Нежин. Кафедральный собор Николая Чудотворца.

Свято-Никольский кафедральный собор — один из наиболее ранних образцов украинского барокко. Ранее на месте собора стоял деревянный одноименный храм. Строительство же каменного храма происходило с 1650 по 1658 гг. и осуществлялось под контролем митрополита Киевского и Галицкого. Возводилось сооружение казаками Нежинского полка на деньги братьев Василия и Ивана Золотаренко. Сохранился текст купчей грамоты 1655 г., в которой нежинская мещанка Васса Копачовчиха завещала треть своих средств казацкому полковнику Ивану Золотаренко на строительство каменной церкви.
Легенда рассказывает, что собор заложен в честь чудесного спасения города от турецкого нашествия, благодаря заступничеству Св. Николая Чудотворца. Согласно другой легенде, в этом соборе Богдан Хмельницкий венчался с нежинской красавицей Ганной Золотаренко. Один из основателей собора — брат Ганны, нежинский полковник Василий Золотаренко, был казнен вскоре после знаменитой «Черной Рады», проходившей в Нежине в 1663 г.
Николаевский собор служил не только местом богослужения. Здесь проходили собрания и национальные праздники, зачитывались Гетманские Универсалы и царские указы, проходили важные исторические события. Собор был полковым храмом Нежинского казачьего полка. Его парадная роль подчеркнута и в интерьере, где с обеих сторон главного входа устроены специальные лоджии для полковых старшин, и в городской застройке — на пересечении 2-х главных площадей — Соборной и Ярмарочной.
Храм «всефасадный», одинаково смотрится со всех четырех сторон. Высота сооружения 55 м. Пятиглавый собор выстроен в стиле украинского барокко и полностью воссоздает в кирпиче привычные приемы народного деревянного зодчества. В соборе хранится икона святого великомученика и целителя Пантелеймона с частичкой мощей этого угодника. Ее прислал из Германии в 1998 г. бывший пономарь собора Прохор, служивший в храме в годы фашисткой оккупации. Николаевский собор неоднократно горел (в 1754, 1773, 1798) гг. и перестраивался во второй половине 19 века. Летом 1905 г. в Николаевском соборе венчались Павел Королев и Мария Москаленко — родители известного авиконструктора и создателя ракетно-космической техники Сергея Королева.
С 1920-1939 гг. в соборе размещался соляной склад. В течение двухлетней оккупации Нежина гитлеровскими войсками собор был действующим, в 1946 г. был закрыт снова. Лишь к 1990 г. собор отреставрировали и передали верующим.
Из материала книги-путеводителя: Андрущенко Г.В. Путеводитель по Черниговщине. Изд-во «Мистецство», г. Киев, 2011 г.

В результате перестроек во второй половине XIX в. изменена форма глав, оконных проемов, весь рельефный декор был стесан, вместо кокошников вырублены прямоугольные ниши, часть рельефного декора заложена, утрачены пышные порталы с пятилепестковыми арками проемов. Пострадал во время Великой Отечественной войны.
Плановое, объемное и конструктивное решение типичны для украинского барокко. Из желобчатого кирпича, кладка крестовая с чередующимися тычковыми и ложковыми рядами на известковом растворе, швы толщиной в 3-5 см. В плане имеет форму равноконечного креста с гранеными ветвями с грушеобразными главами и декоративными главками. Между основными башенными объемами – пониженные относительно них прямоугольные в плане камеры (длина сооружения 28,2 м, ширина 24,8, высота до крыши 13,2 м). Юго-западная и северо-западные камеры имеют отдельные наружные входы. Пространственное решение интерьера отличается целостностью восприятия и высотным раскрытием. Барабаны боковых глав восьмигранные в плане, перекрыты восьмигранными сомкнутыми сводами с купольным завершением. Опираются на подпружные арки и на наружные стены через паруса, тромпы и неполные усеченные пирамидальные своды с плоскими гранями, напоминающие верха деревянных храмов. Своды, перекрывающие помещения камер, — полуциркульные с распалубками. При входе в памятник справа и слева находятся внутристенные лестницы, ведущие на узкие П-образные балконы и хоры во второй этаж западных камер, открытых в сторону центрального объема, что способствует обогащению пространственного решения. Небольшие своды над внутристенными лестницами – полуциркульные ступенчатые.
