В апреле 1865 года в г.Ницце в особняке парка Бермон от болезни спинного мозга скончался русский Наследник Цесаревич Николай Александрович, сын императора Александра II. Император приобрел виллу, где 2(14) марта 1867 года была заложена часовня-памятник. 26 марта (7 апреля) 1868 года она была освящена в честь свт. Николая Чудотворца в присутствии великого князя Александра Александровича. Мраморная часовня была построена в византийском стиле и установлена на высоком основании. Ее проект был составлен архитектором Д.И.Гриммом. Строителем часовни был Франческо Ботта, настенную роспись создал А.К.Фишер. Бронзовые двери были изготовлены в Лионе Николя Розье. Стоимость строительства составила 140.000 франков, половину суммы выделил император. Для ухода за часовней был создан специальный комитет. В память о скончавшемся муниципалитет г.Ниццы назвал близлежащую улицу — бульвар Царевича. На месте, где стояла кровать Цесаревича, находится мраморная плита и чугунный крест, а также стоит небольшой алтарь.
Ссылка: http://ru.wikipedia.org/…/Николавеский_собор_(Ницца)
Цесаревич Николай Александрович и часовня в его память
В конце 1864 г. великий князь Николай, старший сын императора Александра II и Наследник, прибывает в Ниццу для лечения болей в спине, обострившихся во время его ознакомительной поездки по Италии. Накануне состоялась его помолвка с принцессой Дании Дагмарой (впоследствии Марией Федоровной). Он умирает 12/24 апреля 1865 г. на вилле Бермон, которая была арендована специально для него его матерью, императрицей Марией Александровной. Отпевание перед отправкой тела цесаревича в Сакнкт-Петербург совершается в недавно открытой русской церкви на улице Лоншам.
Архитектор Давид Иванович Гримм, член Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга и специалист в византийском искусстве, является автором проекта. Здание было построено именно там, где царевич Николай Александрович скончался, то есть на месте его комнаты в центральной части виллы. Здание построено в византийском стиле в виде греческого креста вокруг квадрата. Над входом было выполнено мозаичное изображение св. Николая Чудотворца, небесного покровителя покойного.
В соответствии с византийским стилем, часовня украшена позолоченными греческими крестами на синем, как небо, фоне. Пол — из белой плитки. Иконы написаны на холстах, подаренных их Императорскими Величествами и армейскими полками. Черная плита обозначает местоположение смертного одра цесаревича. Алтарь, украшенный киотами из белого мрамора с изображениями Николая Чудотворца, Рождества и Воскресения Христова занимает центральную часть абсидного полукруга. Иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Вознесения Господня, Апостолов и Преображения продолжают полукруг. С левой стороны к ним присоединяются свв. Спиридон, Артемон, Иулий, Мартиниан, Иерофей, Савватий и Зосима, а справа мы видим свв. Хрисанфа, Дорофея, Павла Исповедника, Евтихия, Александра Невского, Мирона, Захарии, Архангела Михаила и свв. Ольги и Елисаветы.
http://sobor.fr/index.php?content=article&category=library&id=2015-08-09-1&lang=ru