Невозможные стаканы Вершинина в Corning glass museum Нью-Йорка

В музее США стоят два стеклянных стакана, создание которых эксперты считают невозможным.
Существует повсеместно распространённое убеждение, что родоначальниками стеклодувного дела считаются уроженцы Италии (что оспаривается греками и французами). Американцы в силу особенностей развития государства не претендуют на пальму первенства по части истории, но стараются дать понять, что они перехватили эту пальму, усовершенствовали технологию и сейчас в этом отношении делают весь мир как младенцев.
Про нашу страну в контексте стекольного дела не говорят, а то и замалчивают – по причине ли отсутствия знаменитых мастеров с мировым именем. Да и само по себе ремесло у нас поздновато появилось (хотя на самом деле это не так).

Вместе с тем, в самом большом музее стеклянных изделий, Corning glass museum в американском Нью-Йорке, в состав российской части экспозиции входит пара непритязательных с виду стаканчиков. Они редко удостаиваются внимания непрофессиональной публики, но неизменно приводят в восторг специалистов от отрасли, ведь оба эти стакана длительное время были тайной за семью печатями.

Автор, создавший оба – простой крепостной Сашка Вершинин – пользуется репутацией реально бытовавшего Левши и Кулибина от отечественного стеклодувного мастерства. Он служил на Бахметьевской стекольной фабрике и делал для царских дворцов красивые сервизы, за которые даже однажды получил от правителя Российской империи именной подарок – часы с подарочной гравировкой. Но сейчас не про то. Вернёмся к стаканам. Что с ними не так? Чем они выделяются из бесчисленного множества аналогичных изделий?

Всё просто. Дело в том, что работал Вершинин над ними один, и до сих пор ни одному умельцу не удалось воспроизвести или повторить вышедшие из его рук вещи.
Считалось, что его стаканы – тонкая роспись внутри массы стекла. Но когда один из них по недосмотру был разбит, хранители музея провели экспертизу осколков и донельзя удивились. Выяснилось, что речь идёт не о росписи, а о созданной из различных материалов природного происхождения композиции. Человеческие фигурки расписаны краской, а всё прочее – деревья, трава, домики – сделано из мха, щепок, подлинной травы, соломы и других материалов естественного происхождения.

Получается, крепостной мастер взял гранёный стакан, сделал копию внутренней стенки из тонкого стекла, а между ними поместил свои картинки, разместив их столь искусно, что ни один, даже самый острый человеческий глаз не смог различить прослойки воздуха между слоями. Длительное время не было и ответа на другой вопрос: как наружный и внутренний слои соединялись друг с другом? Высказывались различные предположения, одно другого удивительнее.

Одни утверждали, что речь шла о пайке остывшего стекла горячим, но в этом случае перепад температур неизбежно вызвал бы раскалывание готовой продукции.
Следы клеевых составов найти также не удалось.
Один американец из Беркли даже предположил, что для сварки применяли воспламенение фосфора: в этом случае края прогрелись бы более или менее равномерно, что позволило бы избежать раскалывания и появления трещин. Но где, в таком случае, следы копоти и почему не прогорели заложенные между слоями материалы? Но ни закопчённых стенок, ни обгоревших щепок внутри не нашли.
Разгадать секрет стаканов Вершинина позволил его величество случай. Однажды в реставрационную мастерскую поступил точно такой же стакан, как те, что в экспозиции, но с небольшим сколом на ободе. Тут-то и выяснилось, что для соединения наружного и внутреннего стаканов была применена специализированная мастика на основе фотополимера, превращавшаяся в кристаллы под воздействием света солнца.

По факту простой и даже неграмотный раб, человек, который не имел возможности распоряжаться своей собственной персоной, смог за полтора столетия до наших современников изобрести прототип ультрафиолетового клея на основе мет-акрилата.
То, что стаканы уже более века хранятся в музее, делает мистификации невозможными. Но ещё более невозможно то, что даже самый внимательный человек не может обнаружить следов склейки: со стороны стаканы выглядят литыми, без малейших дефектов, щелей, пузырей воздуха.

Подобное возможно лишь при условии того, что расстояние между наружной и внутренней частью постоянно и не превышает десятой доли миллиметра. Выходит, вышедшую из рук крестьянина 220 лет назад диковину сегодня сможет воспроизвести лишь высокоточный и сверхсовременный станок с ЧПУ и точностью А-класса (допустимое вероятностное отклонение не превышает 0,25 мм от нормали). Вот вам и русский Левша!

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?