Нестиары. Церковь Николая Чудотворца.

Строительство церкви началось в августе 1859 года. Проект был разработан архитекторами А. Турмышевым и Н. Ужумедским-Грицевичем. За основу взяты проекты академика Константина Тона: храм «кораблем» с односветным четвериком, трехлопастными фасадами и позакомарной кровлей. Четверик венчает крупная световая ротонда с луковичной главой. Над главным западным входом возвышается трехъярусная шатровая колокольня. Архитектура храма представляет собой замечательный образец эклектики, в котором элементы классицизма (русты на фасадах, большие полуциркульные окна, треугольные фронтоны и сандрики) сочетаются с приемами древнерусского зодчества (шатер колокольни, пятиглавие четверика). Оригинальностью отличаются плоскостные украшения фасадов в виде строгих геометрических орнаментов.
Приход был закрыт в конце 1930-х годов. Здание было передано под колхозный склад и постепенно разрушалось. В конце ХХ века в результате пожара были утрачены главы храмовой части, шатер колокольни, перекрытие и крыша трапезной.
В 2006 году церковь была передана Нижегородской епархии, был воссоздан приход.  В настоящее время ведётся восстановление по проекту, соответствующему виду храма во второй половине XIX века. К декабрю 2008 года была сварена и установлена конструкция большого купола, сооружена кровля над трапезной, закончена вычинка малых глав. Летом 2009 года завершилась вычинка кирпича на колокольне. К этому времени пять куполов уже были обшиты медью, а два барабана — металлом. В конце августа на колокольню был установлен первый крест. Всего на нижегородском заводе «Буревестник» из стального пласта было вырезано десять крестов. После золочения пять из них были установлены на храм и ещё четыре — на колокольню. Средства на отливку и золочение крестов выделили Эдуард Франков и Михаил Петров.
В 2011 году было совершено первое за десятилетия архиерейское богослужение, которое возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, в сослужении клириков благочиния. К этому времени были завершены реставрационные работы препятствующие разрушению здания, начались работы по восстановлению интерьера.
В 2012 году Приход вошел в состав Городецкой и Ветлужской епархии.
Источник: сайт храма в честь Николая Чудотворца  

В глухоманях лесного Нижегородского заволжья скрывается окутанное завесой таинственности и глухотой забвения озеро Нестиар. А действительно! Что вы слышали или читали о нем? Знаете ли вообще о его существовании? Хотя оно, как и подобное же озеро Светлояр, не обойдено вниманием истинных ценителей и знатоков отечественной истории и культуры. О Нестиаре еще в XIX веке писали П. И. Мельников, Н. С. Толстой, А. С. Гациский, В. Г. Короленко. В наши же дни группа нижегородских ученых издала небольшую, но весьма ценную во всех отношениях книжечку «Заповедные места Нижегородской области» (Н. Новгород, 1991), где буквально прокричали о бездушном и даже варварском отношении власть предержащих к нашим национальным природным ценностям, в том числе к заповедному Нестиар-озеру, призвав бережно хранить дарующую жизнь и душевное упокоение Её Величество Природу!
Озеро Нестиар лежит светлым округлым блюдцем чистых вод, отражая голубизну небес и темные тени сумрачных «черных», окружающих его заболоченных лесов. Лишь с северо-восточной стороны к озеру спускаются песчаные осыпи высокого берега со стройными соснами. Между ними и роятся жилые строения, среди которых стоит и старая каменная церковь. Сведения о ней уже давно стерлись из человеческой памяти. По крайней мере никто из нестиарцев так и не мог мне назвать дату строительства храма.
Так и лежит среди вековечных массивов лесов и заиленных болот необычное озеро и одноименное село Нестиар, храня в себе легенду об опустившемся на дно во время Батыева нашествия городе (как и в Светлояре!), память о колоколенных звонах Макарья, чаровавших когда-то здесь людей и многое другое. Каждой осенью на озере днюют стаи диких перелетных гусей и уток. Несмотря на то, что в селе живет много настоящих лесовиков-охотников, выстрелы не звучат. Пугливые птицы на перелете здесь не боятся людей и даже подплывают к ним подкормиться. Это поразило меня! Встретить в наше смутное XX столетие, век ожесточения человека против естества, природы-матушки уголок, где человек живет пускай в относительной, но гармонии с праматерью рода человеческого, дарованной ему один раз ПРИРОДОЙ, удивительно!
Огромные просторы лесного Заволжья вокруг Нестиара заселены крайне редко. Деревеньки стоят в основном на берегу вытекающего из озера притока Люнды Быстреца: Рогово (ныне деревня Быстрец), Клюкино, Никоново… Объясняется это тем, что труднопроходимые заболоченные низины мешали хозяйственной деятельности и общению людей. Выбраться из лабиринта болот можно было лишь по грядам рельефа, внешне обозначенных участками высоких, перезревающих прямо на месте сосен. С наступлением своего часа они подгнивают и падают друг на друга, создавая естественные завалы и ветроломы, ибо срубить вовремя и вывезти на транспорте огромные стволы практически невозможно. Тем не менее именно благодаря заболоченности места здесь сохраняются огромные запасы железных болотных руд, интерес к которым был проявлен властями Макарьев-Желтоводского монастыря еще в середине XVII столетия…
Основанный в 1445 году, но вскоре разоренный казанцами, Макарьев-Желтоводский монастырь был возобновлен вскоре после Смуты в 1620 году Алексеем Муромцем, при пострижении в иноческий сан принявшим имя Аврамия. Уже при нем под стенами изначальной деревянной обители начал действовать торг, вскоре ставший крупнейшей ярмаркой не только России, но и Европы.
