Рубрика «Малоизвестные картины Третьяковской галереи»: Неврев Николай Васильевич. «Семейные расчеты (Раздел по наследству)» (1888). Имя Николая Васильевича Неврева – одного из выдающихся мастеров 1860–1880-х годов, осталось незаслуженно забытым, оказавшись в тени славы В.Г. Перова, В.Е. Маковского и других художников жанровой живописи. Неврев в своем творчестве обращался к остросоциальной и духовно-нравственной проблематике. Интерес к будничным сюжетам являлся отчасти отзвуком событий собственной жизни или чужих человеческих историй, подсмотренных в родном Замоскворечье.
Неврев родился в зажиточной купеческой семье, но рано потерял отца, что привело семью к разорению. Тяготы бедности, унизительные домашние сцены – вот те впечатления, которые сопровождали художника с детской поры.
Картина «Семейные расчеты» представляет тяжелый эпизод раздела наследства. Едва не стало хозяина, домочадцы, не сняв траурных одежд, в черных сюртуках и платьях, начинают кощунственный разговор о распределении имущества. Вдова, еще не успевшая опомниться от горя, в растерянности перед натиском сыновей и невестки, готовых вступить с ней и младшей сестрой в схватку. Безжалостно они смотрят на несчастную мать, опешившую от обрушившейся на нее лавины бумаг, векселей, расписок, закладных, что предъявляются ей под оглушительный грохот деревянных счетов, словно грозящих убытками и бедностью. Они хладнокровно ее запугивают, зная, что при жизни отца она никогда не входила в коммерческие дела семьи и ничего не понимает в документах. Каждый жест, каждая деталь, развешенные на стенах картины и фотографии с изображением фабрики «рассказывают» о запечатленных художником героях и указывают на то, что это семья предпринимателей-фабрикантов. «Прекрасная картина и страшная по своей правде!» – таков вердикт современника – критика, корреспондента журнала «Нива» в его обзоре XVII выставки Товарищества передвижных художественных выставок, на которой была представлена картина.
Неврев – мастер жанровых полотен, но вместе с тем и автор блистательных портретов, где каждый запечатленный им образ – раскрытый характер. Живописный строй произведения создан контрастом белого и черного цвета, лишь золото рамы на стене и изображенный на картине пейзаж голубого цвета подобны окну в этом «темном царстве» интриги и бездушной расчетливости.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва