Собор представляет собой одно из выдающихся сооружений эпохи барокко на Украине. В результате перестроек в архитектуре Благовещенского собора прослеживаются некоторые черты классицизма. Освящение величественного пятиглавого Благовещенского собора, которому дали второе название — Богородичный Назарет, — состоялось в 1716 г. Благовещенский собор в Нежине возведен в честь победы над шведами в Полтавской битве по инициативе и на средства митрополита Стефана Яворского. Семиярусный иконостас, самый большой в Украине после Успенского собора в Киеве.
Стефан Яворский завещал Благовещенскому монастырю собственную огромную библиотеку, состоящую из 609 редких книг, 28 из которых были рукописными, и просил расписать собор. Завещание было выполнено. Первоначальные росписи площадью 2500 квадратных метров, полностью покрывали все стены и своды собора.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=chernigov&page=12
Построен архитектором Г.И. Устиновым. В течение XVIII в. несколько раз страдал от пожаров. Первоначальные завершения стен и барабанов неизвестны. Следовавшие за пожарами ремонты изменили формы памятника, особенно в 1814 г., когда были переделаны верхние части стен – вместо фронтонов появились треугольные щипцы (мастер Петухов), растесаны окна, устроены новые купола со шпилями, характерные для эпохи классицизма. Тогда же были произведены укрепительные работы в связи с раскрытием трещин и просадкой части северной стены.
Стены и своды памятника были расписаны в начале XVIII в. (до 1722 г.). Во время пожара 1797 г. живопись была повреждена, в 1809 г. памятник вновь расписан. До нашего времени сохранились фрагменты живописи XVIII и XIX вв. (масло). В стиле барокко с привнесенными в результате перестроек чертами классицизма. Кирпичный, девятичастный, в основе плана лежит равноконечный крест, выраженный по осевым фасадам прямоугольными в плане ризалитами незначительного выноса, угловые камеры закруглены в плане, что является редкостью. Собор четырехстолпный, пятиглавый, четыре малых главы помещены не над ветвями креста, а над угловыми объемами, в чем виден отголосок древнерусской традиции трехнефных храмов, сохранившейся в русской архитектуре. Перекрытия полуциркульные, барабанов – полусферы, основных объемов – полуциркульные своды. Особенностью пространственного решения интерьера является его цельность – угловые камеры неотделимы от основного объема, кроме двухэтажного юго-восточного объема, что нехарактерно для крестообразных в плане памятников XVII-XVIII вв. Своеобразно подкупольное пространство, близкое по форме цилиндру, образованное пилонами с дугообразными сторонами.
В двух восточных пилонах кирпичные лестницы: в северо-восточном лестница, ведущая на крышу, в юго-восточном – на второй этаж. На стенах и сводах памятника – фрагменты живописи XVIII-XIX вв. Консервация была произведена в 1967 г.: укреплены кирпичные своды барабанов глав, установлены деревянные конструкции куполов, выполнено кровельное их покрытие. Выполнена кладка венчающих стен, карнизов и т. д. Памятник – одно из выдающихся сооружений эпохи барокко на Украине, отразил влияние русских приемов в архитектуре.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР», т. 4. – К.: Будівельник, 1986 г.
В 1720 г. закончен иконостас собора, живописные работы для которого выполнил иеромонах Герман.
В 1816 г. Нежинский маляр Яков Левенец вместе с Цихановским расписывал собор.
Жолтовский П.М. «Художественная жизнь на Украине в 16–18 в.в.». – К.: 1983 г.
Благовещенский собор в Нежине строился под наблюдением известного общественного и духовного деятеля петровского времени Степана Яворского. Здание было посвящено победе Петра I над шведами. Перед смертью Яворский подарил монастырю огромную библиотеку и распорядился в своем завещании в 1722 г. «церковь всю малеванием украсити». Завещание Яворского было выполнено. Росписи XVIII в. сохранились и сейчас. Известно имя строителя собора. Это был московский зодчий Григорий Иванович Устинов. Авторство Устинова явствует из его челобитной Петру I от 17 декабря 1705 г. (ЦГАДА, Малороссийские дела, д. 29, л. 164, 1705 г.). В одном из писем Яворский характеризует Устинова как мастера «подлинно певного и в малярном деле и в архитектуре искусного».
Композиция здания является необычной и единственной в своем роде. В плане это квадрат с округленными углами. Наружные массы не расчленены, они представляют единый массив, в какой-то мере напоминающий собор Донского монастыря в Москве. Своды собора опираются на четыре столба. В восточной паре столбов устроены лестницы, ведущие в помещения над алтарем, что тоже является необычным. Если в Николаевском соборе ярусной является только западная часть, то здесь ярусы устроены и в западной, и в восточной частях здания. Здание в целом отличается оригинальностью, но оно недостаточно характерно для украинской традиционной архитектуры.
Цапенко М.П. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.