К началу 1890-х годов для разросшейся русской общины в г.Ницца стала недостаточной приходская церковь святителя Николая Чудотворца и царицы Александры. В 1986 году вдовствующая императрица Мария Федоровна поддержала инициативу русской общины о постройке нового русского храма. Первый камень был заложен 12(25) апреля 1903 года — в день кончины цесаревича Николая. Постройка храма велась на земле, принадлежащей Императорской фамилии. Этот участок, под названием парк Бермон, был приобретен императором Александром II. В 1908 году, когда работы приостановились из-за недостатка средств, необходимая сумма была пожертвована императором Николаем II и князем С.М.Голицыным. Общая стоимость строительства храма составила 1500000 франков. Освящение храма состоялось 4(17) декабря 1912 года викарием Московской Епархии епископом Дмитровским Трифоном. Святейший Синод постановил считать храм соборным.
Храм спроектирован профессором Петербургской Академии художеств М.Т.Преображенским, строительные работы велись под наблюдением местных архитекторов. Пятиглавый собор был построен по образцу московских пятиглавых церквей XVII века из светло-коричневого немецкого кирпича, но отделан местными материалами: розовым гранитом и голубой керамической плиткой. Высота собора 50 метров. Храм рассчитан на 625 человек. Пять золоченых глав покрыты цветной черепицей фирмы Биго. Купол сделан из бетона фирмой Торран и облицован пустотелым кирпичом и искусственным камнем. С запада собор предваряет колокольня и два высоких, увенчанных шатрами с золочеными по цинку орлами, белокаменных крыльца. Шесть ажурных золоченых крестов на храме были изготовлены в Пистойе. Интересно диагональное расположение двух главных входов с юго-западного и северо-западного углов. Фасады украшены полихромными изразцами (фирмы Кантагали из Флоренции) и мозаичными иконами ( «Спас» на колокольне), исполненными в петербургской мастерской В.А. Фролова по эскизу Васильева. Резьба белокаменных оконных и дверных наличников, нижних карнизов и колокольни была сделана итальянскими мастерами.
Покрытый басмой трёхъярусный иконостас в «старинном русском стиле» был создан по эскизу московского художника Л.А .Пьяновского. Изготовлен в ювелирной мастерской И.П.Хлебникова в Москве. Иконы для иконостаса выполнил московский иконописец Глазунов (в стиле Симона Ушакова). Царские врата — копия врат церкви святого Илии Пророка в Ярославле. В том же стиле были выполнены киоты. Запрестольный образ Пресвятой Троицы был написан Васильевым. Фрески в храме были не окончены. Автором картонов был Л.А. Пьяновский, вдохновленный росписями Толгского монастыря. Фрески в алтаре выполнил итальянский художник Дезиньори. Утварь, престол и плащаница, украшенная золоченой бронзой и синей эмалью, были изготовлены в мастерской И.П.Хлебникова. Облачения, подаренные императором, сшиты в мастерской И.А.Жевержеева. Паникадило было пожертвовано меценатом Рукавишниковым. Особо почитается храмовый образ святителя Николая Чудотворца, который в 1935 году обновился, после чего его положили на аналое слева от иконостаса. Восемь колоколов были пожертвованы П.П.фон Дервизом из своей домовой церкви. Самый тяжелый колокол был специально отлит в Марселе.
История Никольского собора связана с печальным событием – преждевременной кончиной от туберкулеза позвоночника Цесаревича Николая Александровича, который умер 12 апреля 1865 в Ницце, на вилле Бермон, на руках своей матери и отца – Императора Александра II. Рядом с ним находилась невеста – датская принцесса Дагмара, будущая супруга его брата Александра. После смерти Цесаревича Император приобрел за 650 тыс. франков виллу, на месте которой была 2 марта 1867 заложена и 26 марта 1868 освящена о. Владимиром Левицким замечательная мраморная, в византийском стиле часовня, стоящая на высоком основании. Она была сооружена по проекту Д. И. Гримма и украшена образами кисти Т. А. Неффа и настенной росписью А. К. Фишера. Часовня обошлась русской казне в 140 тыс. франков; половину суммы дал Александр II. Ее возводил каменных дел мастер Франческо Ботта. Серебряную утварь купили у ювелира И. П. Сазикова; бронзовые двери сделал Николя Розье в Лионе. Для ухода за часовней был создан распорядительный совет.
