Нежин. Введенский женский монастырь.

Свято-Введенский женский монастырь находится на юго-западе Нежина. Раньше это было предместье. «Когда и кем он был основан – нет никаких сведений, а по наличию в нем Евангелия, напечатанного во Львове 1678 г., можно видеть, что он существует более ста лет». Так писал об этом монастыре в 1786г. А. Шафонский.
Автор описания Черниговской епархии Филарет (Гумилевский) пишет, что Нежинский женский монастырь основан при царе Алексее Михайловиче «вдовой Стародубского полковника Бриславской Анной» (по некоторым источникам скончалась в схиме с именем Евдокия), но откуда взяты эти сведения не объясняется. Глубоко переживая смерть мужа, Анна решила посвятить оставшуюся жизнь служению Богу, а для молитв за покойного мужа и за себя открыть в Нежине монастырь. «Закупив земли для дома, она вокруг своего жилища начала строить небольшие келии для приюта престарелых и бедных; потом, по благословению архипастыря, построила два храма: один посреди двора в честь Введения Богоматери в храм, поэтому монастырь и начал называться Введенским, а другой – на восток от первого во имя преп. Ильи. Это было не позднее 1660 года». С самого своего основания обитель была общежительной.
В 1756г. случился пожар: сгорели обе церкви и келии. На пепелище церкви святого Илии нашли три не поврежденные иконы – Печерской Богоматери, Спасителя и святого пророка Илии. Эти три иконы особо почитались в монастыре. Они были украшены серебряными ризами. На иконе Печерской Ьогоматери главного храма в складных крестиках сохранялись с давних времен части мощей священномученика Макария, митрополита киевского, и святой мученицы Параскевы. Игуменья Елевферия со своими монахинями осталась под открытым небом. Но вскоре ее стараниями с помощью Божией здесь выросла новая деревянная церковь.
В ведомости 1767г. Есть запись: «на Овдеевской улице девичий монастырь: по леву сторону (от входа) в оном новая дерев.церковь во имя св.прор.Илии; вновь делаются каменные для игумении и деревянные для прочих келии». На месте деревянного храма найдена свинцовая дощечка с надписью : «основана сия трапезная церковь в честь и память св. пророка Илии Фестивянина…при игуменье Елевферии. Положены здесь мощи св. рос. Кн. Александра Невского – в лето 1757 м. ген. 12 д». Древний Ильинский храм был одновременно и трапезной. При игуменьи Аполинарии, которая пришла с Киевского Богословского монастыря, на пепелище был возведен каменный храм Введения Богоматери. Этот храм освящен в 1778г. В 1814г. построена каменная колокольня и теплый храм преп. Илии.
Среди известных игумений монастыря Филарет выделяет Памфилию Кулябкову; Елевферию, бабку нежинского вийта Тернавиота Ивана, при ней произошел пожар в монастыре и она успела снова построить Ильинский храм; игуменью Магдалину, при которой был простроен каменный Введенский храм. С 1775г. игуменьей стала гречанка Евфросиния. При ней императрица Екатерина пожертвовала обители 150 руб. во время своего пребывания в Нежине. С 1786г. обителью управляла игуменья Анна, которая пришла из упраздненного Черниговского монастыря. С ее доклада начальству стало известно, что в обители было 26 монахинь и послушниц. При игуменье Варваре Стороженковой, которая была настоятельницей 17 лет, построена каменная колокольня с храмом.
В 1804г. монастырем руководила игуменья Лаврентия. Среди известных игумений была также Панкратия Чернова, дочь почетного нежинского гражданина Семена Чернова. Она вместе с казначей Смарагдой (в миру Раисой), дочкой капитана Ростика Урсулы, сделала очень много полезного для монастыря: было построено ограждение, достроен теплый храм с приделом при нем в честь святых Жен Мироносиц (1850г.), построен двухэтажный каменный корпус для черниц (1857г.) В 1860г. казначея Смарагда становится игуменьей. Благодаря ей в 1863г. при Введенском монастыре было открыто училище для девочек. На монастырское обеспечение было принято 10 девочек-сирот. Здесь изучали Закон Божий, русскую словесность, русскую историю, географию, арифметику, французский язык. Кроме этого, детей учили церковному пению, рукоделию и музыке. Каждую субботу ученики пели в храме литургию и читали церковные тексты. В 1867г. состоялся первый выпуск: из принятых 10 воспитанниц выпущено 8.
В 1868г. программу обучения расширили, училище стало трехклассным. В каждом классе учились два года. Монастырское училище действовало до русско-турецкой войны. В этом помещении игуменьей Смарагдой был открыт госпиталь для раненых офицеров. После войны школа не открывалась. А в ХХ в. здесь действовала уже обычная школа. При игуменье Смарагде была основана больница на 12 коек, гостиница (богодельня) для паломников, которых здесь бывало до 100 человек, и мастерские для резьбы и живописи.
В 1863г. при обители открыли школу иконописи. Здесь обучались рисованию сестры, имевшие к этому способности. Учителями рисования были Павло Давиденко (1863-1867г.г.), Цибульский (1868г.), Гаранович (из 1869г.), который учился в Петербургской академии художеств. Гаранович давал уроки бесплатно. Он нарисовал бесплатно четыре образа для часовни на вокзале (курско-нежинской железной дороги). Монастырь серез пять лет после основания школы иконописи начал принимать заказы для соседних церквей. Были написаны иконы для иконостаса Вознесенской церкви с.Басани, для Рождественско-Богородичной церкви в Монастырище, Елецкого монастыря в Чернигове. Одновременно с иконописной мастерской начала свое существование иконостасная. Здесь обучалось 15 послушниц. Руководил иконостасной мастерской мещанин Балабан, который был прекрасным мастером.
В обители изготавливали и золотошвейные изделия. Среди них – заказы, по сведениям Филарета, для Елецкого монастыря в Чернигове и киевской Ильинской церкви (написана плащаница и встроена резная рама к ней). Нежинские мастерицы реставрировали ризницу Черниговского архиерейского дома, пошили новое архиерейское облачение для Елецкого монастыря. В 1864г. началось строительство монастырской кладбищенской церкви в память иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1869г. каменная церковь уже была готова. Потом здесь построили деревянные келии для сестер обители. В них они жили во время обработки монастырских огородов. О жизни монастыря перед революцией 1917г. описывает Александр Николаевич Лазаренко в своих воспоминаниях: «Нежинский женский монастырь был на Миллионной улице, где имел большую усадьбу с каменной оградой.
В ограде была церковь и часовня. Монастырь имел хозяйство с конной мельницей и пекарней. Доходной частью монастыря была двухэтажная гостиница на углу Гоголевской площади. При гостинице и на вокзале были две работницы. Раз в неделю на вокзал ехала монастырская линейка, запряженная двумя лошадьми, на которой 10-12 монашек ездили на церковную службу. На вокзале был еще киоск, в котором продавались изделия монашек: сумочки, шитые золотом туфельки, кошельки и другие рукоделия. Особенно славились закладки в книжки. Монашеская гостиница считалась самой аристократической и дорогой. Условия были настолько комфортабельны, что богатые холостяки жили там постоянно. Помимо усадьбы в городе, монастырь имел скит в лесу около села Ветхого, где была церковь и большая сельскохозяйственная ферма. Священником там был Спасский старший – отец священника Георгия из Собора. Все монашки были искусными рукодельницами. Обеспеченные семьи заказывали в монастыре приданное для дочерей. Это были добротные высококачественные вещи, выполненные с тонким художественным вкусом: мягкие, легкие стеганные ватные одеяла с разными замысловатыми узорами, прекрасное постельное белье из голландского полотна с пришивами ручной вязки или шитьем с монограммами, вышитые мереженные полотенца, ночные рубахи с кружевами, изысканное носильное белье на все сезоны и разные вкусы.
При женском монастыре была церковно-приходская школа, через дорогу напротив монастыря. Настоятельницей монастыря была игуменья, как правило, со средним образованием. В отличие от мужского монастыря, который пользовался популярностью, женский монастырь способствовал повышению культуры и в городе». В конце ХIХ – начале ХХ ст. в Свято-Введенском монастыре было 200 монахинь. Они вели свое хозяйство, держали мельницу. Монастырю принадлежали 30 десятин земли.
В 1936г. обитель была упразднена и до 1947г. храм действовал как приходской. После долгих лет забвения за время советской власти 11 мая 1998г. снова состоялось открытие Введенского монастыря.

Обитель основана во 2-й половине XVII в. вдовой Стародубского полковника Анной Бриславской в память о почившем супруге. В 1747-1758 г.г. монастырем управляла игумения Елевферия – бабушка знатного нежинского грека Ивана Тернавиота. При ней в 1756 г. обитель пострадала от вспыхнувшего по соседству пожара, но в 1757 г. началось обновление монастыря. Во 2-й пол. XVIII – XIX в.в. основные постройки обители, прежде деревянные, заменили каменными.
В 1863 г. при монастыре учредили странноприимницу, училище для девиц, мастерские иконописи и резьбы по дереву (для изготовления иконостасов). Насельницы владели золотошвейным искусством – в 1860-х гг. они реставрировали, по поручению Черниговского архиеп. свт. Филарета (Гумилевского), предметы из епархиальной ризницы Чернигова, а в нач. 1870-х гг. изготовили плащаницу для знаменитого храма св. прор. Илии в Киеве. В начале русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. училище было упразднено, а его помещение отведено под военный госпиталь. В 1936 г. монастырь закрыли, в 1941 г. здесь учредили приход, впоследствии упраздненный. В 1998 г. началось возрождение обители.
Историческая территория монастыря – городской квартал, протянувшийся с запада на восток и ограниченный с севера ул. Авдеевской, с запада – безымянным переулком и сквером, с востока – пер. Школьным, с юга – ул. Ивана Богуна. Основная часть квартала, кроме Г-образной полосы вдоль ул. Богуна и пер. Школьного, возвращена Церкви.
Обитель обведена кирпичной оградой, старые звенья которой – рубежа 40-50-х г.г. XIX в. – частично уцелели на гранях квартала, а новые – рубежа ХХ-XХI в.в. – стоят на месте утраченных старых и отделяют действующий монастырь от светского участка. Посреди западного звена ограды, со смещением к ул. Авдеевской, устроены Святые врата, от которых проведена прямая аллея к Введенскому храму в центральной части обители.
Исполненный в стиле украинского барокко, 1-главый Введенский храм датируется 70-80-ми г.г. XVIII в. (в разных источниках: 1770, 1778, 1780, 1788). Прежний одноименный храм, построенный Анной Бриславской, был деревянным и сгорел в 1756 г. Северо-западнее Введенской церкви, у северного звена ограды, в 1814 г. возведена 3-ярусная колокольня. Севернее Введенского храма расположен 2-этажный корпус, устроенный в 1998-2000 г.г. на руинах трапезной церкви св. прор. Илии, которая была создана в нач. XIX в. и расширена в 1846-1850 г.г. с добавлением придела свв. жен-мироносиц. 2 более ранних деревянных храма св. прор. Илии стояли восточнее Введенской церкви, при этом один был поставлен при Анне Бриславской, другой – в 1757 г.
Юго-западнее Введенской церкви в 2006-2008 г.г. построен 2-этажный Игуменский корпус. На светском участке, южнее Введенского храма, вдоль ул. Богуна протянулся большой 3-этажный корпус, нижний и средний этажи которого построены в 1857 г. (верхний – надстроен в советское время, когда здание было отдано под гражданские квартиры, существующие поныне, кроме нескольких комнат, выделенных монастырю в конце 1990-х г.г.).
http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_женский_монастырь_(Нежин)

Основание Введенского монастыря относится к середине XVII ст. Набожная и благочестивая вдова Анна Бреславская в память о безвременно скончавшемся муже, стародубском полковнике, решила основать Божью обитель. На тихой тенистой окраине города прикупила земли для дома и построила приют для бедных. Слух об угодных Богу делах дошёл до архиепископа. По его благословению во дворе дома Анны возвели два храма. Введенский — в честь Введения Богородицы в храм — дал название монастырю. А рядом возвели церковь во имя святого пророка Илии.