В 1649 году игуменом монастыря утвердился лысковчанин Иларион, решивший отстроить обитель уже каменной – более величественной, импозантной и пожаростойкой. «Огненные зажигания» тогда случались в преимущественно деревянной застройке русских весей и городов довольно часто. В каменном зодчестве XVII века неизменно применялось железо. Из него ковались связи, укладывавшиеся для прочности внутри кладки мощных стен, ими стягивались своды, из железа ковались фигурные решетки окон, жиковины и секирные замки дверей, просекались тончайшие рисунки крестов и прапоров. Поэтому железа при каменном строительстве требовалось много и разного по вязкости качества.
Тогда-то, в 1651 году, к поискам в лесах Заволжья промышленных залежей железных болотных руд игумен Иларион и привлек известного в округе лысковчанина-кузнеца Федора Иванова по прозвищу Бобер. Вместе «с сотоварыщи» он в течение нескольких месяцев выявил и наладил производство железа по берегам речки Черной Мазы, у села Разнежья и близ Нестиар-озера.
Сохранился редкий по исторической значимости документ – донесение лысковского приказчика боярину Б. И. Морозову об объемах получаемого Федором Бобром в сыродутных домницах железа и о ценах на него на Макарьевской ярмарке: «…выходит де у них из горна в сутки по 7-ми криц и по 8-ми; а крица де у них ставитца по 4 денги; а ис крицы де выходит по 4 прута железа; а прут де такой купить по торговому по 8-ми денег…»
Железную руду (красноватого цвета землю с видимой ржавчиной) копали по болотам, а затем после просушки помещали в выведенную в рост человека из сильно обожженного кирпича (железняка) круглую домницу. На одной трети ее высоты, внутри помещалась железная решетка, на которую и загружалась руда, внизу же домницы, под решеткой, разводилось кострище. Для поднятия температуры огня кузнечными мехами нагнетался воздух (кислород). 750 — 800º было достаточно, чтобы из руды начал скапывать вниз восстановленный металл, который спекался с золой и угольем, создавая бесформенные куски железа (крицы). Для удаления из криц примесей их несколько раз нагревали докрасна и проковывали большими молотами в прутья (обычно по 1,5 – 2 пуда весом), которые и раскупались кузнецами для работ.
Тогда и поселились на берегах Нестиара железоделатели, поставлявшие металл не только в Макарьев-Желтоводский монастырь, но и для продажи на Макарьевскую ярмарку. Но земли у Нестиара оставались глухими, к тому же спорными, поэтому власти обители старались о них помалкивать, хотя иногда в документах и упоминалось о поступлениях в Макарьев из Нестиара крупных партий железа.
Небольшой деревенькой промысловиков Нестиар просуществовал до середины XIX столетия. Тогда здесь насчитывалось всего 25 жилых дворов, а в них 104 мужчины и 110 женщин. Они считались прихожанами храма села Покровского (ранее называлось Фокиным), располагавшегося в 25 верстах. По этой причине в начале 1848 года сельский мир принял решение в Нестиаре возвести собственный храм. Согласился с этим и владелец деревеньки, коллежский секретарь Петр Федорович Зубов. Именно он ходатайствовал 9 ноября 1848 года перед Нижегородской духовной консисторией о строительстве в Нестиаре «деревянной на каменном фундаменте» церкви. Епископ Иеремия благословил строительство, для выбора же места в Нестиар был направлен Макарьевский уездный землемер А. Наумов.
К проектированию планов-фасадов храма привлекли губернского архитектора А. Е. Турмышева. Проект храма был утвержден 14 июня 1849 года, и в Нестиаре сразу же началась заготовка всевозможного строевого леса, кирпича, железа. Весной 1850 года в Нижний Новгород сообщалось, что необходимый материал заготовлен «и самые рабочие заподряжены». Для окончательного определения места летом того же года в Нестиар выехал землемер, который по возвращении в Нижний Новгород констатировал, что храм будет стоять «близ имеющейся там часовни на пространстве 50 квадратных сажен, которое с северной и с южной стороны граничит с обывательскими домами, с восточной – с церковною селитебною, назначенною к вырезке землею, а с западной – озером Нестиаром».
Но из-за финансовых трудностей дело приостановилось, тем более, что в декабре 1852 года, старый помещик продал Нестиар голландцу Стобеусу Николаю Яковлевичу, который согласился вместо деревянной возвести «в деревне Нестиаре церковь каменную, принимая на себя всю хозяйственную отчетность». На сей раз к проектированию храма привлекли одаренного архитектора Н. И. Ужумедского-Грицевича, внесшего в художественное решение фасадов существенные изменения.
Нижегородская же Строительная комиссия при этом потребовала от автора проекта личного присутствия при особо ответственных актах: при закладке фундаментов, при выведении сводов, при установке иконостаса и окончательной отделке интерьеров.
Летом 1859 года Нижегородский епископ Антоний выдал в Нестиары антиминс, а 11 августа храм был освящен в честь Николая Чудотворца. К новопостроенному храму были приписаны близлежащие деревни: Заозерская, Быстрец (Рогова), Клюкино, Никонова, Завод и другие – более полутора тысяч прихожан!
Н.Ф. Филатов, руководитель научно-исследовательского центра «Нижегородский край», член-корреспондент Славянской академии наук. Легендарное Нестиар-озеро. Газета «Понедельник», № 24 (186) от 09 июня 1995 года, сс. 6 -7.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?