С 1957 по 1966 г. выполнены исследовательские работы, с 1980 г. реставрируется. В результате восстановлены барочные купола по аналогам, взятым в Троицком Густынском соборе, кирпичная кладка стен и сводов. Его объемно-пространственное решение – яркий пример украинского барокко на Левобережье Украины. В памятнике сочетаются традиционные формы народного зодчества Украины с многообразием рельефного декора, в котором отражено влияние барокко России.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР», т. 4. – К.: Будівельник, 1986 г.

В самом центре исторической части города стоит древнейший архитектурный памятник Нежина — Никольский собор, построенный в середине 17 века в стиле украинского барокко. Легенда рассказывает, что собор заложен в честь чудесного спасения города от турков иконой Св. Николая. Согласно другой легенде, в этом соборе Богдан Хмельницкий венчался с нежинской красавицей Ганной Золотаренко. Один из основателей собора — брат Ганны, нежинский полковник Василий Золотаренко был казнен вскоре после знаменитой «Черной Рады», проходившей в Нежине.
Главный храм города, один из первых образцов украинского барокко. Построен казаками Нежинского полка на месте ветхого деревянного храма. Повторяет в камне классические приёмы украинского деревянного зодчества. Внутри заслуживает внимания резной иконостас. В 1663 г. собор стал центром драматических событий, связанный с «Черной радой». В 1990 г. храм был отреставрирован и возвращён верующим. Рядом сохранились торговые ряды собора. Входившая в комплекс тёплая церковь Ионанна Предтечи (1842 г.) перестроена в Дом культуры (ул. Батюка, 16). В сквере установлены памятники Б. Хмельницкому и М. Заньковецкой.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=chernigov&page=16

Николаевская церковь (1670) в плане крестовая, с гранеными пятистенными ветвями и четырьмя небольшими квадратными помещениями во входящих углах. По оси восток – запад и север – юг размеры здания 32х32 м. Венчают храм пять верхов с одним заломом. Высота среднего верха в интерьере 30 м. Высотно раскрытое внутреннее пространство пяти верхов слито в единое при помощи больших арок. Стены церкви оформлены плоскими нишами разнообразной формы. Несмотря на расчлененность её массива, она выглядит компактной благодаря тесно поставленным верхам и тому, что ниши, украшающие стены, подчеркивают их «телесность». Неповторимым обликом, индивидуальным строем пропорций и декором Николаевская церковь является наиболее ярким произведением черниговской школы зодчества украинского барокко раннего этапа.
Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г.

Нежин – один из самых примечательных городов Левобережья, в том числе и в архитектурном отношении. Наличие в этом городе большой группы памятников XVII-XVIII в.в. объясняется следующим. Основание Нежина восходит ко времени Древнерусского государства. Ряд историков связывает этот город с упоминаемыми в летописях XII в. городами Нежатина нива, Нежатин, Унежин. По Деулинскому договору 1618 г. Нежин отошел к Польше, а после освобождения в 1649 г. стал центром одного из наиболее крупных казацких полков. В 1656 г. Богдан Хмельницкий переселил сюда богатых греков-торговцев и с этого времени город становится крупнейшим торговым центром не только местного, но и восточнo-европейского значения. Во внешней торговле России, при отсутствии портов на юге, знаменитые нежинские ярмарки играли весьма видную роль; кроме местных и русских товаров сюда привозились товары из Германии, Италии, Турции и других стран. Не случайно в начале XIX в. в Нежине был организован лицей – придворное учебное заведение.