Муниципалитет Ниццы в память об умершем назвал близлежащую улицу бульваром Царевича. При освящении часовни присутствовал брат покойного – вел. кн. Александр Александрович, будущий Император Александр III. На месте, где стояла кровать Цесаревича, лежит черная мраморная плита и чугунный крест, а также стоит небольшой алтарь, рядом с которым помещены иконы свт. Николая, Рождества Богородицы и Воскресения Христова, подаренные Венценосными родителями.
К концу XIX века Ницца стала одним из любимых курортов русской аристократии и богатых людей. Русская колония быстро росла, и потому возникла потребность возвести в городе еще один храм, наряду с приходской церковью свт. Николая Чудотворца и св. мц. цар. Александры, которая была «не безопасна от пожара и тесна». Уже в 1874 высказывалась мысль о новом храме на вилле Бермон, так чтобы «самая часовня могла бы послужить алтарем».
Заботой местных русских иметь «настоящий, большой храм с куполами и колоколами, со всем величием византийско-русской церковной архитектуры», прониклась вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, которая отдыхала в Ницце в 1896 вместе с детьми – Цесаревичем Георгием, больным чахоткой, Михаилом и Ольгой. Пожертвовав 3 тыс. франков, она взяла под свое Августейшее покровительство образованную в 1899 строительную комиссию нового храма, которую сперва возглавлял герцог Г. М. Лейхтенбергский, с 1907 – посол А. И. Нелидов, с 1909 – обер-гофмаршал кн. С. М. Голицын. За три года было собрано 80 тыс., но на строительство требовалось вдвое больше. Между тем, выяснилось, что старый храм, который вначале думали расширить, не поддается «никаким художественным изменениям».
Составить проект новой церкви комиссия поручила известному зодчему – акад. М. Т. Преображенскому, который использовал хорошо ему знакомый стиль московских и ярославских церквей XVII века, популярный в те годы в самой России. Когда проект был в 1901 одобрен и строители стали рыть котлован, оказалось, что грунт на приобретенном комиссией год назад угловом участке на улице Верди не сможет выдержать тяжести кирпичной постройки. Положение спас Император Николай II, выделивший 120 тыс. франков и подаривший в 1903 в парке виллы Бермон, новое место «пространством более десятины», которое было расширено благодаря дару француза Гея.
Здесь, 12 апреля 1903, в годовщину кончины Цесаревича, храм был торжественно заложен прот. Сергием Любимовым в присутствии вел. кнн. Михаила Николаевича, Михаила Михайловича, князя Болгарского Фердинанда, вел. кн. Анастасии Михайловны Мекленбург-Шверинской, принцессы Беатрисы Саксен-Кобург-Готской, герцога Георгия Лейхтенбергского и герцогини Марии Эдинбургской, дочери Александра II. В проповеди о. Сергий сказал: «Храм обратит это место в живое молитвенное пристанище для всех наших соотечественников, приезжающих в Ниццу». Его рассчитывали возвести за четыре года.
Строительные работы велись под наблюдением местных архитекторов: сперва Фомберто, затем Барбе, Жозефа Марса и Анри Стеклена, при участии каменных дел мастера Филиппо Кьятиа и гражд. инж. Икавитца. Каменными работами занимался подрядчик Бланкон, облицовкой фасада камнем – Оссель. Из-за склок в общине строительство заняло десять лет и в 1906 его пришлось приостановить вследствии нехватки средств. Ради экономии решили упростить проект – северный фасад оставить без отделки, пол вместо мозаичного сделать дубовым. И снова на помощь пришел Государь – в 1908 он выделил 700 тыс. франков, необходимых для окончания работ. Другим крупным жертвователем стал кн. Сергей Михайлович Голицын, почетный ктитор, который лично истратил 400 тыс. франков как на строительство, завершенное в 1909, так и на убранство церкви. Всего храм стоил более 1,5 млн. франков (первоначальная смета равнялась 400 тыс.), из которых три четверти было монаршим даром. Все французы и русские, участвовавшие в строительстве, были награждены русскими орденами, медалями или ценными подарками.
