Оригинал сгорел в 1962 г. в Анхимовском Погосте близ Вытегры. В Невском лесопарке — копия, первое здание из предполагающегося собрания копий утраченных памятников.
Деревянная Покровская церковь была торжественно заложена 14 ноября 2003г. митрополитом СПб и Ладожским Владимиром (Котляровым) и построена по образцу одноименной церкви Вытегорского погоста Олонецкой губ., 1708г. постройки, сгоревшей в 1963г. Проект храма выполнен известным архитектором Александром Викторовичем Ополовниковым, производившим в свое время обмер Вытегорской церкви. Освящение церкви, приписанной к Софийскому собору в Царском Селе, полным чином запланировано на престольный праздник 14 Октября 2007г. Подробнее об истории храма Вытегорского погоста и об этапах строительства храма в Невском лесхозе можно узнать на специально созданном сайте http://www.bogoslovka.ru.
Двадцатипятиглавая Покровская церковь построена в 1708 году на Вытегорском погосте Олонецкой губернии, на месте упразднённого к тому времени Покровского женского монастыря (ныне село Анхимово Вытегорского района Вологодской области). По преданию, проект храма сделан Петром I, во время его поездки на волок между Волжским и Балтийским бассейнами (Мариинская водная система на этом месте построена спустя 100 лет, в 1810 году и реконструирована в Волго-Балт в 1964 году). В 1950-х гг. Покровский храм был обмерен группой архитекторов во главе с А. В. Ополовниковым, а вскоре, в 1963 году, он сгорел.
В посёлке Невский Парклесхоз, находящийся на правом берегу реки Невы, в 19 км на юго-восток от центра Санкт-Петербурга, с 2003 по 2007 гг., т.е. спустя 300 лет с момента постройки оригинала, была построена копия этой церкви. При строительстве активное участие принимала архитектор Елена Александровна Ополовникова — дочь известного зодчего.
Двухъярусный восьмерик храма под крещатой бочкой и четырьмя прирубами рублен «в обло». Каждый прируб этой церкви покрыт двумя совмещёнными бочками, поставленными одна над другой, и обе несут на своих коньках по одной главе. Из этих глав и бочек складываются два нижних яруса композиции. Третий ярус также состоит из восьми бочек, завершающих каждую грань восьмерика. Четвёртый ярус образовывает крещатая бочка, поставленная на малый восьмерик и несущая на своих коньках четыре главы. И самый последний, пятый ярус создаёт центральная глава — самая верхняя и большая, венчающая всю композицию храма. Кроме этого, три главы поставлены на коньки бочек над алтарными прирубами. К трапезной примыкает крыльцо с двумя лестничными маршами. В интерьере храма воссозданы «небо» и тябловый иконостас.
От младшей своей «сестры» — Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста, построенной в 1714 году, храм имеет 3 главных отличия: а) основной массив образует только два уменьшающихся восьмерика (в отличии от Кижского — три); б) трапезная с западной стороны имеет скошенные углы (в храме Кижского погоста она прямоугольная); в) в Покровской церкви три алтарных прируба, в отличие от Преображенской, где один.
Указанные отличия вносят в облик Покровской церкви снижение центричности всего объёма храма. В этих двух однотипных памятниках раскрываются многогранные оттенки приёмов и методов народного деревянного зодчества, всегда неповторимых даже при кажущейся повторяемости.
Отдельно стоящая шатровая колокольня построена в 2007 году по обмерам не сохранившийся колокольни, стоящей с 1670-х гг. на Нижне-Уфтюгском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне — урочище в Красноборском районе Архангельской области).
В юго-западном углу Покровского погоста в 2012 году построен дом причта с воскресной школой по обмерам утраченного дома куп. Е. А. Костина, стоявшего с 1878 г. в деревне Верховье Медвежьегорского района республики Карелия.
Ограда Покровского погоста выполнена по образцу не сохранившейся ограды XVIII в. Лядинского погоста Каргопольского района Архангельской области.
Удачную попытку реконструкции Анхимовской Покровской церкви предприняли спустя 40 лет после рокового пожара. В 2002 году была озвучена мысль о воссоздании погибшей церкви.