Из сказанного ясно, что наличие большого количества архитектурных памятников в этом городе не является случайностью. Но мы вынуждены остановиться только на тех, которые нас интересуют в данном случае. Это Николаевский собор (1670 г.) и Благовещенский собор (собор Назарет-Богородицы, 1716 г.).
Николаевский собор в Нежине является старейшим и самым интересным памятником рассматриваемой группы. Это один из ранних памятников пятикупольной крестообразной композиции. Видимо, именно он является прототипом подобных сооружений. Компоновка масс этого памятника отличается ярковыраженной пирамидальностью; его габариты вписываются в равносторонний треугольник. Встроенные по углам объемы сделаны ниже основного массива. Этим создается ступенчатая композиция, завершенная пирамидальной группировкой глав. Центральный купол имеет удлиненную форму. Несколько странную модернизированную форму имеют все главы. Несомненно, это является результатом позднейших переделок.
Наружные объемы основного массива, а также подкупольных барабанов граненые. Это придает зданию особый кристаллообразный вид. Заметна неправильность формы четырех боковых барабанов. Северный и южный купола настолько сплющены, что устройство ступенчатых парусов понадобилось только со стороны главного купола, а с противоположной стороны никаких переходных конструкций нет.
Очень интересна объемно-планировочная схема западной части здания. При входе справа и слева находятся камеры, над которыми устроены хоры, открытые в сторону алтаря и являющиеся своеобразными лоджиями для знатных посетителей храма. Этот принцип найдет дальнейшее развитие в соборе Густынского монастыря и значительно позже – в Вознесенском Переяславском соборе. Подпружные арки, несущие главный купол, в Николаевском соборе имеют слегка стрельчатую форму, что придает их пропорциям особую стройность.
Наружные плоскости собора обработаны при помощи ниш различной конфигурации – в виде прямоугольников, ромбов и т.д. Этот прием также впоследствии станет тридиционным (соборы Густынского, Крупицко-Батуринского и Максаковского монастырей). Следует отметить, что первоначально Николаевский собор был украшен также рельефно выступающими деталями в виде гирек, бусин, полуколонок. Под обвалившейся штукатуркой видны следы этого декора.
Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII – XVIII в.в.». – М.: 1967 г.

На иконе «Всех скорбящих Радости» из иконостаса была надпись: «Исписася иконостас сей Василием Реклинским года 1734 м-ца июна 11 дня». Другая надпись: «Возобновлен сей иконостас киевскими мастерами братьями Григорием и Иваном Шатровым 1888 г. августа 28 дня».
Жолтовский П.М. «Художественная жизнь на Украине в 16–18 в.в.». – К.: 1983 г.

Уже не одно столетие на Соборной площади Нежина, в центре, возвышается Николаевский собор. Стройная, крещатая в плане, пятикупольная постройка и сегодня радует глаз, поражает совершенными архитектурными формами.
Исследователи считают церковь св. Николая в Нежине одной из древнейших каменных эпохи раннего барокко на Левобережье, закладку ее относят к половине XVII века. Считают, что именно на этом соборе мастера Черниговской архитектурной школы отрабатывали свои методы – перенося народные традиции с деревянного строительства в каменное. Вскоре, наследуя и развивая особенности Нежинского здания, появились сходные в разных местах Украины: Троицкий собор Густинского монастыря под Прилуками (1672-1676 г.г.), Екатерининская церковь в Чернигове (1690-е г.г. — нач. 18 ст.), Успенский собор в Новгороде-Северском (кон. 17 – нач. 18 ст.), Всехсвятская церковь Киево-Печерской лавры (1696-1698 г.г.), Георгиевский собор Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 — 1701 гг.) и многие другие (Логвин Г. «Памятники искусства Советского Союза: Украина и Молдавия». – М.-Лейпциг, 1982 г.).
Николаевский собор предстает доминантой Старого города: вокруг него складывается архитектурный ансамбль Соборной площади. В 18–19 веках здесь возводят теплую церковь Иоанна Предтечи (ныне городской дом культуры), стройную двухъярусную колокольню с небольшой часовней (не сохранилась) и торговые ряды, которые принадлежали церкви.