Освящение красивой и гармоничной по стилю церкви, вмещающей 625 человек, состоялось 4 декабря 1912, накануне тезоименитства Николая II, в присутствии герцога Александра Георгиевича Лейхтенбергского и вел. кн. Анастасии Михайловны, официальных представителей власти и местного англиканского и протестантского духовенства. Его совершил викарный епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) при пении знаменитого Синодального хора из Москвы и участии духовенства из русских храмов Европы. Вся русская колония Ниццы и Ривьеры собралась на торжество. Синод постановил считать храм соборным, хотя наружные и внутренние работы, к сожалению, так и не были полностью завершены. Во главе причта был поставлен прот. Сергий Любимов, который до и после много сделал для храма и за свои труды был награжден митрою.
Пятиглавое здание, высотой в 50 м, выстроено из светло-коричневого немецкого кирпича, имеет пять золоченых глав, покрытых красивой цветной черепицей фирмы Биго. По сторонам монументальной колокольни расположены два высоких белокаменных крыльца, увенчанных шатрами с золочеными по цинку орлами. Купол сделан из бетона фирмой Торран и облицован пустотелым кирпичом и искусственным камнем. Фасады украшены полихромными изразцами (их изготовила во Флоренции фирма Кантагалли) и мозаичными иконами («Спас» на колокольне), исполненными в петербургской мастерской В. А. Фролова по эскизу Васильева. «Особенную красоту собора составляет искусная и тонкая резьба сделанных из белого камня оконных и дверных наличников, нижних карнизов, а также колокольни». Эту резьбу по известняку и мрамору сделали итальянцы. Шесть ажурных золоченых крестов на храме были изготовлены в Пистойе, и первый из них 1 января 1910 подняли на колокольню, на которой укреплена мраморная доска об Императоре-благотворителе. Восемь колоколов пожертвовал П. П. фон Дервиз из своей домовой церкви; самый тяжелый был специально отлит в Марселе.
По отзывам прессы, «внутри собор отличается необходимым простором и поместительностью, обилием света, изящным и пропорциональным расположением своих частей». Внутренняя отделка четырехстолпного, с хорами здания заняла целых три года. Эскиз трехъярусного иконостаса «в старинном русском стиле» и киотов принадлежал молодому московскому художнику Л. А. Пьяновскому, который был также автором картонов для (неоконченных) фресок, вдохновленных росписями ярославского Толгского монастыря. По этим картонам фрески в алтаре написал итальянский художник Дезиньори; запрестольное изображение Пресвятой Троицы принадлежит иконописцу Васильеву. Покрытый басмой стильный иконостас, оплаченный кн. А. А. Голицыной, был изготовлен в мастерской известного ювелира И. П. Хлебникова в Москве, иконы для него, в стиле Симона Ушакова, выполнил московский иконописец Глазунов. В том же стиле вырезаны два киота. Царские врата – копия врат церкви св. Илии Пророка в Ярославле.
В той же мастерской Хлебникова, на средства жертвователей, были сделаны утварь (часть ее взяли из старой церкви), престол, кандила и великолепная плащаница, украшенная золоченой бронзой и синей эмалью. В мастерской И. А. Жевержеева сшиты облачения, которые подарил Император. Из Екатеринославля прибыла икона Архангела Михаила в память 300-летия дома Романовых в чеканной раме по эскизу Пьяновского. Паникадило подарил известный московский богач Рукавишников. Преображенский, однако, остался недоволен внутренней отделкой, жаловался, что она «не была поручена мне, но даже и вообще архитектору-художнику», и считал, что отделка носит «кустарный характер и… справедливо вызывает строгую критику».
Через пять лет после освящения храма в России разразилась смута, и многие тысячи русских людей вынуждены были оставить свое Отечество. Некоторые из них очутились в Ницце и, став прихожанами собора, в память о Царе-Освободителе Александре II и Царе-Мученике Николае II заказали художнику-эмигранту два образа (они помещены по краям иконостаса) с изображением небесных покровителей этих Государей и членов их семей. Другой образ, напоминающий о Царе-Освободителе, на котором представлен св. Александр Невский, был поднесен герцогом Г. М. Лейхтенбергским. В память убитого П. А. Столыпина, была написана житийная, в киоте, икона ап. Петра. Этот киот, украшенный басмой, стоит у левой солеи, у правой – другой с иконой Божией Матери «Всех скорбящих радости», исполненный в том же стиле. Слева от входа, в резной раме, находится красивый шитый шелками образ Божией Матери с Младенцем. Он тоже подарен эмигрантами, как и множество небольших икон на стенах.