Разумеется, поначалу идея казалась безумием. И дело было даже не в объеме затрат – проект был осуществлен на частные пожертвования – просто сама возможность воссоздания ТАКОГО памятника архитектуры в XXI веке ставилась под сомнение. Без профессионалов затея не имела смысла: для начала обратились за консультацией в Санкт-Петербургский НИИ ”Спецпроектреставрация”, заместитель директора которого, Михаил Исаевич Мильчик, лично дал согласие на роль научного руководителя проекта воссоздания – но при обязательном соблюдении ряда условий, одним из которых стало неукоснительное исполнение всех его замечаний относительно процесса реконструкции. Когда в дело пущена такая тяжелая артиллерия – за исход предприятия можно не беспокоиться: составлению проекта воссоздания предшествовала серьезная научная работа. Большой удачей стал тот факт, что М.И. Мильчик бывал в Анхимово до пожара, видел, что называется, ”в натуре” Покровскую церковь, сделал множество фотоснимков и провёл ряд исследований – то есть, воссоздаваемый объект не был для него абстрактной бестелесной легендой, а вполне знакомой и изученной архитектурной моделью. Михаил Исаевич подсказал и место размещения будущей церкви – на правом берегу Невы, в 5 км от границы Санкт-Петербурга, на участке территории лесопарка ”Невский”, хорошо заметном с акватории Невы и с проходящих мимо кораблей. Еще в 1976 году здесь планировалось устройство архитектурно-этнографического музея-заповедника, даже была разработана документация – но дальше планов дело не пошло.
За основу проекта реставрации были взяты обмерные чертежи и эскизы реконструкции Покровской церкви, выполненные Александром Викторовичем Ополовниковым – лежавшие мертвым грузом сорок лет, они дождались своего часа, подарив погибшему Анхимовскому храму шанс на вторую жизнь близ пятимиллионного мегаполиса. Документацию в июне 2003 года передала Елена Александровна Ополовникова, опять же с оговоркой: осуществление ею, как профессионалом в этой области, постоянного надзора за ходом работ. То есть, контроль был разносторонним, всеобъемлющим, неусыпным и бескомпромиссным.
Автором рабочих чертежей, по которым непосредственно выполнялась рубка, стала архитектор-реставратор Татьяна Ивановна Вахромеева, руководитель ЗАО ”Лад” из Петрозаводска. Много лет специализируется ”Лад” на реставрации деревянной архитектуры, её проектировщики и плотники работали на воссоздании объектов древнего зодчества Русского Севера, в том числе в Кижах – народ грамотный и опытный. Во главу угла при разработке рабочей документации ставилась аутентичность и достоверность каждой детали, узла и замка. Чертежи выполнялись только вручную, с очень качественной прорисовкой каждого элемента, отдельно прописывались приёмы работ и перечень используемых инструментов. Продольная рубка, пазы, желобы, гнезда – всё вручную, традиционными топорами, сверлами, стамесками, теслами. Механическими инструментами – только самые трудоёмкие процессы, вроде поперечного распила бревна и подъема на большую высоту 12-14 метровых бревен по полметра в поперечнике (с теми, что поменьше – лебедками обходились). Две бригады рубщиков – тоже ребята из Петрозаводска, опытные профессионалы-строители, знатоки традиций деревянного зодчества Русского Севера. Изготовлением срубов занималась бригада Сергея Ивановича Волова, а воссозданием всех 24 глав — бригада Ивана Михайловича Осипова (они же заодно срубили рядом стоящую шатровую колокольню). Однако, не перевелись, по счастью, у нас мастераJ
Лемех и детали глав изготовлялись в мастерской в Петрозаводске, собирались, затем перевозились в Ленобласть, в деревню Поги Тосненского района – дожидались, пока стены поставят. Там же в Карелии, на производственной базе артели Сергея Волова в 10 км от Петрозаводска, из карельского леса полностью рубились венцы, затем разбирались, транспортировались в Петербург и окончательно собирались на месте в этнопарке на берегу Невы.