В пожаре 1756 года оба храма и кельи сгорели. Но Божией помощью и стараниями насельниц на месте пожарища возвели деревянную церковь с трапезной в честь пророка Илии и новые кельи. А когда решили возвести каменную, нашли свинцовую дощечку. Надпись гласила: «Основана сия трапезная церковь в честь и память св. пророка Илии Фестивянина… при игуменье Елевферии. Положены здесь мощи св. рос. кн. Александра Невского — в лето 1757, месяца января, 12 дня».
Девичья монашеская обитель стараниями монашек и каждой новой игуменьи постепенно обустраивалась. В 1775 году Нежин посетила Екатерина II и пожертвовала обители (игуменьей была гречанка Ефвросиния) большие по тем временам деньги — 150 рублей. При игуменье Магдалине возвели и освятили новый каменный храм Введения Богоматери (1778). Из доклада игуменьи Анны, пришедшей из Черниговского Пятницкого женского монастыря, закрытого указом Екатерины II, известно, что в обители проживало 26 монахинь и послушниц.
Монастырь расстраивался. При игуменье Варваре Стороженковой построили каменную колокольню и тёплый храм пророка Илии (1814). Много полезного для монастыря сделала игуменья Панкратия Чернова, дочь почётного гражданина Нежина Семёна Чернова. Было построено каменное ограждение, достроен тёплый храм с приделом в честь святых Жен Мироносиц (1850), построен двухэтажный каменный корпус для черниц.
Послушницы монастыря были мастерицы на все руки. Обслуживали больницу на 12 коек, содержали гостиницу для паломников, обучались в иконописной мастерской. И до того поднаторели в писании икон, что стали принимать заказы. Написали иконы для иконостаса Вознесенской церкви села Басани, для Рождественско-Богородичной церкви в Монастырщине, Елецкого монастыря в Чернигове. Одновременно существовала иконостасная мастерская, в ней обучалось 15 послушниц.
Сестры монастыря слыли знатными рукодельницами и золотошвеями. По сведениям черниговского архимандрита Филарета Гумилевского, историка Русской Церкви, сестры Свято-Введенского монастыря пошили новое архиерейское облачение для Елецкого монастыря в Чернигове, реставрировали ризницу черниговского архиерейского дома.
Монастырю также принадлежал скит в лесу возле села Ветхое. В нём сестры не вели жизнь затворниц, а неустанно трудились в большом хозяйстве, обеспечивая овощами и фруктами монастырский стол.
После революции монастырь ещё функционировал. Не сразу у большевиков добрались руки до всех православных святынь! Но расцвета монашеской жизни уже не было. Забрали землю, мельницу и гостиницу. А в 1936 году монастырь закрыли. Но Введенский храм был действующим до самой Великой Отечественной войны. А после войны нужно было восстанавливать разрушенный фашистами город. О монастыре совсем забыли, территория его окончательно пришла в запустение и упадок. Были разрушены церковь пророка Илии, жилые корпуса, упразднено монашеское кладбище.
И только в 90-х годах прошлого столетия, пережив долгие годы забвенья и разрухи, обитель стала возрождаться к жизни. Нелегко пришлось игуменье Антонии (Терещенко), которая по благословению владыки Антония, митрополита Черниговского и Нежинского, приехала поднимать пустынь. К этому времени территория некогда процветающего монастыря превратилась в свалку и значительно сократилась. Трёхэтажный дом, где прежде располагалась церковь Покрова Божией Матери с пределом святителя Николая и кельи сестер, перешел к военным. В бывшей монастырской гостинице и мастерских разместилось Нежинское училище культуры и искусств им. М. Заньковецкой.
Но с упованием на Богородицу и Божью помощь были преодолены все трудности восстановления. С усердием православные помогали очищать от мусора и хлама монастырскую территорию. И 21 июля 1998 года в обители впервые за долгие годы была совершена литургия в честь иконы Казанской Божьей Матери.
Уже отреставрирован главный соборный храм монастыря — Введенский. Построен игуменский корпус и кельи для сестёр, заканчивается реставрация колокольни. Ильинская церковь ещё не восстановлена.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=chernigov&page=17

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?