Нежин. Нежинский мужской Благовещенский монастырь.

Благовещенский монастырь, называемый Назарет, 2 класса, в городе Нежине. Основан в 1716 году при церкви, заложенной в 1702 году на средства местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского. В монастыре находится свято чтимая икона Всех скорбящих Радость и замечателен образ Успения Божией Матери, писанный в Риме в 1435 году, а также Корсунская икона Богоматери, написанная киевским митрополитом Михаилом Зборовским. При монастыре школа для мальчиков-сирот.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Основатель обители – митрополит Стефан (Яворский), уроженец Правобережной Украины (1658), откуда его родители переехали в с. Красиловку в округе Нежина (ради верности Православию – в обстановке, когда после Хмельниччины и Руины власть католической Польши была вновь утверждена над Правобережьем), затем – слушатель Киево-Могилянской Академии и католических школ, постриженник Киево-Печерской Лавры, учитель в родной Академии и настоятель Николо-Пустынного монастыря в Киеве, участник посольства Киевского митрополита к Российскому патриарху, талантливый проповедник, автор ряда известных богословских трудов, с 1700 г. правящий архиерей Рязанской епархии и местоблюститель патриаршего престола (†1722) при замене царем Петром I патриаршества в Русской Церкви на синодальное управление (существовавшее до 1917 г.).
Желая употребить жертвуемые ему по разным поводам средства на богоугодное дело, владыка Стефан решил построить каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Нежине, где настоятелем Свято-Николаевского собора служил в 1702-1730 г.г. его брат протоиерей Павел Яворский. Закладка церкви состоялась в 1702 г. В 1704 г. владыка Стефан заключил строительный контракт с зодчим Григорием Устимовым. Уже во время работ, в своих бумагах иерарх оговаривался, что хочет устроить при храме монастырь. В победе Петра I над шведами под Полтавой в 1709 г. владыка Стефан увидел еще один мотив к созданию храма с обителью: «Отныне да будет памятник в Нежинском монастыре о победе». С 1712 г. архипастырь не раз присылал в храм Евангелия в окладах, напрестольные кресты и священные сосуды. При освящении храма 22 июля 1716 г. с участием владыки Стефана, Киевского митрополита, а также Черниговского и Переяславского архиереев, состоялось официальное учреждение монастыря, который получил название «Назарет Богородицы». Новая обитель была наделена землями, ее настоятель удостаивался звания архимандрита. О своем детище владыка Стефан заботился до самой кончины, присылая новые вклады деньгами и утварью.
Чувствуя приближение к вечности, владыка Стефан в 1721 г. передал монастырю свою богатую библиотеку. Отсылая ее в обитель, он написал в одном из каталогов книг латинские стихи, где есть строки: «Идите, книги!.. Счастливой дороги! Питайте умы других!.. Вы доставляли мне сладость и удовольствие. С вами, о книги, мне было приятно жить! Вы составляли мое богатство, славу мою, мой рай, мое утешение… Вы доставили мне знаменитое имя, через вас снискал я любовь великих мужей!.. Уже не держать мне вас больше в руках: другая, Вечная книга пред взором моим предстает, – ее хочет открыть мне Господь, Который придет». В состав каталога входит и «Тестамент» со словами: «Даю же сии книги мои тому монастырю с сим намерением, дабы в нем была своя библиотека для ученых иеромонахов, которые бы могли наставлением сих книг с Божиею помощию Слово Божие проповедати и народ поучати, не в словесех премудрости, но в силе духа, и не себе проповедающе, но Христа распята, себе же образ добрых дел людем представляюще, яко Божия слуги». В том же «Тестаменте» («Завете») дана инструкция о хранении книг: «Дабы место удобное на тые книги усмотрел, или нарочно устроил, не деревянное, но каменное с затворами железными для огненного случая. Мне видится на трапезе палату сделать с полицами довольными и там оные держать за крепким замком»; «Усмотреть доброго и благой совести монаха или иеромонаха тогож монастыря постриженца и поставить его библиотекарем, или над книгами прилежным дозорцем, чтоб незабвенно надсматривал книг, и когда бывает ветер, чтоб затворы оконные отворял для провевания книг, чтоб не погнили, и не близко при стене каменной оные держал, бо от мокроты каменя кирпичного скоро погниют»; «Когда бывает ведро летом, выносить оные книги из библиотеки верными послушниками, при добром дозоре, и просушивать на солнце, не все разом, но по части: того дня – тые, иного – иные, и хранить всячески от гнилости и моля»; «В библиотеку никому не входить кроме архимандрита и библиотекаря, и кому верному они соизволят для послушания»; «Никому же от оных книг не давать, кроме тех, которые в том же монастыре труждаются в проповеди… под реестром, с подкреплением их руки».
