Неврев Николай Васильевич
«Смотрины», 1888
Холст, масло. 89 x 106 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина «Смотрины» была показана на XVII выставке Товарищества передвижников. Первоначально автором полотно было названо «Сватовство». Тема, впервые затронутая П.А. Федотовым («Сватовство майора» (1848), на полотне Неврева разворачивается по-иному. В розовом атласном платье сидит в искреннем смущении барышня, на которую пристально смотрит молодой человек, пытаясь уловить черты ее миловидного лица. На столе расставлены чашки с чаем, угощения, красуется натертый до блеска самовар – все приготовлено рачительной хозяйкой к приходу гостей.
На заднем плане Неврев изображает сцену беседы батюшки и матери молодой барышни, которые договариваются о будущей свадьбе. К подобному сюжету мастер уже обращался в картине «Воспитанница» (1867), представленной в коллекции музея. В 1860-1880-е годы сюжеты свадеб, сватовства, смотрин, шитья приданого были очень популярны среди русских художников – стоит вспомнить полотна В.М. Максимова, В.В. Пукирева и многих других.
Картина «Смотрины» Неврева была высоко отмечена публикой, и после ее появления на выставке была большой репродукцией напечатана в широко издаваемом журнале «Нива». Успех и слава сопутствовали мастеру не всегда, хотя он был в числе художников-передвижников и в эту пору, как и многие из Товарищества, активно обращался к историческим сюжетам, но конкуренции с полотнами И.Е. Репина и В.И. Сурикова созданные Невревым произведения не выдерживали. Несмотря на активную творческую деятельность и участие в выставках, мастер страдал от забвения публики и от сомнений в собственных творческих силах. Душевные колебания побуждают Неврева прервать свой жизненный путь на 74 году жизни.