Судьба обошла памятник, как и многие храмы Украины. Собор не раз горел на протяжении XVII-XIX веков, самым разрушительным был пожар 1797 года. После многократных перестроек потерял первоначальную форму бань и внешний декор на стенах. Был закрыт во время массовой антирелигиозной кампании 1920-30-х г.г., когда взрывали храмы, распиливали на дрова иконостасы, жгли книги. Старые жители города помнят, как разрушали колокольни греческой Михайловской и Спасо-Преображенской церквей, разбирали на строительные материалы сооружения Ветхориздвяного Георгиевского монастыря – памятники XIV века (памятников 14 в. на Левобережье не бывает. — прим. М. Жарких), портили внешний вид Замковой Богоявленской церкви (там холодильник горторга), взрывали Успенскую церковь 1764 года с колокольней (сегодня на ее фундаменте возвышается устрашающая постройка городского Дома быта)… во время войны пострадали, а впоследствии были разобраны такие замечательные гражданские сооружения, как дом богоугодного заведения (архитектор Висконти, 1817 г.) и помещение Нежинского магистрата (архитектор М. Казаков, конец XVIII в., теперь – сквер им. Л. Губиной).
Как знать, что ожидало Николаевский собор, если бы городские власти не признали его годным … под склад. Когда в 1950 г. черниговские реставраторы во главе с М. Говденко осматривали его, перед ними предстала ужасная картина: разрушены бани, провалены своды, уничтожены рисование, завален мусором пол. Западные двери собора были расширены с расчетом, чтобы в середину алтаря мог заезжать грузовик. Так разрушили чудесный портал. К сожалению, не известно, когда и как погиб резной с позолотой иконостас, созданный местным мастером Василием Реклинским в 1734 году. Он был одним из крупнейших в Украине тех времен и имел шесть ярусов (Гумилевский Ф. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». – 1873 г. – Кн. 7).
В 1990 году, после длительного кропотливого труда, уникальную достопримечательность реставрировали. Вернули первоначальный вид бань, восстановили великолепное каменное кружево на стенах, а над старинной площадью зазвучали торжественные колокола.
К сожалению, история не сохранила точную дату основания собора: исследователи немало лет спорят на этот счет, но согласия так и не пришли. Автор «Черниговского наместничества топографическое описание» А. Шафонский писал о происхождении собора: «церковь святителя Николая Чудотворца Соборная. Перед ней стояла на седьмом месте деревянная. Да ни о начале деревянной, ни каменной нет никаких сведений». Отметив, что не хватает надлежащих документов (исследователь работал в архивах Нежинского магистрата), он приводит предания местных старожилов: «Поведают, что эту каменную (церковь. — О.М.) казаки полка Нежинского соорудили, что могло произойти не далее, как в середине прошлого семнадцатого века, когда казаки против Польши усилились» (Шафонский А. Черниговского наместничества топографическое описание. – М., 1851 г.). Автор другого исследования – «Историко-статистического описания Черниговской епархии» архиепископ Филарет Гумилевский придерживался мнения, что каменный Николаевский собор в Нежине построен после 1668 года – тогда город сжег карательный отряд князя Ромодановского за участие его жителей в восстании против московских воевод. Как свидетельствует «Летопись Самовидца», князь Ромодановский с войском двинулся на помощь воеводе Ржевскому, которого взяли в осаду казаки Нежинского полка. Увидев приход карательного отряда, «нежинцы, взявшись с казаками, уступили из Нежина, все оставив. Где придя, князь Ромодановский стал в городе, и все войско разграбило, и выходя из Нежина, город сжег, ничего не оставляя»…
После этого пожара город восстанавливали почти полностью. Известно, что в 1669 году его жители обращались к московскому царю с просьбой отстроить укрепления и просили, чтобы «и ратные люди, в верхнем городе остаются в строении города великого помогали; да и вся волость, в полку Нежинском есть, чтобы все вместе то город строили…» (Гумилевский Ф. Указанная работа. — С. 374; «Летопись Самовидца». – К., 1971.; Лазаревский А. «Описание старой Малороссии». – К., 1893. – Т. 2). Как наиболее вероятную, мнение Филарета Гумилевского поддержали и современные исследователи во всех серьезных изданиях истории украинской архитектуры.
В последнее время возрос интерес специалистов к дате и обстоятельствам закладки этой достопримечательности. Связано это прежде всего с тем, что в фондах Нежинского городского архива сотрудники краеведческого музея обнаружили «Ведомости о церкви Нежинской соборной за 1832 год». Датируя древнейшие издания, которые согласно описанию 1832 года хранились в соборе, «Ведомость» устанавливает примерную дату возведения его – 1634 год (Нежинская филиал ЧОДА, ф. 240, оп. 1, спр. 11, арк. 152). При господстве поляков ни одного каменного православного храма не было построено, то есть дата невозможна по политическим соображениям (прим. М. Жарких).
Однако углубленное изучение документов истории Нежина XVII века ставит под сомнение как эту дату, так и приведенную Гумилевским.
Во-первых, документ 1832 года подает только вероятное время основания собора, которое отнюдь не согласуется с сообщением О. Шафонского об устных преданиях нежинских старожилов.
Во-вторых, внимательное изучение документов позволяет сделать вывод, что в половине XVII века во соборный храм в Нежине использовали совсем другую церковь.
Напомним, что следует отличать среди городских храмов так называемые приходские, которые обслуживали потребности населения отдельных частей города, от соборного, в котором происходили все важные торжества. Соборными считали также центральные монастырские церкви, но в самом городе, как правило, такой храм был один.
23 января 1654 года в Нежине состоялась торжественная церемония зажжения местных жителей на верность московскому царю Алексею Михайловичу. Для этого прибыла делегация во главе с боярином Василием Бутурлиным. Подробности ее пребывания в городе находим в статейном списке: «… И, придя в соборную церковь Живоначальной Троицы, говорили ектению и молили Бога о государево… многолітнє здоровья…» («Воссоединение Украины с Россией». – К.: 1953. – Т. 3).
Итак, тогда каменный Николаевский собор ещё не существовал, а все торжества происходили именно в Троицком деревянном соборе. Кстати, каменная Троицкая церковь до сих пор возвышается в центре, вблизи Соборной площади. Построили ее в 1733 году на месте бывшей деревянной.
Первым достоверным упоминанием о Николаевском соборе следует считать сообщение «Летописи Самовидца» от 18 июня 1663 года. Именно тогда Нежин становится средоточием драматических событий, связанных с так называемой «Черной Радой», когда во время избрания гетмана левобережной Украины в городе произошли ожесточенные столкновения между сторонниками претендентов на гетманскую булаву.
Самовидец свидетельствует, что после избрания пресловутый гетман И. Брюховецкий «… внедрил в соборную церковь святого Николая, где присягу выполнил … со всем войском» («Летопись Самовидца». — с. 91).
Итак, согласно этим документам, собор основан между январем 1654 и июнем 1663 годов. Дальнейшие поиски сделали еще более интересные выводы. Известный отечественный историк А. Лазаревский, автор многих трудов по истории Левобережной Украины, приводит текст одного документа, датированного 1655 годом: Нежинская мещанка Копачевчиха в связи с тем, что была тяжело больна, продала свой дом за 200 польских золотых. З цієї суми при свідках вона «40 золотих и осмаков 50 полских на монастир ніжинский; на Троицу Святую другую 40 золотих и осмаков 50; на новую церков, за помочью Божиею и за старанием его мл. пана Ивана Ничипоровича, гетмана нашего северского, и паней матки его мил. фундована, мает третюю сорок золотих и осмаков 50 полских» (Лазаревский А. «Обозрение Румянцовскон описи Малороссии». — Чернигов, 1897. – Вып. 2.).