Наибольшим почитанием среди прихожан пользуется образ свт. Николая, который находился при умершем Цесаревиче Николае Александровиче. Он ранее хранился в памятной часовне и был из нее перенесен в церковь. В 1935 этот старинный образ чудесным способом обновился, после чего его положили на аналое, слева от иконостаса.
Никольский собор является кафедрой местного епископа, каковым сейчас служит епископ Ниццский Роман (Золотов). Штат состоит из трех священников, дьякона и псаломщика. Богослужение совершается на церковнославянском и французском языках; действует Сестричество пр. Евфросинии Полоцкой. К собору приписаны две церкви: свт. Николая Чудотворца и свмц. царицы Александры и домовая церковь прп. Серафима Саровского при русской богадельне на ул. Каварадосси, 34.
Расцвет русской Ниццы закончился после Второй мировой войны, когда многие эмигранты умерли, многие уехали. Сегодня русское присутствие в разросшемся городе малозаметно; хотя на Пасху в храме собирается до двух тысяч человек, но большая их часть состоит из ассимилированных русских, обращенных французов и православных других наций. На всенощной молится в среднем 30, на рядовой литургии – 100–150 человек.
За годы своего существования Никольский собор не подвергался крупным перестройкам и переделкам, велась лишь реставрация настенных росписей и фасада. Сейчас это живописное здание красно-белого цвета, окруженное остатками парка, числится среди архитектурных памятников Ниццы и считается городской достопримечательностью. Это – один из самых красивых храмов русского рассеяния во Франции, и одновременно – памятник Царственному мученику Императору Николаю Александровичу. Проезжая через город или приезжая в него, паломники и туристы из России обязательно посещают собор.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804863303.html
Церковно-богослужебная жизнь в Ницце началась еще до аннексии города Францией, когда он был частью Королевства Сардиния. В 1856 г. вдовствующая императрица Александра Федоровна обустроила молельную комнату в съемной вилле Авигдор на берегу моря, где 10 ноября начались первые богослужения с участием сопровождавшего ее в заграничной поездке священника.
По её же инициативе уже в январе 1860 г., поблизости от старого города на улице «Campo Longo» (Longchamp) был построен и освящен русский храм в честь святителя Николая Чудотворца и святой мученицы Александры, небесных покровителей Николая I и самой вдовствующей императрицы.
В 1865 г. на вилле Бермон скончался лечившийся в Ницце юный наследник Российского Престола великий князь Николай, сын императора Александра Второго. Через три года на месте его последнего пребывания на выкупленном императором Александром участке была возведена мемориальная часовня, именовавшаяся какое-то время «мавзолеем Цесаревича» (заметим, что тело наследника было перевезено и захоронено в усыпальнице Романовых в Санкт-Петербурге). Улица, ведущая к императорскому участку, была названа городскими властями «бульваром Царевича» — boulevard du Tzarewitch.
В 1900 г. началась подготовка к строительству нового большого храма в Ницце, которое взяла под свое покровительство вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III, которая когда-то была помолвлена с трагически скончавшимся на ниццкой земле Цесаревичем. Первый камень в основание церкви был положен в 1903 г., а в 1912 г. храм был освящен в честь святителя Николая Чудотворца — небесного покровителя основного жертвователя — императора Николая Второго, святого царственного Страстотерпца. Ввиду его особого статуса Святейший Синод Российской Церкви пожаловал храму титул «собора»: уникальный в истории заграничного русского Православия случай. Улица, ведущая к храму от бульвара Царевича, была названа местными властями «авеню Николая Второго» (avenue Nicolas II).
Так, за два года до Первой Мировой войны и за пять лет до Русской революции, Николаевский собор стал духовной опорой русской эмиграции на южном побережье Франции и одной из главных достопримечательностей города.
В 1896 г., во время визита императрицы Марии Феодоровны, вдовы Александра III, на Французскую Ривьеру, протоиерей Сергий Любимов объявляет о планах строительства новой церкви, поскольку церковь на улице Longchamp стала слишком мала для русской диаспоры. Этот проект трогает ее сердце, и она быстро находит необходимые средства, особенно со стороны своего сына Николая II. Она берет под свое покровительство работу комиссии по строительству нового русского храма в Ницце. Руководителем проекта был назначен Михаил Тимофеевич Преображенский, профессор Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Необходимо было найти средства, подрядчика и землю. Участок с храмом на улице Лоншам имел серьезные ограничения, а приобретенный Святейшим Синодом для нужд прихода новый участок земли оказался малопригодным для столь значительного строения. После ходатайства императрицы-матери Марии Феодоровны перед Царем, император Николай Второй предоставил для нового храма приобретенный еще его дедом мемориальный парк Бермона, с давно существующей там часовней в память о его дяде — цесаревиче Николае Александровиче.