Уже перед самой кончиной, 15 ноября 1722 г. († 27 ноября) владыка Стефан направил в обитель последний денежный взнос с завещанием, в котором велел расписать храм, «как почали в алтаре», окончить трапезную церковь и помещение библиотеки, построить богадельню и «колокольню с большими часами для угодия всему городу». Не все замыслы иерарха были исполнены: его книги служили ученым монахам, но не в Нежине, а в Коллегиуме при Покровском монастыре Харькова, куда библиотеку перевезли по указу правительства в 1731 г.
В 1749-1756 г.г. архимандритом обители был о. Митрофан (Горленко) – родич свт. Иоасафа Белгородского. При о. Митрофане в 1750 г. сгорела трапезная. В том же году, в ходе ремонта, настоятель построил каменный корпус келий. В 1757 г. обитель частично пострадала от городского пожара.
В 1797 г. монастырь был опустошен большим внутренним пожаром. После него обитель предполагалось закрыть, но нежинцы убедили правительство сохранить прежний статус монастыря. Капитальный ремонт обители осуществил управлявший ею в 1803-1823 г.г. архимандрит Виктор (Черняев) – болгарин, уроженец Черногории (1761) и воспитанник Киево-Могилянской Академии. Описание монастыря 1867-1868 г.г. гласит: «Святитель Стефан и архимандрит Виктор неразлучны в народной памяти: первый – создал, второй – воссоздал эту святую обитель». Являя пример подвижничества и возвысив благочестие среди братии монастыря, о. Виктор обратил на себя внимание многих жертвователей, с участием которых, а также на свои средства, сумел привести обитель в новое благолепие. Невзирая на досадный конфликт с правящим архиереем, отрешение от должности и выезд на родные Балканы, о. Виктор оставил о себе благодарную память в сердцах нежинцев, а сложившийся при нем облик монастыря не претерпел существенных изменений до рубежа XIX-XX в.в.
В советское время обитель была закрыта, ее постройки использовали светские учреждения, главный храм пришел в аварийное состояние, другие строения также сильно обветшали. В 1999 г. началось возрождение монастыря.
Обитель занимает южную половину прямоугольного квартала, ограниченного с юга ул. Гоголя, с запада – ул. Митрополита Стефана Яворского, с востока – ул. Ленина, с севера – ул. Гребенки (северная половина квартала состоит, по преимуществу, из частных усадеб). Парадная сторона монастыря (вдоль ул. Гоголя) – каменное здание длиной во всю грань квартала, 1-этажное в западной половине и 2-этажное – в восточной. Строительство здания началось в 1798-1799 г.г. с нижнего этажа восточной половины, в котором предполагалось разместить настоятельские покои.