Отдельная (подвиг) тема – заготовка леса для церкви. Кроме идеально прямого ствола и возраста от 120 лет дерево должно соответствовать нормативной плотности — иметь в разрезе минимум 12 годичных колец на сантиметр – растут такие в основном на скалах, на каменистом грунте. Триста лет назад качество древесины было выше, проблем с отбором леса не было. Нынче строевого леса днём с огнем не сыскать, весь повырублен – вот и пришлось всю Карелию объездить, да по скалам попрыгать, с бору по сосенке, по ёлочке насобирать. Найти еще полдела – вывезти нужно 15-метровые стволы, укоротить-то нельзя, да и вес солидный – в каждом по два куба древесины (минимум полторы тонны). На поиски леса ушло две зимы (заготовки традиционно, как исстари, велись в холодный сезон, когда влажность древесины ниже) – с ноября 2004 по февраль 2006 годов — а попробуйте-ка по северным нашим лесам да по сугробам погулять в 30-градусный мороз. Отобранное дерево сразу шло в дело – в марте 2005 года уже приступили к рубке первых венцов на базе близ Петрозаводска, в мае их перевезли в Петербург, к концу июня 16 нижних венцов стояли на подготовленном фундаменте, обозначив контуры будущего восьмерика церкви. Работа спорилась: к марту следующего, 2006 года вся нижняя часть восьмерика с прирубами, завершенными бочками, уже была готова. А спустя девять месяцев, к началу наступившего 2007 года, строительно-монтажные работы на Покровской церкви были практически окончены – включая установку пятиметровой в диаметре центральной главы, единственной из всех 25 глав, собранной мастерами прямо на предназначенном её месте, на 25-метровой высоте (остальные 24 главы, после изготовления и сборки конструкций из кружал с обрешеткой и покрытия их осиновым городковым лемехом, из карельской мастерской транспортировались в Петербург, а затем поднимались и устанавливались на кровли с помощью подъемного крана). В течение 2007-2008 годов проводилось обустройство интерьера Покровской церкви, установка иконостаса и восьмигранного потолка-”неба”. 14 октября 2008 года, в Великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, воссозданная копия Анхимовской Покровской церкви была освящена.
Любой желающий без особых затруднений может её увидеть. Потратившись лишь на автобусный билет маршрута № 476 в обе стороны от станции метро ”Ломоносовская” Петербургского метрополитена. Входной платы в этнопарк “Богословка” нет. Демократично и более чем досягаемо. В отличие от Кижей. Которые после реставрации, с обновленными срубами, формально древним зодчеством, наверное, назвать нельзя. А реставрационные проекты для обеих многоглавых церквей, по сути, вышли из-под одной руки – вот только воплотить их оба А. В. Ополовников не успел.
По мнению А. В. Ополовникова, маленькой главки над крыльцом Покровской церкви у сгоревшего оригинала изначально не существовало (до ремонта 1793 года Анхимовский храм имел 24 главы) – никаких сохранившихся следов, подтверждающих её наличие, в ходе обследований в 1956 году не обнаружено. Появившись над реконструированным крыльцом, она противоречит его проекту реставрации, но доводит общее количество глав до круглого числа 25, перекрыв на три главы Преображенскую церковь в Кижах. Также отсутствовали хоры, ныне обустроенные в восстановленном интерьере церкви.
Среди каменных соборов и храмов Санкт-Петербурга выделяется многоглавая деревянная церковь в Невском лесопарке. Это точная копия деревянного храма, который до 1963 года украшал Вытегорский погост на Вологодчине. Новодельная церковь настолько красива, что ее гармоничными пропорциями и аккуратными куполами можно любоваться часами. Изящная постройка по праву считается шедевром русской деревянной архитектуры.
Церковь появилась в деревне Анхимово, что в 316 км от Вологды, в 1708 году. По одной из легенд, деревянный храм возвели по рисунку, который нарисовал Петр I. По этой причине его освятили в честь царя-преобразователя. По другому преданию, необычный храм построили русские мастера под руководством голландского зодчего. Правда, ни одна из этих легенд не имеет документального подтверждения.
В конце XVIII века деревянное здание переставили на массивный каменный фундамент и освятили в честь Покрова Богородицы. Первоначально церковь имела 25 глав, но в 1793 году, во время реконструкции, четыре из них были утрачены.
В 1909 году основатель русской цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский путешествовал по Олонецкой епархии. Он был поражен великолепием деревянного храма и запечатлел замечательный памятник русского деревянного зодчества на фотографии (https://sobory.ru/photo/173894).
На старом снимке видно, что в начале прошлого века стены церкви были побелены, а кровля и купола окрашены в яркий зеленый цвет. Слева от Покровского храма на фото возвышается церковь Всех Святых, которая появилась в селе в 1905 году и служила усыпальницей для купца I гильдии А.Ф. Лопарева.
Старинный Покровский храм простоял на Вологодчине более двух с половиной веков. За ним бережно ухаживали, регулярно заменяли обветшавшие бревна и детали. За это время в стране произошло немало исторических событий. Россия победила войска Наполеона и приняла участие в двух мировых войнах. Деревянный храм пережил Октябрьскую революцию, кровопролитную Гражданскую войну и жесткие годы гонений на церковь.