Как видим, мещанка Копачовчиха отписала часть своих средств на Ветхориздвяний Георгиевский монастырь, что его тогдашние документы называли нежинским. Вторую часть отдала на нежинскую соборную Троицкую церковь. И наконец, третью часть «должна была дать» на какую-то «новую церковь», которую в 1655 году в Нежине строили полковник Иван Ничипорович Золотаренко и его мать. А ведь именно тогда и появляется в городе каменный Николаевский собор! О важное функциональное назначение «новой церкви» свидетельствует то, что ее упоминают рядом с такими объектами, как монастырь и городской соборный храм.
Известно, что Нежинский полковник Иван Золотаренко был человек состоятельный. Долгое время считался наказным гетманом реестрового казачества, участвовал в Освободительной войне 1648-1654 годов и военных действиях в Беларуси в 1654-1655 годах. Породнился с Богданом Хмельницким (гетман в 1651 году женился на его родной сестре Анне). Умер в декабре 1655 года от тяжелой раны, которую получил при осаде города Быхова.
Во время похорон в Корсуне, откуда родом покойник, в церкви, где был установлен гроб, возник внезапный пожар. В пламени погибло более 430 присутствующих на богослужении («Летопись Самовидца». — с. 71-72).
Причастность семьи Золотаренко к Нежинскому Николаевскому собору подтверждают также другие факты. Еще и сегодня от местных старожилов можно услышать предания о том, что именно в этом храме венчались седоусый гетман Богдан Хмельницкий та дівчина-красавица Анна Золотаренко. А по А. Шафонскому, в ризнице Николаевского собора долгое время скрывали драгоценное Евангелие, на серебряном окладе которого было написано, что подарил его этому храму брат покойного полковника Василий Золотаренко 1658 года (Шафонский А. — с. 465). Надо отметить, что с 1659 года Василий Золотаренко был Нежинским полковником и в 1663 году казнен из приказа Ивана Брюховецкого вместе с Переяславским полковником акимом Сомко.
Итак, сведения о строительстве Николаевского собора нужно искать среди документов времен Ивана и Василия Золотаренко. До последнего времени обнаружение их не имело успеха. Но разгадка тайны собора случилась неожиданно. Поставило последнюю точку в этом деле изучения материалов о пребывании в Нежине известного хорватского проповедника, миссионера и публициста, который призвал к объединению всех славянских государств, Юрия Крижанича. Путешествуя в Москву, он находился в Украине и некоторое время жил в Нежине.
В город Юрий Крижанич прибыл в апреле 1659 года и учитывая ожесточенные военные действия, которые шли за гетманство Ивана Выговского, должен был задержаться на долгие пять месяцев. Человек любознательный, он хорошо ознакомился с положением в Украине и близко сошелся с Василием Золотаренко и нежинским протопопом Максимом Филимоновичем. Здесь и увидел воочию новый Николаевский собор и узнал о подробностях сооружения его. Впоследствии, оказавшись в далекой Сибири, куда он был сослан по приказу царя Алексея Михайловича Крижанич отразил тогдашние события в ярких публицистических произведениях на русском и латинском языках.
В одном из них, рассказывая о пожаре во время похорон Ивана Золотаренко в Корсуни, Крижанич назвал ее карой божьей за то, что нежинский полковник и его казаки в военных походах, грабили униатские и католические церкви. Сам Крижанич был католиком и отстаивал идею объединения церквей – унию. В частности, он писал: «Кто будет отрицать здесь чудо и явную месть Божьего правосудия? Признал это меньший брат, Василий Золотаренко, к которому в наследство перешли богатства покойного: для замаливания грехов сыновей брата построил он в Нежине большую церковь во имя святителя Николая. Но не дошел до покаяния истинного, ибо награбленное церковное имущество не повернул туда, откуда оно было взято, а держал у себя. На Майдане Нежинском построил был купеческий амбар с крепкими замками и цепями; он, как рассказывают, был полон упомянутых награбленных святых вещей. Я сам видел два святых образы, что их было вынесено из литовских церквей: один был прикреплен изначально Василием снаружи над дверью построенной им церкви, о которой мы говорили выше; второй оставался у него, прибитый во внутреннем покое до стены дома».
