ВВЕДЕНСКИЙ СОБОР, 1788 г. Построен вместо сгоревшего деревянного. Существенных перестроек не претерпел. В начале XIX в., в 1860 г. во время ремонтов изменена профилировка обломов карниза. Во время Великой Отечественной войны памятник поврежден. В стиле барокко, из кирпича (кладка с подрезкой швов). По пространственной и планировочной-композиции принадлежит к одному из разновидностей тетраконха с прямоугольными очертаниями южной и северной ветвей.
Памятник одноглавый, бесстолпный. Перекрытия — кирпичные своды. Внешняя архитектура характерна вертикальными членениями. Фасады расчленены пилястрами, над которыми раскрепован тонко профилированный завершающий карниз. Фасады южной и северной ветвей с фронтонами полукруглого очертания с овальными окнами в тимпанах. Окна с лучковыми перемычками декорированы профилированными тягами из кирпича и оштукатурены. Сандрики имеют форму лучкового фронтона. Глава имеет восьмигранный барабан с двухъярусным профилированным карнизом и барочным куполом.
Памятник — одно из самобытных по своей объемной структуре сооружений периода барокко на Украине типа тетраконх. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 282-283, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
Тетраконховая система получила на Украине широкое распространение в силу традиционного стремления украинских зодчих к симметричному построению зданий. Наряду с правильным тетраконхом (церкви в селе Носовка, 1765 г., и селе Рыкове, 1772 г., на Черниговщине) появляются некоторые вариации этого плана. По новой схеме созданы отличающиеся исключительной пропорциональной слаженностью два памятника в Нежине – церковь Иоанна Богослова (1752 г.) и Введенская церковь (1778 г.). Первая из них примечательна тем, что стоит на высоком подклете по русскому образцу.
Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII – XVIII в.в.». – М.: 1967 г., перевод с украинского