с которым находилась часовня, освященная во имя Савватия и Зосимы, в которой хранилась деревянная рака, хранившая в себе до конца 18 века мощи преподобного святого Никандра. Имеет заслуженную славу и ключ, расположенный неподалеку от часовни под названием Живописный источник.
Святой источник иконы Казанской Божьей Матери расположен прямо на въезде в сам монастырь с правой стороны; второе название этого священного источника – «Глазной», ведь именно в этом месте многие паломники исцелили болезни глаз, хотя пить воду из данного источника не рекомендуется по причине того, что вода имеет мутный цвет, связанный с наличием торфа, а также горьковатый привкус. Рядом с источником стоит указатель, показывающий месторасположение других источников.
Для того чтобы найти источник, освященный в честь преподобного Александра Свирского, необходимо пройти 1,3 км от монастыря вглубь леса. Согласно преданию, именно на месте этого источника святому преподобному Никандру являлся сам Александр Свирский в продолжение своих молитв. Источник, названный в его честь, имеет красивую голубоватого цвета воду, которая содержит много радона. В народе источник носит название Желтый, что связано с цветом травы, которая окрашивается в ржавый цвет посредством вытекающих из источника вод. Ключевая вода имеет желтый цвет из-за большого содержания железистых соединений, что нашло применение при лечении болезней желудочно-кишечного тракта. Глубина источника достигает 7 м.
По лесной тропинке, начинающейся от монастыря, можно подойти к сероводородному источнику, освященному во имя святого преподобного Никандра – это самый важный источник всей пустыни. Прямо над источником стоит часовня. В народе источник имеет название Серебряного, или Зубного. В часовне над источником еще до революции находилась крышка гроба преподобного, сделанная из дуба. Есть поверье, что при зубной боли нужно прикоснуться к крышке, выпить воды из святого источника и тогда боль пройдет.
Согласно результатам анализов, в родниковой воде содержится большое количество ионов серебра, имеющий заметный запах сероводорода, что применяется при лечении артритов, ревматизма, мышц, костей, болезней позвоночника, а сероводородная вода применяется для ванн, полосканий и орошений.
Два источника во имя святых Павла и Петра расположены в одной часовне: справа расположен источник с «живой» водой, а слева – с «мертвой». При помощи «мертвой» воды можно излечить болезни, а вот «живая» вода особенно вкусна и очень полезна для организма. Кажется, что так как источники расположены рядом, то вода должна быть одна и та же, но разница кроется в том, что вода поднимается с разной глубины и из разных слоев пород, проходя через разные трещины. Этот источник излечивал от мужских и женских болезней, болезней сердца и его сосудов, нервной системы.
На данный момент ко всем источникам приезжает огромное количество паломников. В радоновом источнике купаются летом и зимой, а из остальных трёх пьют воду и умываются.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=6618

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?