Но, по мнению автора, за это Василий Золотаренко навлек на себя кару Божью: «Не долго владел он святым утварью. Воевода Брюховецкий обвинил его в измене и наказал воровской карой». Так заканчивает свой рассказ Юрий Крижанич, превращая трагическую судьбу нежинского полковника на поучительную притчу (Крижанич Ю. «О промысле», Бессонов П. «Сведения об открытой рукописи». – М., 1860 г.).
Итак, углубленный анализ приведенных документальных свидетельств опровергает ложное датировки закладки и строительства Николаевского собора в Нежине. Исторические источники дают возможность проследить хронологию возведения его. Фундирован собор не позднее 1655 года за счет казаков и мещан, в частности Нежинского полковника Ивана Золотаренко и его матери. После гибели Ивана Золотаренко занимался строительством брат покойного Василий. В 1659 году собор уже действовал, о чем свидетельствует Ю. Крижанич. Возможно, завершили здание в 1658 году, когда Василий Золотаренко подарил храмовые Евангелие в ценном окладе.
Сегодня, как и много лет назад, солнечный блеск выигрывает золотом на крестах, что венчают поседевшие от времени купола собора. К жизни возвращен еще один памятник казацкой славы наших прадедов, восстановлена еще одна страница многовековой истории Нежина.
Александр Морозов «Памятник казацкой славы», «Памятники Украины», 1992 г., № 2-3.

Каменный пятибаневый собор возведен в 1655-1658 г.г. за счет нежинских полковников И. и В. Золотаренко. Пострадал от пожаров 1754, 1773, 1797 г.г. Перестроен во 2-й половине XIX в., в результате чего частично утрачен декор фасадов и заменены формы верхов. Шестиярусный резной иконостас 1734 г. работы В. Реклинского уничтожен в 30-х годах XX в. Реставрирован собор в 1980-1990 г.г. Расположенный в историческом центре, является его главной градостроительной доминантой.
Сооружение – центральное, крещатое, девятидильное. Ветви пространственного креста, ориентированные по сторонам света, граненые и увенчанные двозаломними верхами с восьмигранными подбанниками. Помещения между раменами — квадратные в плане, пониженные. Пространственное решение интерьера отличается целостностью высотно раскрытому пространству каждого из пяти участков пространственного креста, соединенных высокими стрельчатыми подпружными арками. В западном участке размещены хоры в виде небольших ярусных лоджий. Стены каменные крестовой системой из кирпича на известковом растворе, оштукатуренные и побеленные. Крыши и бани укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам и кружалам. Макушки и кресты позолоченные.
Николаевский собор в Нежине является первым известным каменным храмом девятидольного крещатого пятибаневого типа, ставшим самым распространенным в эпоху украинского возрождения 2-й половины XVII — начала XVIII в.
В.В. Вечерский «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». — К.: Техника, 2000 г., перевод с украинского.

По переписи 1767 г. «на Киевской улице церковь соборная во имя свят. Николая, каменная, старинная, з двомя приделами, с правой стороны архистр. Михаила, а с левой Трех Святителей». И так в 1767 г. каменный николаевский собор считался уже «старинною церковью». Когда же построен он?