Вступивший в управление обителью в 1803 г. о. Виктор (Черняев) изменил этот замысел. В 1804-1808 г.г. он достроил здание таким образом, что 1-й этаж по всей ширине квартала был отведен под торговые лавки (для сдачи в аренду), а на 2-м этаже восточной половины разместилась теплая церковь свв. апп. Петра и Павла. При этом за алтарем в торцевой части корпуса скрывалось круглое в плане основание колокольни, верхний ярус которой поднимался над кровлей, венчая угол монастыря со стороны Свято-Николаевского собора (в советское время этот ярус колокольни разобран). С ул. Гоголя (в старину – Московской) на 1-м этаже здания лавок и теплой церкви были устроены 2 сквозных входа: один, западный (его считали св. вратами), – против южных дверей Благовещенского собора; другой, восточный, с лестницей на 2-й этаж (по примеру проходных подъездов) – в теплую церковь, в стыке 1-этажной и 2-этажной половин. Ныне 1-й этаж здания, включая западный вход, занимают городские киоски, восточный вход служит для подъема в возрожденный на 2-м этаже теплый храм, а входы в монастырь устроены с боковых улиц. Архимандрит Серафим (Покровский, 1839-1846) расширил теплый храм, устроив еще 2 престола – в честь Введения Пресвятой Богородицы и свт. Митрофана Воронежского, но 2-й из них вскоре был упразднен. В 1878 г. Введенский престол был переосвящен в честь сщмч. Харлампия, а главный – Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время теплый храм вновь называется Петро-Павловским.
С севера к зданию лавок и теплой церкви примыкает вытянутый по ул. Ленина старинный 2-этажный корпус (образует с ними Г-образное в плане сооружение). 1-й этаж корпуса выстроен в нач. XVIII в. в качестве первоначальной трапезной церкви. В 1799 г. был надстроен 2-й деревянный этаж, замененный в 1817 г. каменным. После перестроек 1-й этаж продолжал служить трапезной, во 2-м размещались покои настоятеля. В 1843 г. корпус подвергся еще одной перестройке.
Посреди западной половины обители возвышается 5-главый Благовещенский собор, возведенный в 1702-1716 г.г. мастером Григорием Устимовым в стиле барокко, с чертами российского зодчества. После пожара 1797 г. храм капитально отремонтировал в 1811-1816 г.г. о. Виктор (Черняев), придав куполам и фронтонам черты классицизма. Тогда же собор был заново расписан, в числе новых композиций появились портреты митрополита Стефана (Яворского), Петра I (при котором воздвигнут храм), Александра I (с подписью: «Се виновник всеобщего мира в Европе в 1814 году»). В ходе ремонта отреставрировали 7-ярусный иконостас (в советское время утрачен). Кроме главного престола храм имел боковые: правый – Сретения Господня, левый – св. ап. первомч. архидиакона Стефана.
В плане собор представляет собой квадрат с закругленными углами, 4 внутренние опоры делают его 9-частным, выделяя равноконечный «вписанный крест» на осях сооружения. Особенность собора на фоне подобных построек XVII-XVIII в.в. – единство внутреннего пространства, где угловые части, кроме 2-ярусной юго-восточной, не изолированы от осевых. Своеобразие центральной части храма придает план опор – в виде раздвинутых четвертей кольца. Внутри восточных опор устроены винтовые лестницы: северная – на кровлю собора, южная – на 2-й ярус угловой части, где в старину под куполом находилась библиотека монастыря.
Севернее собора, под прямым углом к ул. Митрополита Стефана Яворского, протянулся каменный 1-этажный корпус келий, построенный в 1750 г. архимандритом Митрофаном (Горленко). В северо-восточном углу обители сохранился старинный каменный 1-этажный дом, построенный в 1858 г. для келий, а с 1877 г. служивший в качестве трапезной.
http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский_мужской_монастырь_(Нежин)

В кельях Благовещенского монастыря (20-е годы XVIII в.) первый этаж был жилым, а подвал являлся складом товаров и продовольствия (в этом нет ничего удивительного, ибо нежинские, да и другие монастыри нередко вели крупные торговые операции). Оба этажа перекрыты красивыми сводами.
Цапенко М.П. «Архитектура левобережной Украины 17–18 в.в.». – М.: Стройиздат, 1967 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?