Первый камень был заложен в 1903 г. в день поминовения Цесаревича. В церемонии приняли участие члены императорской фамилии, духовенство и власти Ниццы. Проект был очень сложным, до завершения строительства собора сменилось несколько руководителей. Начал работы Ипполит Шевалье (Центральная школа архитектуры).
Земельный участок состоит из нескольких слоев различных материалов (верхнего слоя почвы, глины, песка, гравия и т.д.), необходимо было увеличить устойчивость основания. Когда Фомберто (школа изящных искусств Марселя) продолжил строительство, он приглашает компанию Burron в качестве подрядчика. Материалы, предложенные ей, не подходили, почему был назначен ряд экспертных консультаций. Различные экспертные мнения посеяли сомнения. Поэтому сменивший Фомберто Люсьен Барбет (колледж изящных искусств в Париже), начинает новые консультации. Он пользуется услугами подрядчика Оноре Оселя для фасада и его орнаментов, которые будут скрупулезно изготовлены по эскизам M.T. Преображенского.
Но в 1904 г. работы замедляются по нескольким причинам: русско-японская война, крах российских активов, первый революционный кризис октября 1905 года и разногласия между Барбет и Преображенским по поводу интерьера. Тем не менее, архитектору удастся сохранить алтарь и ризницу в их первоначальном виде. В то время государственных средств не хватало, поэтому в качестве платы на продолжение работ царь Николай II выделил 700.000 франков из собственных средств. Тогда же он назначил князя Голицына, вице-президента Комитета по строительству собора, Президентом. Последний, решительный и эффективный управляющий, будет финансировать важные декоративные работы.
Под натиском Голицына, строительство переходит в новые руки: Джозеф Марс (школа изящных искусств в Париже) берет на себя руководство работами в октябре 1909 г. Но, как и его предшественники, которые ощущают на себе трудности этого грандиозного проекта, 29 октября 1910 г. он уходит в отставку по состоянию здоровья. Бразды руководителя строительства перешли к Генриху Стоклину (сын Жюля Стоклина, автора многих зданий в Каннах), который и завершит строительство собора в декабре 1912 г.
Собор впечатляет размером, пропорциями и изысканностью. Он выдержан во вполне «старорусском» стиле: богатые и буйные пейзажи, контрастирующие с формальной строгостью плана. Но он также доказывает свою современность. Он построен в форме греческого креста с центральной частью большого объема и пятью куполами, символизирующими Христа и четырех евангелистов, откуда поднимаются две башни-близнеца с колокольней в центре, создающие равновесие архитектурных форм. Алтарь при этом не выделяется.
Удивительно, что собор построен из различных материалов с несколькими типами фактур и цветов: камень, кирпич, керамика и т.д. Цвета должны гармонировать с климатом Ниццы и, следовательно, в основном, с лазурной синевой средиземного неба (кирпичная облицовка бледного оттенка, зелено-голубая майолика, белые камни). Оригинальность заключена также в архитектурном ансамбле башен-близнецов и колокольни. Их декоративное богатство подчеркивает основные формы и усиливает их. Возникает ощущение прочности и устойчивости (колонны, арки), но в то же время здание устремлено в небо (двуглавые орлы, венчающие конусовидные башни-близнецы и др.). Колокольня является центральным стержнем, который соединяет разные объемы.
Основной корпус храма сооружен на квадратном основании, над которым нависают два ряда «кокошников» с лежащими на них барабанами. Вставленные в узкую прямоугольную оправу окна «купают в свете» внутренность куполов. Центральное пространство также украшено тремя маленькими окнами с каждой стороны, богато декорированными майоликой. Сами барабаны увенчаны куполами, покрытыми лакированной черепицей (использовано 3 оттенка зеленого цвета), над которыми водружены высокие позолоченные кресты.
