Нежинский мужской Благовещенский монастырь

Основатель обители – митрополит Стефан Яворский, уроженец Правобережной Украины, откуда его родители переехали в с. Красиловку в округе Нежина, ради верности Православию – в обстановке, когда после Хмельниччины и Руины власть католической Польши была вновь утверждена над Правобережьем, затем – слушатель Киево-Могилянской Академии и католических школ, постриженник Киево-Печерской Лавры, учитель в родной Академии и настоятель Николо-Пустынного монастыря в Киеве, участник посольства Киевского митрополита к Российскому патриарху, талантливый проповедник, автор ряда известных богословских трудов, с 1700 года правящий архиерей Рязанской епархии и местоблюститель патриаршего престола при замене царем Петром I патриаршества в Русской Церкви на синодальное управление, существовавшее до 1917 года.
Желая употребить жертвуемые ему по разным поводам средства на богоугодное дело, владыка Стефан решил построить каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Нежине, где настоятелем Свято-Николаевского собора служил в 1702-1730 годах его брат протоиерей Павел Яворский. Закладка церкви состоялась в 1702 году. В 1704 году владыка Стефан заключил строительный контракт с зодчим Григорием Устимовым. Уже во время работ, в своих бумагах иерарх оговаривался, что хочет устроить при храме монастырь. В победе Петра I над шведами под Полтавой в 1709 году владыка Стефан увидел еще один мотив к созданию храма с обителью: «Отныне да будет памятник в Нежинском монастыре о победе». С 1712 года архипастырь не раз присылал в храм Евангелия в окладах, напрестольные кресты и священные сосуды. При освящении храма 22 июля 1716 года с участием владыки Стефана, Киевского митрополита, а также Черниговского и Переяславского архиереев, состоялось официальное учреждение монастыря, который получил название «Назарет Богородицы». Новая обитель была наделена землями, ее настоятель удостаивался звания архимандрита. О своем детище владыка Стефан заботился до самой кончины, присылая новые вклады деньгами и утварью.
Чувствуя приближение к вечности, владыка Стефан в 1721 году передал монастырю свою богатую библиотеку. Отсылая ее в обитель, он написал в одном из каталогов книг латинские стихи, где есть строки: «Идите, книги! Счастливой дороги! Питайте умы других! Вы доставляли мне сладость и удовольствие. С вами, о книги, мне было приятно жить! Вы составляли мое богатство, славу мою, мой рай, мое утешение. Вы доставили мне знаменитое имя, через вас снискал я любовь великих мужей! Уже не держать мне вас больше в руках: другая, Вечная книга пред взором моим предстает, – ее хочет открыть мне Господь, Который придет». В состав каталога входит и «Тестамент» со словами: «Даю же сии книги мои тому монастырю с сим намерением, дабы в нем была своя библиотека для ученых иеромонахов, которые бы могли наставлением сих книг с Божиею помощию Слово Божие проповедати и народ поучати, не в словесех премудрости, но в силе духа, и не себе проповедающе, но Христа распята, себе же образ добрых дел людем представляюще, яко Божия слуги». В том же «Тестаменте» дана инструкция о хранении книг: «Дабы место удобное на тые книги усмотрел, или нарочно устроил, не деревянное, но каменное с затворами железными для огненного случая. Мне видится на трапезе палату сделать с полицами довольными и там оные держать за крепким замком»; «Усмотреть доброго и благой совести монаха или иеромонаха тогож монастыря постриженца и поставить его библиотекарем, или над книгами прилежным дозорцем, чтоб незабвенно надсматривал книг, и когда бывает ветер, чтоб затворы оконные отворял для провевания книг, чтоб не погнили, и не близко при стене каменной оные держал, бо от мокроты каменя кирпичного скоро погниют»; «Когда бывает ведро летом, выносить оные книги из библиотеки верными послушниками, при добром дозоре, и просушивать на солнце, не все разом, но по части: того дня – тые, иного – иные, и хранить всячески от гнилости и моля»; «В библиотеку никому не входить кроме архимандрита и библиотекаря, и кому верному они соизволят для послушания»; «Никому же от оных книг не давать, кроме тех, которые в том же монастыре труждаются в проповеди… под реестром, с подкреплением их руки».
Уже перед самой кончиной, 15 ноября 1722 года владыка Стефан направил в обитель последний денежный взнос с завещанием, в котором велел расписать храм, «как почали в алтаре», окончить трапезную церковь и помещение библиотеки, построить богадельню и «колокольню с большими часами для угодия всему городу». Не все замыслы иерарха были исполнены: его книги служили ученым монахам, но не в Нежине, а в Коллегиуме при Покровском монастыре Харькова, куда библиотеку перевезли по указу правительства в 1731 году.
В 1749-1756 годах архимандритом обители был о. Митрофан Горленко – родич свт. Иоасафа Белгородского. При о. Митрофане в 1750 году сгорела трапезная. В том же году, в ходе ремонта, настоятель построил каменный корпус келий. В 1757 году обитель частично пострадала от городского пожара.
В 1797 году монастырь был опустошен большим внутренним пожаром. После него обитель предполагалось закрыть, но нежинцы убедили правительство сохранить прежний статус монастыря. Капитальный ремонт обители осуществил управлявший ею в 1803-1823 годах архимандрит Виктор Черняев – болгарин, уроженец Черногории и воспитанник Киево-Могилянской Академии. Описание монастыря 1867-1868 годов гласит:
«Святитель Стефан и архимандрит Виктор неразлучны в народной памяти: первый – создал, второй – воссоздал эту святую обитель».
Являя пример подвижничества и возвысив благочестие среди братии монастыря, о. Виктор обратил на себя внимание многих жертвователей, с участием которых, а также на свои средства, сумел привести обитель в новое благолепие. Невзирая на досадный конфликт с правящим архиереем, отрешение от должности и выезд на родные Балканы, о. Виктор оставил о себе благодарную память в сердцах нежинцев, а сложившийся при нем облик монастыря не претерпел существенных изменений до рубежа XIX-XX веков.
В советское время обитель была закрыта, ее постройки использовали светские учреждения, главный храм пришел в аварийное состояние, другие строения также сильно обветшали. В 1999 году началось возрождение монастыря.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?