В начале 1960-х годов, когда хрущевская оттепель рисовала радужные перспективы, неожиданно для всех произошла трагедия. Случился сильный пожар, и старинная церковь сгорела дотла. Одни считают, что храм пострадал от неосторожного обращения с огнем, и виновниками называют людей, которые отдыхали в Невском лесопарке. Другие уверены, что деревянное здание вспыхнуло после того, как в него ударила молния.
Проект восстановления архитектурного памятника был подготовлен известным архитектором и реставратором Александром Викторовичем Ополовниковым. В 1956 году он произвел тщательные замеры и составил подробные чертежи, чтобы можно было отреставрировать утраченные детали и заменить деревянную обшивку. Однако, эти разработки пролежали невостребованными почти 50 лет.
Церковь начали отстраивать заново в 2003 году с установки Поклонного креста. Для здания использовался отборный карельский лес, который был заготовлен в пригородах Петрозаводска. В фундамент церкви положили камни, оставшиеся от сгоревшего Покровского храма. Строительные работы заняли 5 лет и были закончены в 2008 году. Торжественный обряд освящения возрожденного храма прошел 14 октября, в праздник Покрова Богородицы. Новая церковь стала архитектурной доминантой комплекса «Погост храма Покрова Пресвятой Богородицы». Рядом с храмом красуются новодельная колокольня, Святые врата, часовня Спаса Нерукотворного и деревянная ограда.
Покровская церковь появилась за 6 лет до знаменитого Преображенского храма в Кижах, на который приезжают полюбоваться туристы из разных стран мира. Считается что обе церкви строила одна и та же артель ремесленников.
Храм Покрова имеет форму креста, длину 32 м и ширину 30 м. Церковь поднимается от земли на 19 м, то есть она в два раза ниже Преображенского храма. Покровская церковь многоярусная. Основной объем выполнен в виде восьмерика, к которому с четырех сторон добавлены прирубы. На нижнем восьмерике стоят два восьмигранных сруба поменьше. Небольшие луковичные главки расположены в первом, втором и третьем ярусах, на самом верху и над алтарным выступом на востоке здания.
Восточный прируб для алтаря имеет форму пятигранника. К прирубам с юга и севера пристроены два предельных алтаря, а с западной стороны к основному объему примыкают невысокая трапезная и шатровое крыльцо. Каждый прируб венчают поставленные друг на друга бочки, а над основным восьмериком установлено восемь бочек. В Покровской церкви более 20 окон, они небольшие и расположены в два ряда. В храм можно попасть через пять дверей. Для основного входа и выхода используется западное крыльцо.
По древней русской традиции потолок деревянной церкви сделан в виде «неба» — пологой усеченной пирамиды. Именно так строились потолочные перекрытия во всех храмах Русского Севера. Благодаря неоштукатуренным стенам и мягкому освещению, внутри очень уютно. Для тех, кто хочет посидеть, установлены скамейки.
В храме хранится напрестольное Евангелие, напечатанное в 1701 году. Святынями церкви считают Соловецкий крест и список иконы Покрова Пресвятой Богородицы, оригинал которой хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Зеленая зона находится в 5 км к юго-востоку от города, поэтому доступна всем жителям Санкт-Петербурга. Живописный лесной массив занимает площадь более 600 га. В нем растут ели, сосны, рябины, осины, березы, лиственницы и осины. По лесопарку протекает река Черная. При входе на территорию установлена стела, посвященная морякам, которые погибли в годы войны. Местность на правобережье Невы выглядит ухоженной. Дальняя часть парка больше напоминает заросший лес, и через него ведет несколько тропинок. Летом и осенью здесь можно встретить грибников. В глубине парка есть родник, которым пользуются дачники. Во время Великой Отечественной войны Невский лесопарк находится под интенсивным артиллерийским обстрелом, поэтому более 90% деревьев было уничтожено огнем и взрывами. В послевоенные годы лесные насаждения восстановили, и парк вновь обрел свою красоту.
Храм Покрова стоит в западной части лесопарка. В XVIII веке на этом месте находилась усадьба Зиновьевых Богословка. Несколько лет назад красивое двухэтажное здание и хозяйственные постройки возвели заново.
http://putidorogi-nn.ru/evropa/1044-25-glavaya-derevyannaya-pokrovskaya-tserkov