Иконостас был сделан в России в мастерских Хлебникова. Он сделан из дерева, покрытого бронзой и листовой позолоченной медью с чеканными узорами. На сводах алтарной абсиды изображен образ Божией Матери «Знамение», окруженной ангельским воинством. В верхней части иконостас венчает крест. Изображения на сводах и колоннах выполнены в нежных бледно-голубом, желтом и фиолетовом цветах. В орнаментах мы видим смешение лилий, цветочных гирлянд с двуглавыми орлами. Эти смелые сочетания глубоко подчеркивают эпоху создания собора — XX век.
После различных перипетий строительства собора, благодаря настойчивости князя Голицына, было окончательно завершено в соответствии с оригинальной архитектурой. Он был освящен 17 декабря 1912 г. епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым), в сослужении духовенства из Парижа, Флоренции, Висбадена, Женевы, Марселя и Ментона, в присутствии князя Романовского, княгини Анастасии Мекленбург-Шверинской, а также префекта Андре Жоли и мэра Ниццы Франсуа Гуарана.
Парк на территории русской церкви располагает к отдыху от суеты большого города. Первоначально планировались аллеи, но в конечном варианте предпочли высокие деревья, густые кустарники и газоны с цветами, которые создают поэтическую красоту и покой сада.
Собор святителя Николая по традиции был освящен в честь небесного покровителя правящего самодержца императора Николая Второго. Император оплатил почти половину стоимости работ и обеспечил храм обширным земельным участком, который был отдан в формальную аренду церкви на 99 лет.
Большой крест, олицетворяющий связь собора и Царской Семьи, был создан в память о мученически убиенных 17 июля 1918 г. — строителе собора императора Николая, его супруге и детях. На кресте изображены их святые покровители. Другой пример тесной связи с династией Романовых — Донская икона Божией Матери, в вышивке которой приняла участие сестра императора Николая II великая княгиня Ксения Александровна, проживавшая после революции в окрестностях Ниццы.
Храмовые святыни:
1) Чудотворная икона святителя Николая. История иконы св. Николая Чудотворца близка и дорога сердцу каждого русского человека. Она принадлежала наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу, старшему сыну императора Александра II и при его кончине в Ницце в 1865 году находилась у его смертного одра. Позднее его мать императрица Мария Александровна отдала икону в русскую церковь на улице Лоншам, где в апреле 1865 года совершалось отпевание её сына. Когда на месте кончины Цесаревича была построена часовня в память об этом печальном и драматичном событии русской истории, икона была помещена на некоторое время на наружную часть часовни. Под воздействием палящего южного солнца и влажного морского климата защитный слой оплавился, а образ совершенно потемнел. Позже, когда рядом с часовней был построен Никольский собор, икону с почти неразличимым изображением поместили в алтаре храма на внутренней стороне иконостаса. В 1935 г., в день праздника «Николы вешнего», церковный сторож заметил некий блеск на иконе и проявившуюся золотую полоску, а затем, в течение нескольких дней наблюдал вместе с диаконом как икона постепенно «проявлялась». К началу июня было уже хорошо видно прежде утраченное изображение Николая Чудотворца, о чем и было сообщено настоятелю храма архиепископу Владимиру (Тихоницкому). В честь обновления храмового образа был отслужен благодарственный молебен, а специалисты подтвердили, что икона не испытала человеческого вмешательства. Обновившийся чудом образ святого Николая стал почитаться одной из главных святынь собора, к нему прибегали все страждущие чада Русской Церкви, оказавшиеся в рассеянии.
2) Икона Божией Матери «Всецарица». Этот очень редкий старинный образ конца 17-го века школы Симона Ушакова был подарен собору частными благотворителями в день праздника иконы 31 августа 2016 г. Известный всему миру чтимый афонский список иконы Всецарицы прославлен многочисленными чудесами исцелений, особенно онкологических заболеваний. Прославились и его списки, находящиеся в разных странах, в том числе в Москве.
3) Чтимая Казанская икона Божией Матери располагается у южного клироса (справа от иконостаса).
4) Икона преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором молился подвижник, расположена в северном приделе.
5) Икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами мощей.
6) Мощевик Киево-Печерских преподобных отцов.
7) Донская икона Божией Матери, вышитая рукой сестры св. страстотерпца Царя Николая великой княгини Ксении Александровны, располагается в южном приделе.
http://sobor.fr/index.php?content=article&category=library&id=2015-08-09-2&lang=ru