При недавнем обновлении соборного иконостаса нашли вверху его надпись: «устроися иконостас сей подаяниями христолюбивых титорей великорусских и малороссийских, и приходов церковных и прилежным старанием всечестнаго… Волховскаго, настоятеля св. храма свят. Христова Николая – при благополучной державе – имп. Елисаветы Петровны и господина Кир Рафаила Заборовскаго архиепископа киевскаго, року 1734 июня 10 д.». Еще надпись: «списася иконостас сей Василием Рекленским». Настоятелем собора был тогда протоиерей Стефан Волховский, посвященный в 1725 г. и скончавшийся в 1761 г. но при о. Стефане устроен только новый иконостас, а не храм. На серебр. окладе евангелия печат. в Вильне 1644 г. вырезано: «сие евангелие украсил раб Божий Василий Ничипоровичь Золотаренко до храму св. Николая, – року Божого 1658». На кресте, стоящем на престоле, польская надпись говорит, что он пожертвован собору в 1606 г. Волоховичевою. Кроме того есть евангелие Львов.п. 1665 г., другое м.п. 1735 г., третье м.п. 1748 г., триодь постная к.п. 1697 г., другая к.п. 1728 г., цветная к.п. 1724 г., октоих к.п. 1699 г. с надписью: «смиренный Стефан Якорский милостию Божию митрополит рязанский 1702 апр. 23 д. дарствовал сию книгу брату своему о. Павлу Яворскому в знамение благословения Божия». По всем этим надписям построение каменного собора совершилось, вероятно, после несчастного 1668 г. при Самуйловиче, тогда как до того времени был собор деревянный.
Нынешний иконостас собора в 6 ярусов, 4 иконы его – под серебр. ризами; пред 10 иконами лампады серебреные.
В храме, в особом киоте, стоит икона Богоматери, привезенная, как говорят, из Греции. Во время бездождия носят ее на озеро Нежино, где служат молебен и еще ни разу не случалось, как говорят старожилы, что бы не шло дождя по окончании молебствия; иногда не успевал народ воротиться в храм, как проливной дождь напоял засохшую землю.
В последние годы собор возобновлен и украшен преимущественно усердием старосты Ивана Артемоновича Куликова и его брата. Пять куполов храма украшены вызолоченными крестами, что стоило до 4000 руб.сер.
В переписи 676 г. читаем: «подле Николаевской церкви в той же ограде церковь старинная каменная во имя св. Варвары, шпиталь и школа». Храм этот до того был поврежден сильным пожаром 1792 г. что его уничтожили. На его месте в 1842 г. устроена теплая каменная церковь во имя св. Иоанна предтечи с приделами св. Варвары и св. Митрофана. Иконы сего храма покрыты сереб. ризами – приношением братьев Куликовых.
Собору принадлежат 10 каменных лавок, 4 палатки каменные, 2 погреба, каменный дом и 2 десятины земли, дохода получается до 1185 руб. сер. из того числа 512 р. в пользу причта.
Уездный город Нежин. Из «Историко-статистического описания Черниговской епархии». 1873 год.

В 1668 г. в Нежине был построен первый в украинской архитектуре крещатый пятибанный храм нового типа, сложившийся под влиянием приемов и форм украинского деревянного строительства. Он положил начало развитию нового вида планово-пространственной организации крещатых храмов. Его архитектура, как у всякого первенца, строгая и величавая, массивы бань не расчленены ни по вертикали, ни по горизонтали. Гигантские граненые столбы вздымаются вверх, и ничто не нарушает их гармонии и равновесия. А скромные порталы, пятна оконных проемов и фигурные ниши на стенах храма только усиливают впечатление силы и монументальности.
В Николаевском соборе был один из лучших иконостасов Левобережной Украины (https://sobory.ru/photo/511702). Он занимал ширину всего храма с боковыми раменами (рукавами) и (подобно тому, как в гамалеевском и Елецком храмах) имел акцент по оси не только сильно проявленным вертикальным членением с царскими вратами в первом ярусе и «молением» на третьем, но и тем, что горизонтальные членения иконостаса в боковых раменах, дойдя средней части храма, круто ломались и поднимались вверх. Резьба, чрезвычайно густая и сочная, напоминает орнаменты иконостасов в Сорочинцах (1732) и Гамалеевке (1735). Возможно, что эти иконостасы вместе с густинским вышли из одной нежинской мастерской.
Г.Н. «Логвин По Украине». – К.: «Искусство», 1968 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?